Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:00, курс лекций
Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения. С развитием политических форм управления государством возникла потребность не только в оповещении о действиях правителей, но и в формировании общественного мнения. Важную роль в рождении российской журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между странами вызвали острую потребность информационного обеспечения в развивающихся торгово-промышленных контактах Европы. В России в самом начале XVII века дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземплярах нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты», а также «Вести», «Столбцы».
Издательская деятельность
А.С.Суворина строилась во многом по
аналогичному принципу. Ядром его
концерна была газета «Новое время», которую
Суворин гордо называл «
В 1912 году большевики стали издавать массовую рабочую газету «Правда». Летом 1914 года в канун Первой мировой войны редакция «Правды» была разгромлена, а газета закрыта.
Мощным импульсом в развитии русской печати стали события, связанные с началом Первой мировой войны 1914 – 1917 годы. Происходит увеличение тиражей почти всех буржуазных изданий в 2 – 3 раза, в крупных городах страны открываются десятки новых периодических органов. Только в 1914 году в России появились 431 газета и 411 журналов. Активно развивается военная печать.
Но постепенно ситуация изменяется. Бездарное руководство армией и страной, военные неудачи, нарастание трудностей в тылу вызвали подъем революционных настроений во всех слоях русского общества. В феврале 1917 года массовая политическая стачка переросла в вооруженное восстание. Царское самодержавие пало, к власти пришло Временное правительство. Начинает выходить официальный орган новой власти – газета «Вестник Временного правительства». Монархическая пресса закрывается.
Большевики возобновляют издание массовой рабочей газеты «Правда» в Петрограде, в Москве начинает выходить газета «Социал-демократ».
Угроза установления военной диктатуры в стране, тяжелейшее положение на фронте и в тылу привели к значительному снижению авторитета Временного правительства у широких масс. Большевистская пресса, насчитывавшая накануне Октября 75 наименований, неустанно готовила массы трудящихся к вооруженному восстанию.
После осуществления вооруженного переворота 25 – 26 октября 1917 года и отстранения от власти Временного правительства вся печать страны раскололась на два непримиримых лагеря – большевистскую и оппозиционную. Большевики во главе с В.И.Лениным, став партией власти, одновременно решали как задачу подавления неугодной прессы, так и создания новой системы – партийно-советской печати. На следующий же день после захвата власти по распоряжению Временного революционного комитета (ВРК) были закрыты десять наиболее крупных газет – «Русское слово», «Новое время», «Речь», «Копейка», «Биржевые ведомости», «Русская воля» и др., а их полиграфическая база конфискована. Благодаря этому акту экспроприации ведущие партийно-советские издания – «Правда», «Солдатская правда», «Известия», «Деревенская беднота» и др. получили лучшие типографии страны и огромные запасы бумаги в свое распоряжение. Создание материально-технической базы новой советской журналистики и в дальнейшем осуществляется путем такого «перераспределения». Согласно распоряжению ВЦИК, «конфискация частных типографий и запасов бумаги, передача их в собственность Советской власти в центре и на местах» становилась обычной практикой. Всего же до 30 июня 1918 года было секвестировано, реквизировано, конфисковано или национализировано более 150 предприятий полиграфической промышленности.
В первом законодательном акте Советского правительства, посвященном прессе, Декрет о печати (принят Советом народных комиссаров 27 октября 1917 г.), были подтверждены все мероприятия, направленные против контрреволюционных газет.
Буржуазные и оппозиционные издания единодушно выступили с яростной критикой Декрета о печати. Развернулась острейшая борьба вокруг вопроса о свободе прессы. В.Г.Короленко называет ленинский проект «свободы печати» «исступленно фанатичной утопией», которая превосходит «самые безумные мечты царских ретроградов». На страницах газеты «Новая жизнь» М.Горький выступил со словами негодования в адрес действий Советского правительства: «Я нахожу, что заткнуть кулаком рот «Речи» и другим буржуазным газетам только потому, что они враждебны демократии – это позорно для демократии. Горло печати ненадолго зажато «новой » властью, которая так позорно пользуется старыми приемами удушения свободы слова. Лишение свободы печати – физическое насилие, и это недостойно демократии».
Согласно Декрету о печати, подлежали закрытию следующие органы прессы: «1. Призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению рабочему и крестьянскому правительству. 2. Сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов. 3. Призывающие к деяниям явно преступного, т.е. уголовно-наказуемого характера.».
Поскольку эффективность мер, по мнению большевиков, была недостаточной, в ноябре 1917 года Совнарком принял Декрет «О введении государственной монополии на объявления», который должен был подорвать экономические основы существования оппозиционной прессы, лишив ее доходов от рекламы и объявлений.
В конце января 1918 года Совнарком принял Декрет «О Революционном трибунале печати», который ознаменовал начало нового этапа борьбы с оппозиционными изданиями. Ведению нового трибунала подлежали «преступления и проступки против народа, совершенные путем использования печати».
Наряду с подавлением оппозиционной печати партия большевиков решала очень важную для новой власти задачу – создание системы партийно-советской журналистики. В первый же день после победы Октябрьской революции началась энергичная работа по восстановлению всех большевистских изданий, которые были закрыты Временным правительством. Ведущими газетами в первые месяцы Советской власти были те, которые имели еще дореволюционную историю – «Правда», «Известия», «Деревенская беднота», «Солдатская правда», «Деревенская правда» и др. Первым правительственным изданием стала «Газета Временного рабочего и крестьянского правительства», которая выходила до марта 1918 года и была закрыта в связи с передачей ее функций «Известиям». С 21 ноября 1917 года начала выходить ежедневная газета «Рабочая и крестьянская Красная армия и флот», с 25 января 1918 года – «Красная газета».
С конца 1917 года по мере установления Советской власти в регионах были возобновлены практически все большевистские издания. Они увеличили свою периодичность, формат, расширили географию распространения, резко повысили тиражи. Во многих губерниях и уездах появились новые партийные и советские газеты и журналы, объединявшие функции руководящих и массовых изданий.
Уже в начале 1918 года издавалось 884 газеты и 753 журнала, являвшихся органами партии и Советов на местах.
В первые годы Советской власти, после создания в октябре 1918 года Российского коммунистического союза молодежи, получила развитие молодежная печать.
Для централизованного снабжения советской печати информационным материалом в сентябре 1918 года было организовано Российское телеграфное агентство РОСТА.
Развитие системы журналистики осуществлялась под непосредственным руководством и постоянным контролем со стороны партии. Ее деятельность регулировалась не столько законодательством страны, сколько многочисленными документами РКП(б) – ВКП(б) – КПСС.
Руководство всей журналистикой осуществляется методами жесткого администрирования и централизации. ЦК партии в своем постановлении от 20 июня 1945 года не только требует от газет стать «боевыми органами политического воспитания масс», но и указывает, сколько и каких отделов должно быть в редакциях газет разного типа, определяет количество штатных единиц и даже объем гонорарного фонда на номер.
С конца 50-х годов интенсивное развитие получают радиовещание и телевидение. К 1965 году число радиослушателей составляло около 200 млн. человек. Количество телевизионных приемников к тому времени превысило 4 млн. В 70 – 80-е годы советское телевидение развивается очень активно с точки зрения его технического оснащения. В начале 80-х годов телевизионные передачи уже смотрели около 88% населения страны.
М.С. Горбачев, избранный в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС, объявил предыдущие десятилетия в стране застоем, провозгласил перестройку советского общества и построение социализма «с человеческим лицом». Особая роль в пропаганде государственных политических идей отводилась СМИ. Они должны были помочь народу осознать свое прошлое и настоящее и выработать у него новое мышление. Была провозглашена гласность, открытость социально значимой информации.
В литературно-художественных
журналах в большом количестве стали
публиковаться запрещенные
Положительным в этом было возрождение прямого эфира на радио и телевидении, репортажей с места события, дискуссии, беседы, «круглые столы», телемосты. Любимцами публики становятся популярные журналисты, с новыми, нестандартными подходами к ведению передач. Среди них В. Познер (телемосты с Америкой), В. Листьев, А. Любимов, А. Политковский, А. Захаров («Взгляд»), В. Молчанов («До и после полуночи»), А. Невзоров («600 секунд»), Б. Куркова («Пятое колесо») и другие. Благодаря своей популярности, многие из них избираются во властные структуры, становятся депутатами Верховных Советов СССР и РСФСР, а позже Государственной Думы РФ. Таким образом, формируется элита СМИ того времени.
К отрицательным сторонам следует отнести избыток негативной информации. Преимущественно речь шла о репрессиях 30-х годов и замалчивалось все хорошее, что было в нашей истории. Повсеместно шло восхваление западного образа жизни, исчез критический подход к деятельности зарубежных СМИ, дававших необъективную оценку действительности в нашей стране. На отечественный информационный рынок были допущены западные СМИ. Шла активная вестернизация российского общества. Отечественный авторитарный подход в руководстве СМИ был замещен М.С. Горбачевым на западный либертарианский. Весь предыдущий образ жизни советского общества, его история, деятельность партийного и государственного аппарата была подвергнута массированной критике прозападно настроенных СМИ. Этой ситуацией воспользовались силы, боровшиеся с КПСС и СССР. Народ, узнававший из газет, журналов, радио и ТВ «правду» о своем прошлом, неблаговидных делах бывших политических деятелей, разочаровался во власти и ничего не предпринял, чтобы спасти ее и укрепить, когда она зашаталась. Свободные СМИ дискредитировали в глазах россиян и самого М.С. Горбачева, лишившегося в итоге государственных постов. Таким образом, в конце XX века повторилась ситуация его начала. Горбачев, как и Николай II, пошел по пути либерализации общества, отказался от контроля над прессой со стороны государства. Результат тот же – брожение в умах, разочарование народа во власти и падение трона: в 1917году – царя, в 1991-м – Генерального секретаря.
Появившиеся в 1990 году в стране первые коммерческие газеты стали захватывать информационный рынок. Образовались эти СМИ путем объединения усилий представителей бывшей партийной номенклатуры и кооперативных предприятий. При этом первые использовали свои связи, вторые привносили капитал. Новая элита СМИ использовала свою близость к административно-политической элите (доступ к бумаге, типографиям, технике, льготы на расценки), что давало ей социальную защищенность и приносило значительную прибыль. Яркий пример такого рода – приватизация газеты «Вечерний Ростов», которая после падения ГКЧП перешла в частные руки вместе со значительными запасами бумаги, оргтехникой, автомобилями, мебелью и другими материальными ценностями.
С переходом СМИ к рыночным отношениям произошла коммерциализация печати. Благодаря высоким доходам от рекламы многие издания стали независимы от государственных дотаций, и перешли в частные руки. А закон «О печати и других средствах массовой информации» (1990) отменил цензуру, предоставил право редакционным коллективам учреждать собственные издания и программы. Была введена система регистрации газет, теле- и радиостанций. Право на учреждение СМИ получили не только государственные и общественные организации, но и отдельные граждане.
Бесцензурная печать, выступая оппонентом официальных структур, в условиях гласности продолжила традиции «самиздата» времен КПСС. Борясь за читателя, такие газеты как «Известия», «Московские новости», журнал «Огонек» и другие публиковали разоблачительные материалы из истории СССР, всячески расшатывая партийно-государственные устои общества.
Причем инициировала эти расшатывания новая горбачевская политэлита, проводя повсеместную замену элиты СМИ в подконтрольных власти изданиях. Руководил этим процессом секретарь ЦК КПСС по идеологии А.Н. Яковлев, рекомендованный на этот пост лично Горбачевым. Началось формирование «радикальной команды» элиты СМИ.
Одним из таких «радикалов» являлся Виталий Коротич, назначенный главным редактором «Огонька». Незадолго до назначения он опубликовал в «Роман-газете» книгу «Лицо ненависти», в которой преподнес себя как человека, прочно стоящего на позициях социализма и ненавидящего американский империализм. Но, возглавив «Огонек», он развернул активную кампанию травли тех, кто выступал за сохранение Советского Союза, публиковал материалы, накалявшие общество, оскорблявшие армию, народ. Выполнив свою разрушительную функцию, он уехал на постоянное место жительства в столь «ненавидимые» Соединенные Штаты Америки.
Следует отметить, что с преданной себе команды Горбачев убирал всех тех, кто твердо стоял на позициях КПСС. Так, главного редактора журнала «Коммунист» П.И. Косолапова, освободив от занимаемой должности, отправили на преподавательскую работу. Выступивший на Политбюро в защиту социализма второй человек в партии Егор Лигачев, вскоре был подвергнут критике и отправлен в отставку.
Новая же элита СМИ, взращенная и поддерживаемая политико-административной элитой, всячески использовала преимущества близости к власти. В ее руки перешли основные фонды редакций и типографий, что позволило уже в скором времени строить отношения с политэлитой на коммерческой основе.
«Смелость» же прессы новой волны, повсеместно публиковавшей неизвестные материалы из нашей истории, не только способствовала развалу страны, но и резкому росту авторитета СМИ. В 1989 году разовый тираж 8800 газет достиг 230 млн экз, а 1629 журналов – 220 млн экз. Через год эти тиражи соответственно выросли на 4,6% и 4,3%. А с августа по декабрь 1990 года на всесоюзном уровне было зарегистрировано 800 изданий.