Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:00, курс лекций
Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения. С развитием политических форм управления государством возникла потребность не только в оповещении о действиях правителей, но и в формировании общественного мнения. Важную роль в рождении российской журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между странами вызвали острую потребность информационного обеспечения в развивающихся торгово-промышленных контактах Европы. В России в самом начале XVII века дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземплярах нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты», а также «Вести», «Столбцы».
Культуроформирующие функции в идеале направлены на распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры и, в конечном счете, на формирование творческой личности.
Рекреативная функция (восстановление, становление), которую называют также функцией релаксации (расслабление) и гедонистической (наслаждение).
Образовательно-
Ориентирующие функции направлены на информационное обеспечение аудитории в производственной, экономической, товарной, финансовой, технико-технологической сферах жизнедеятельности человека.
Иные функции журналистских текстов: контактная, справочно-консультационная, обзорная, аналитическая, коммулятивная, документирование и др.
Источниками информации в работе журналиста являются различные организации. Существенную роль в обеспечении СМИ информацией играют информационные агентства. Крупнейшие из них – ИТАР-ТАСС, Агентство печати «Новости», Интерфакс, Рос-Балт, располагающие широкой сетью собственных корреспондентов в России и за рубежом.
Поставщиками новостей
в СМИ выступают также
Крупнейшие российские
СМИ располагают сетью
Источниками новостей могут быть другие газеты, пресс-службы министерств и ведомств, официальные документы этих организаций.
В советские времена активно к работе в редакциях привлекались внештатные корреспонденты, поставлявшие информацию с мест, использовалась почта, поступавшая в СМИ.
При подготовке материалов, требующих отображения общественного мнения, используются данные социологических исследований.
Источниками информации могут выступать видные государственные и общественные деятели, лидеры мнений в ходе интервью для средств массовой информации.
В настоящее время активным источником информации является Интернет, который также используют печатные средства массовой информации, радио и телевидение при формировании своих сайтов.
В сложившихся условиях многосубъектности СМИ существенно изменилась типология отечественной журналистики.
А.А. Грабельников разделяет печать на:
– качественную, прессу мнений для интеллектуальной части общества, и массовую, прессу новостей, обслуживающую остальное население;
– государственную, дотируемую из казны, и коммерческую, самостоятельно добывающую деньги на свое существование;
– официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя, учредителя, редакционного коллектива;
– правящую, ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии властных структур, и оппозиционную, критикующую существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества;
– политизированную, сосредоточенную, в основном, на отражении политической борьбы, самостоятельно ведущую эту борьбу на стороне какой-либо партии или движения, и деполитизированную, содержание которой не затрагивает политических вопросов и баталий;
– деловую, экономическую,
обслуживающую новый класс
– легитимную, официально зарегистрированную в государственных органах, и нелегитимную, не признающую над собой властных структур;
– национальную, издающуюся в пределах республики, и транснациональную, выходящую в границах ближнего и дальнего зарубежья5.
Иными стали функции СМИ и их роль в политическом процессе. Монолитная прежде партийная печать раздробилась на издания различных направлений и движений, появились СМИ, публикующие разнообразную информацию без идеологического нажима, различные еженедельники, рекламные, справочные и развлекательные журналы, обходящие стороной политические проблемы. Что касается независимых СМИ, то они, не афишируя своих политических симпатий, стоят на определенных партийных позициях, отстаивая их на страницах своих изданий.
Следует отметить и такую тенденцию, появившуюся после распада СССР, как разрушение единого информационного пространства. После него в России одни издания стали национальными, другие – транснациональными (в пределах СНГ), третьи локализовались в бывших союзных республиках. Попытки суверенизации отдельных регионов отразились и на СМИ. Произошло падение тиражей общероссийских периодических изданий. В 1995 году их тиражи составляли лишь 7% к уровню 1990 года. Стоимость подписки на периодику за эти годы выросла в 13,5 тысяч раз при росте средней зарплаты в 1300 раз.
Вместе с тем количество подписчиков на местные издания, наоборот, увеличивалось. Федеральным изданиям аудитория стала предпочитать региональные, в которых отражались проблемы местной жизни, давалась широкая информация о жизни данного субъекта федерации, либо города, района. Изменяется типология изданий: появились СМИ политических партий и движений, информационно-коммерческие, религиозные, детские, литературно-художественные издания. К 1999 году по сравнению с 1991–1992 г.г. количество СМИ увеличилось примерно в три раза.
В Ростовской
области появились новые
На Дону, Кубани, Ставрополье, Карачаево-Черкесии и других регионах стали выходить газеты издательских домов «Провинция» (владелец Борис Гиллер, ставший издавать «Краснодарский курьер», «Ставропольский меридиан») и «Жизнь», издающий свои региональные версии газеты в крупнейших субъектах Юга России.
Федеральные издания, учитывая тягу читателя к региональным новостям, чтобы не потерять свою аудиторию в этих регионах, в срочном порядке формируют региональные представительства, которые издают вкладки в «Комсомольскую правду», «АиФ», «Труд», «Известия» и другие издания.
Изменились и местные СМИ. Чтобы удержаться на плаву, районные и городские газеты объединились в газетные концерны. Так появились концерны «Краснодарские известия», «Кубанские новости», объединившие в ПУЛы десятки городских и районных газет. Созданное ими единое рекламное пространство (публикация рекламных вкладок во всех газетах концерна одновременно) позволило увеличить разовый тираж рекламы до 200–300 тысяч экземпляров, что делало ее эффективной и давало газетам значительные дивиденды.
По такому же пути пошло и издательство «Периодика Дона», выпускавшее рекламную вставку тиражом 200 тысяч экземпляров для всех районных и городских газет, учредителем которых оно было. Но при последующем переделе газетной собственности и передаче городских и районных газет в ведение Департамента по печати Ростовской области эта экономически эффективная инициатива не была продолжена. И, как в прежние времена, городские и районные газеты стали дотироваться из местных бюджетов.
Наряду с изданием дотационных газет, существующих на бюджетные средства администраций, учредивших их, в 1991–2000 г.г. значительное развитие получили коммерческие издания. На Дону, Кубани, Ставрополье, Карачаево-Черкессии и других регионах ЮФО появляются бесплатные рекламные издания, тираж которых значительно превышает объемы государственных СМИ. «Комсомольская правда» во всех регионах издает местные версии газеты «Ва-Банк», в Ростове появляются газеты «Реклама-Юг», «Минутка», во всех регионах «Все для Вас», «В каждый дом» и другие газеты, тиражи которых от 100 тысяч до 350 тысяч экземпляров. В этих, а также других, в том числе общественно-политических изданиях, наряду с управленческим аппаратом и творческим коллективом, создаются отделы рекламы, маркетинга, реализации газеты. Они изучают спрос на издания, совершенствуют систему распространения и сбыта. При этом, в поле зрения коммерческих служб многих изданий и вопросы политической конъюнктуры. Они поддерживают контакты с местной административно-политической элитой, что выливается во взаимовыгодное заключение договоров на информационное обслуживание
Информационные жанры. Им отводится наибольшая часть газетной площади и времени в эфире.
Заметка – самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты – сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: Что? Кто? Где? Когда? Не дает анализа событий, т.е. не отвечает на вопрос: Почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни, имеющем общественное значение.
Виды заметок:
Отчет. В газетах часто публикуют материалы о важных общественно-политических событиях – конференциях, собраниях, заседаниях, митингах, встречах различных делегаций, о спортивных соревнованиях и т.д. Задача этого жанра – дать читателям достаточно полное, развернутое представление о конкретном событии, его ходе, развитии, значении для общества.
Виды отчетов:
Интервью. В переводе с английского означает беседу.
Виды интервью:
Репортаж. В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора.
Виды репортажа:
Пресс-релиз – это короткое сообщение, повествующее о предстоящем событии (мероприятии), главная цель которого – привлечь внимание СМИ новой информацией.
К специфическим признакам информационных тележанров относятся документальность, оперативность. Информационное телевещание выполняет функции повседневного формирования общественного мнения, текущего ориентирования массовой телеаудитории. Информационная программа обращена одновременно к самым различным группам населения, т.е. адресная дифференциация телематериалов широкая: телезритель может выбрать из спектра сообщений то, что его интересует.