Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель исследования: обоснование значения PR-технологий и социальной рекламы в социальной работе.
Задачи исследования:
1. Дать анализ рекламной деятельности как нового вида социальной деятельности; раскрыть сущность, смысл, необходимость и цели службы связи с общественностью.
2. Выяснить роль социальной рекламы в формировании имиджа социальных служб и некоммерческих организаций; формировании национальной идеи, стереотипов, традиций.
3. Рассмотреть психологию потребительских мотивов в социальной рекламе.
4. Выяснить отношение жителей города к социальной рекламе.
Введение 2
Глава I. Социальная реклама как социальный институт и деятельность. 6
1.1. Социальная реклама в России. 6
1.2. Основные цели рекламного отдела социальных организаций. 10
1.3. Отдел PR-технологий в организации: функции и полномочия. 16
Глава II. Роль PR-технологий и социальной рекламы в практике социальной работы. 21
2.1. Информационно-коммуникативная модель связей с общественностью 21
2.2. Психология потребительских мотивов в социальной рекламе. 25
2.3. Эффективность социальной рекламы. Социологическое исследование. 29
Заключение. 33
Содержание
Введение 2
Глава I. Социальная реклама как социальный институт и деятельность. 6
1.1. Социальная реклама в России. 6
1.2. Основные цели рекламного отдела социальных организаций. 10
1.3. Отдел PR-технологий в организации: функции и полномочия. 16
Глава II. Роль PR-технологий и социальной рекламы в практике социальной работы. 21
2.1. Информационно-коммуникативная модель связей с общественностью 21
2.2. Психология потребительских мотивов в социальной рекламе. 25
2.3. Эффективность социальной рекламы. Социологическое исследование. 29
Заключение. 33
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности, многих социальных связей. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм, а также национальной культуры.
Таким образом, восстановление общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а, значит, большое значение приобретают новые методы, помощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить как гомеостазис общества, так и личностное равновесие.
К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать индивида в систему социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирования механизмов социальной защиты за последнее время значительно возросла.
Однако закономерно встает вопрос об эффективности данной рекламы и ее специфике. В связи с этим является актуальным изучение влияния социальной рекламы на общественное мнение. Социально-психологический аспект этого феномена до сих пор не освещен в научной литературе. Вопрос об изученности механизмов формирования массовых социальных оценок, традиций, стереотипов также остается открытым.
Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения его выживание.
Будучи элементом культурно-
Вот почему социальные службы не могут игнорировать данный феномен. Он включается в предметное поле теории социальной работы. Чтобы влиять на мнение людей, необходимо обладать максимально широкими знаниями о том, как люди мыслят и как они поступают в различных обстоятельствах.
Игнорирование социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, ее воспитательной и адаптивной функций, сказывается на эффективность деятельности социальных служб. В связи с этим уже сейчас многие учреждения социальной службы обращаются к социальной рекламе, понимая ее актуальность.
Социальная реклама может и должна рассматриваться как один из методов работы социальных служб. Поскольку социальная реклама - одна из составляющих PR, есть смысл рассматривать ее не как отдельно существующий феномен, а в рамках общей системы связей с общественностью. Разнообразные стороны рекламы явились объектом внимания многих ученых. В ее изучении сложились определенные подходы как в зарубежной, так и в отечественной науке. За рубежом наиболее выражены два подхода к исследованию феномена рекламы: маркетинговый и коммуникационный. В первом подходе реклама трактуется как один из компонентов маркетинга, здесь исследуется, в основном, экономическая сторона рекламной деятельности. В рамках коммуникационного подхода реклама рассматривается как средство коммуникации; главное внимание при этом уделяется изучению психологических аспектов рекламы (Ю.Л. Борисов, Б. Грушин, Л.Ю. Гермогенова, Г.Н. Кэссон, В. Перепелица, Б.С. Разумовский, В.Л. Музыкант).
Отечественные ученые также неоднократно обращались к данной тематике. Начиная с прошлого века, в России стали появляться работы, посвященные психологии рекламы. В советское время особое внимание уделяли пропагандистским возможностям рекламы. В частности, изучалась эффективность психологического воздействия, критерии восприятия рекламы, психология потребительских мотивов; разрабатывались методики психологического воздействия посредством рекламы.
Вопросам социального
маркетинга и социальных технологий
в сфере рекламы как в
Объект: социальная реклама в России как технология социальной работы.
Предмет: формы освещения социальных проблем методами PR-технологий и социальной рекламы.
Цель исследования: обоснование значения PR-технологий и социальной рекламы в социальной работе.
Задачи исследования:
1. Дать анализ рекламной деятельности как нового вида социальной деятельности; раскрыть сущность, смысл, необходимость и цели службы связи с общественностью.
2. Выяснить роль социальной рекламы в формировании имиджа социальных служб и некоммерческих организаций; формировании национальной идеи, стереотипов, традиций.
3. Рассмотреть психологию потребительских мотивов в социальной рекламе.
4. Выяснить отношение жителей города к социальной рекламе.
Гипотеза: Эффективность социальной рекламы будет выше, если:
- будет осуществляться достойное государственное финансирование проектов;
- повысится профессиональный уровень специалистов по социальной рекламе;
- при разработке проектов будет использоваться опыт ведущих стран мира, с учетом социокультурных и региональных особенностей России.
Термин социальная реклама,
являющийся дословным переводом
с английского public advertising, используется
только в России. А во всем мире ему
соответствуют понятия
Некоммерческая реклама - реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества.
Общественная (социальная)
реклама передает сообщение,
В Федеральном Законе РФ «О рекламе» в статье 18 дается такое определение социальной рекламы: «Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей». Рассмотрим социальную рекламу по типам организаций и институтов, которые ее размещают.
Первый тип - некоммерческие организации. Как правило, это благотворительные фонды, больницы, церкви. Деятельность их заключается в помощи больным, нуждающимся. Такой характер деятельности во многом определяет направленность социальной рекламы, размещаемой ими. В основном, это привлечение средств либо на строительство храма, либо в различные фонды, либо целевая помощь конкретным людям, нуждающимся в лечении.
Пропаганду здорового образа жизни, безопасного секса, несмотря на специфичность, также можно отнести к социальной рекламе. Можно сказать, что среди всего объема социальной рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, именно реклама некоммерческих организаций встречается наиболее часто и, соответственно, находит больший отклик среди людей.
Другой тип - ассоциации. Различные профессиональные, торговые и гражданские ассоциации также пользуются рекламой для достижения своих целей. Часто целью такой рекламы является создание позитивного общественного мнения, общественного спокойствия. В качестве примера приведем рекламу, размещаемую Рекламным Советом России. Первым проявлением деятельности этой ассоциации стали рекламные ролики, с сюжетами из повседневной жизни, с утверждением простых жизненных истин.
Третий тип - государственные
структуры. В России такого
рода рекламу активно
Как видно, социальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению. Например, если конечной целью коммерческой телевизионной рекламы нового сорта кофе является изменение потребительских привычек, то целью ролика социальной рекламы, например, по борьбе с беспризорностью, является привлечение внимания к этой проблеме, а в стратегической перспективе - изменение поведенческой модели общества. Кроме этого, целевые аудитории двух сравниваемых типов рекламы значительно различаются: у коммерческой рекламы - это достаточно узкая маркетинговая группа, у социальной - все общество, или значительная его часть.
Современная социальная реклама появилась в 1994году. Хотя еще в начале прошлого столетия, в России сравнительно недавно 1914 году, можно найти примеры раннего использования приемов социальной рекламы. Известно, что выпускавшийся в России журнал «Дамский мир» опубликовал на своих страницах несколько образовательных статей по методике ухода за ранеными в госпиталях.
Позднее, равно как и в других странах, некоторые приемы социальной рекламы активно использовались для мобилизации граждан в военное время.
На сегодняшний день оборот социальной рекламы в нашей стране, по предварительным подсчетам, составляет менее одного процента от общего объема российского рекламного рынка и не превышает суммы в 20 млн. долларов.
Вся социальная реклама существует пока в масштабе выставок, конкурсов и конференций, которые не доходят до непосредственного потребителя этого вида рекламы.
В отличие от стран
Запада, где развитие социальной
рекламы насчитывает несколько
десятков лет и где уже успела
сложиться целая теория
Более того, соответствующего понимания нет не только на уровне потенциальных заказчиков и производителей социальной рекламы, но и на уровне ее непосредственного потребителя.
Другой причиной специалисты
считают трудности с
И, наконец, одна из главных причин низкое качество технического и творческого исполнения социальной рекламы. В конечном счете, все это отражается на результате.
Развитие социальной рекламы
в российском обществе ознаменовало
собой изменение отношения к
общественным проблемам не только со
стороны государственных
Информация о работе Роль PR-технологий и социальной рекламы в практике социальной работы