Теория и практика массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:00, курс лекций

Описание работы

Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения. С развитием политических форм управления государством возникла потребность не только в оповещении о действиях правителей, но и в формировании общественного мнения. Важную роль в рождении российской журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между странами вызвали острую потребность информационного обеспечения в развивающихся торгово-промышленных контактах Европы. В России в самом начале XVII века дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземплярах нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты», а также «Вести», «Столбцы».

Файлы: 1 файл

ТПМИ_ЛЕКЦИИ.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

 

Комментарий. В переводе с латинского означает толкование. Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. Редакционный комментарий – материал без подписи автора, отражающий позицию всего редакционного коллектива по тому или иному вопросу. Комментарий может быть опубликован:

  • В качестве дополнительного материала к основному;
  • В качестве самостоятельного материала.

Корреспонденция. Это  наиболее распространенный аналитический  газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Ее назначение – пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки. Обычно этот жанр ограничивается показом состояния дел на одном каком-либо предприятии, в учреждении, отдельном районе.

Виды корреспонденции:

  • Информационная;
  • Аналитическая.

Статья – один из самых  распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая по сравнению  с другими жанрами широта теоретических  и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Особенность жанра статьи наглядно проявляется при сопоставлении его с другими жанрами. Ей свойственны масштабность, глубина обобщения на основе осмысления большого количества фактов. Главное для журналиста в статье – проследить связи, соединяющие описываемую ситуацию с социальными проблемами современности.

Виды статьи:

  • Передовая статья;
  • Теоретико-пропагандистская;
  • Проблемная.

Рецензия. В переводе латинского – это рассмотрение, оценка.

Виды рецензий:

  • Теоретическая;
  • Художественная.

Обзор печати. Схож с жанром рецензии. Однако объект его изучения значительно более узкий – это газеты и журналы.

Виды обзоров:

  • Общий;
  • Тематический;
  • Информационный;
  • Малые формы обзора печати.

Обозрение. В его основе лежит осмысление системы событий  и фактов, ограниченных определенными  временными и географическими рамками.

Виды обозрения:

  • Тематическое;
  • Международное;
  • Обзор писем.

Имиджевая статья. Формирует  в общественном или индивидуальном сознании эмоциональное отношение  к компании (либо к человеку, предмету) и влияет на принятие решения в  момент выбора. Имиджеобразующие качества – с их помощью достигается формирование в общественном сознании нужного отношения к компании.

Легенда –эффект восприятия, который основан на сопоставлении  миссии, целей и реальной работы компании или ее руководителя.

Миссия – компонент легенды, отвечающий на вопрос «Во имя чего?».

Символ – некий  образ, в котором сочетаются все  имиджеобразующие (с их помощью достигается  желаемое отношение к компании) и  индивидуальные качества.

Структура имиджа:

  • Жизненный опыт;
  • Стереотипы;
  • Ценности;
  • Предпочтения;
  • Нормы;
  • Моральные принципы.

Практика показывает, что при подготовке сообщений, материалов для СМИ необходимо учитывать  следующее:

  • Важнейшим в сообщении является первая фраза. В ней (или в первых строках сообщения) должна быть кратко передана сущность всей информации. Необходимо заинтриговать человека, который будет знакомиться с сообщением;
  • Не следует рассылать сообщения, если информация неполная. В соответствии с общепринятыми в журналистике правилами сообщение не должно вызывать новых вопросов. Один из приемов психологии управления – говорить нужно только в том случае, когда есть что сказать;
  • Сообщение не должно содержать скрытой рекламы товара или услуги. Аудитория сразу поймет этот шаг, что, вероятнее всего, приведет к отрицательным результатам.
  • Художественно-публицистические жанры. Соотношение образа и факта в публицистических произведениях. Очерк. Виды очерка. Памфлет. Фельетон. Эссе.

 

Очерк – главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все  функции СМК с преобладающей функцией воспитания. Занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Отличается большой образностью, художественностью, документальностью, точным адресом событий, конкретными фамилиями героев.

Виды очерка:

  • Портретный;
  • Событийный;
  • Путевой.

Памфлет. Отличается от фельетона  более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. Его назначение – вести огонь  по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Отличается убийственной иронией, едким сарказмом. Безжалостное разоблачение и осмеяние, презрение и насмешка возбуждают у читателей глубокое чувство ненависти к врагам.

Фельетон. Один из сатирических жанров, задача которого – обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры сочетает в себе понятийные и образные выразительные средства (сатирическая метафора, ирония, сарказм, гротеск, юмористические элементы).

Эссе – жанр персонифицированной, философской, эстетической, литературно-критической  публицистики, которая сочетала подчеркнуто  индивидуальную позицию автора с  непринужденным, ориентированным на разговорную речь стилем.

1 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. (Серия: История России. Современный взгляд). – Алгоритм, 2001. с. 49-59.

2 Калюжный Д.В., Ермилова Е.Э. Дело и Слово. Будущее России с точки зрения теории эволюции. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, С. 212

3 Средства массовой информации России. 1997 (Анализ, тенденции, прогноз). — М.: 1998. С.3–4

4 Многое начнется с нуля// Коммерсантъ. 1998. 16 сентября

5 А.А. Грабельников. — Российские СМИ на рубеже веков: некоторые итоги и перспективы.// Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития. – Москва–Улан-Удэ, 2003. С. 50.


Информация о работе Теория и практика массовой информации