Теория и практика массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:00, курс лекций

Описание работы

Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения. С развитием политических форм управления государством возникла потребность не только в оповещении о действиях правителей, но и в формировании общественного мнения. Важную роль в рождении российской журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между странами вызвали острую потребность информационного обеспечения в развивающихся торгово-промышленных контактах Европы. В России в самом начале XVII века дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземплярах нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты», а также «Вести», «Столбцы».

Файлы: 1 файл

ТПМИ_ЛЕКЦИИ.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Культуроформирующие функции  в идеале направлены на распространение  в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры и, в конечном счете, на формирование творческой личности.

Рекреативная функция (восстановление, становление), которую  называют также функцией релаксации (расслабление) и гедонистической (наслаждение).

Образовательно-просветительская функция выполняет роль распространения уже имеющихся знаний о мире, предметах, явлениях, новых открытиях до широкой аудитории.

Ориентирующие функции  направлены на информационное обеспечение  аудитории в производственной, экономической, товарной, финансовой, технико-технологической сферах жизнедеятельности человека.

Иные функции журналистских  текстов: контактная, справочно-консультационная, обзорная, аналитическая, коммулятивная, документирование и др.

  • Источники информации. Информационные агентства, агентства в сфере общественных связей, корреспондентская сеть, Интернет, редакционные базы данных.

 

Источниками информации в работе журналиста являются различные  организации. Существенную роль в обеспечении  СМИ информацией играют информационные агентства. Крупнейшие из них – ИТАР-ТАСС, Агентство печати «Новости», Интерфакс, Рос-Балт, располагающие широкой сетью собственных корреспондентов в России и за рубежом.

Поставщиками новостей в СМИ выступают также агентства  по связям с общественностью, снабжающие редакции пресс-релизами о деятельности своих структур.

Крупнейшие российские СМИ располагают сетью собственных  корреспондентов в регионах России и в других странах, которые оперативно поставляют информацию в свои редакции.

Источниками новостей могут  быть другие газеты, пресс-службы министерств и ведомств, официальные документы этих организаций.

В советские времена  активно к работе в редакциях  привлекались внештатные корреспонденты, поставлявшие информацию с мест, использовалась почта, поступавшая в СМИ.

При подготовке материалов, требующих отображения общественного мнения, используются данные социологических исследований.

Источниками информации могут выступать видные государственные  и общественные деятели, лидеры мнений в ходе интервью для средств массовой информации.

В настоящее время активным источником информации является Интернет, который также используют печатные средства массовой информации, радио и телевидение при формировании своих сайтов.

  • Типология современной российской печати. Типологические признаки СМИ. Тенденции в развитии типологии прессы. Типы и виды прессы. Типологические особенности рынка СМИ Ростовской области.

 

В сложившихся  условиях многосубъектности СМИ  существенно изменилась типология  отечественной журналистики.

А.А. Грабельников разделяет печать на:

– качественную, прессу мнений для интеллектуальной части общества, и массовую, прессу новостей, обслуживающую остальное население;

– государственную, дотируемую из казны, и коммерческую, самостоятельно добывающую деньги на свое существование;

– официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя, учредителя, редакционного коллектива;

– правящую, ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии властных структур, и оппозиционную, критикующую  существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества;

– политизированную, сосредоточенную, в основном, на отражении  политической борьбы, самостоятельно ведущую эту борьбу на стороне  какой-либо партии или движения, и  деполитизированную, содержание которой не затрагивает политических вопросов и баталий;

– деловую, экономическую, обслуживающую новый класс бизнесменов  и предпринимателей, и развлекательную, рассчитанную на досуг читателей;

– легитимную, официально зарегистрированную в государственных органах, и нелегитимную, не признающую над собой властных структур;

– национальную, издающуюся в пределах республики, и транснациональную, выходящую  в границах ближнего и дальнего зарубежья5.

Иными стали  функции СМИ и их роль в политическом процессе. Монолитная прежде партийная печать раздробилась на издания различных направлений и движений, появились СМИ, публикующие разнообразную информацию без идеологического нажима, различные еженедельники, рекламные, справочные и развлекательные журналы, обходящие стороной политические проблемы. Что касается независимых СМИ, то они, не афишируя своих политических симпатий, стоят на определенных партийных позициях, отстаивая их на страницах своих изданий.

Следует отметить и такую тенденцию, появившуюся после распада СССР, как разрушение единого информационного пространства. После него в России одни издания стали национальными, другие – транснациональными (в пределах СНГ), третьи локализовались в бывших союзных республиках. Попытки суверенизации отдельных регионов отразились и на СМИ. Произошло падение тиражей общероссийских периодических изданий. В 1995 году их тиражи составляли лишь 7% к уровню 1990 года. Стоимость подписки на периодику за эти годы выросла в 13,5 тысяч раз при росте средней зарплаты в 1300 раз.

Вместе с  тем количество подписчиков на местные  издания, наоборот, увеличивалось. Федеральным  изданиям аудитория стала предпочитать региональные, в которых отражались проблемы местной жизни, давалась широкая  информация о жизни данного субъекта федерации, либо города, района. Изменяется типология изданий: появились СМИ политических партий и движений, информационно-коммерческие, религиозные, детские, литературно-художественные издания. К 1999 году по сравнению с 1991–1992 г.г. количество СМИ увеличилось примерно в три раза.

В Ростовской области появились новые издания  — общественно-политическая газета «Утро», учредителем которой первоначально  был горсовет, а затем коллектив  редакции, деловая газета «Город N», массовое издание «Домашняя газета», журнал «Бомонд», отражающий жизнь элиты области, множество независимых городских газет. В эти же годы были организованы независимые телекомпании «Альтернатива» (38 канал), «Теле-Х» (35 канал), «Пульс» (3 канал), городские эфирные и кабельные телестудии. В области появляется ряд «желтых» изданий — «Газета Дона» издательского дома «Провинция», «Жизнь». Аналогично развивался рынок и в других субъектах Юга России. Так, в Краснодарском крае, помимо газеты «Краснодарские известия», начинают издаваться «Вести городов Юга России» (в то время председатель горсовета Краснодара Самойленко возглавлял ассоциацию городов Юга России и выделял средства на издание этой газеты), становится независимой «Советская Кубань», переименовывая себя в «Вольную Кубань», появляется газета «Нива Кубани», независимый журнал для женщин «Ева» и ряд других изданий. Администрация края, поняв, что она остается без собственного официального издания, учреждает газету «Кубанские новости», ряд городских и районных газет, которые дотируются из бюджета края.

На Дону, Кубани, Ставрополье, Карачаево-Черкесии и  других регионах стали выходить газеты издательских домов «Провинция» (владелец Борис Гиллер, ставший издавать «Краснодарский курьер», «Ставропольский меридиан») и «Жизнь», издающий свои региональные версии газеты в крупнейших субъектах Юга России.

Федеральные издания, учитывая тягу читателя к региональным новостям, чтобы не потерять свою аудиторию  в этих регионах, в срочном порядке  формируют региональные представительства, которые издают вкладки в «Комсомольскую правду», «АиФ», «Труд», «Известия» и другие издания.

Изменились  и местные СМИ. Чтобы удержаться на плаву, районные и городские газеты объединились в газетные концерны. Так появились концерны «Краснодарские известия», «Кубанские новости», объединившие в ПУЛы десятки городских и  районных газет. Созданное ими единое рекламное пространство (публикация рекламных вкладок во всех газетах концерна одновременно) позволило увеличить разовый тираж рекламы до 200–300 тысяч экземпляров, что делало ее эффективной и давало газетам значительные дивиденды.

По такому же пути пошло и издательство «Периодика Дона», выпускавшее рекламную вставку тиражом 200 тысяч экземпляров для всех районных и городских газет, учредителем которых оно было. Но при последующем переделе газетной собственности и передаче городских и районных газет в ведение Департамента по печати Ростовской области эта экономически эффективная инициатива не была продолжена. И, как в прежние времена, городские и районные газеты стали дотироваться из местных бюджетов.

Наряду с  изданием дотационных газет, существующих на бюджетные средства администраций, учредивших их, в 1991–2000 г.г. значительное развитие получили коммерческие издания. На Дону, Кубани, Ставрополье, Карачаево-Черкессии и других регионах ЮФО появляются бесплатные рекламные издания, тираж которых значительно превышает объемы государственных СМИ. «Комсомольская правда» во всех регионах издает местные версии газеты «Ва-Банк», в Ростове появляются газеты «Реклама-Юг», «Минутка», во всех регионах «Все для Вас», «В каждый дом» и другие газеты, тиражи которых от 100 тысяч до 350 тысяч экземпляров. В этих, а также других, в том числе общественно-политических изданиях, наряду с управленческим аппаратом и творческим коллективом, создаются отделы рекламы, маркетинга, реализации газеты. Они изучают спрос на издания, совершенствуют систему распространения и сбыта. При этом, в поле зрения коммерческих служб многих изданий и вопросы политической конъюнктуры. Они поддерживают контакты с местной административно-политической элитой, что выливается во взаимовыгодное заключение договоров на информационное обслуживание

  • Информационные жанры журналистики. Объективность как основа информационных жанров. Заметка. Репортаж. Виды репортажа. Интервью. Виды интервью. Информационный пресс-релиз. Новости на ТВ.

 

Информационные жанры. Им отводится наибольшая часть газетной площади и времени в эфире.

Заметка – самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о  важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты – сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: Что? Кто? Где? Когда? Не дает анализа событий, т.е. не отвечает на вопрос: Почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни, имеющем общественное значение.

Виды заметок:

  • хроникальное сообщение (одна или несколько фраз, не имеющих заголовка);
  • короткая информация – 10 – 30 строк в газете, имеет заголовок и подпись автора, сообщает факт с некоторыми подробностями;
  • расширенная заметка – значительно превосходит два предыдущих вида заметок по размерам. Кроме заголовка может иметь подзаголовок. Излагает события более широко.

Отчет. В газетах часто  публикуют материалы о важных общественно-политических событиях –  конференциях, собраниях, заседаниях, митингах, встречах различных делегаций, о спортивных соревнованиях и т.д. Задача этого жанра – дать читателям достаточно полное, развернутое представление о конкретном событии, его ходе, развитии, значении для общества.

Виды отчетов:

  • прямой информационный отчет;
  • аналитический отчет или отчет с комментариями;
  • тематический отчет является разновидностью аналитического, но строится не в том порядке, в котором протекало событие, а выборочно, в соответствии с задачами, которые ставит перед собой журналист.

Интервью. В переводе с английского означает беседу.

Виды интервью:

  • интервью-диалог;
  • интервью-монолог;
  • интервью-сообщение характерно тем, что ответы пересказываются журналистом или излагаются в сокращенном виде;
  • интервью-мнение – это развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме;
  • коллективное интервью;
  • анкета.

Репортаж. В отличие  от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора.

Виды репортажа:

  • событийный;
  • познавательный;
  • проблемный.

Пресс-релиз – это  короткое сообщение, повествующее о предстоящем событии (мероприятии), главная цель которого – привлечь внимание СМИ новой информацией.

К специфическим признакам  информационных тележанров относятся  документальность, оперативность. Информационное телевещание выполняет функции повседневного формирования общественного мнения, текущего ориентирования массовой телеаудитории. Информационная программа обращена одновременно к самым различным группам населения, т.е. адресная дифференциация телематериалов широкая: телезритель может выбрать из спектра сообщений то, что его интересует.

  • Аналитические жанры журналистики. Комментарий. Корреспонденция. Статья. Виды статей. Имиджевая статья. Выступление. Виды выступлений.

Информация о работе Теория и практика массовой информации