Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………

Файлы: 1 файл

целая курсовая.docx

— 151.42 Кб (Скачать файл)

Голова повернута влево  — тенденция к рефлексии, к  размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также  боязнь перед активным действием  и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены  детали, соответствующие органам  чувств — уши, рот, глаза. Необычно большое  количество глаз, ушей — разных органов  чувств, призванных напряженно следить  за миром, чтобы не пропустить никакой  опасности и угрозы — сигнализируют  об остром чувстве тревоги.

Значение детали «уши»  — прямое: заинтересованность в  информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные  реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании  с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая  активность (болтливость), в сочетании  с прорисовкой губ — как  чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения  опасений и страхов, недоверия. Рот  с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ  на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для  детей и подростков характерен рисунок  зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают  глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.

Ресницы — истероидно-демонстративные  манеры поведения; для мужчин: женственные  черты характера с прорисовкой  зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней  красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими  признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья —  тенденция к самоукрашению и  самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная  часть фигуры

Несущая, опорная часть  фигуры: ноги, лапы, постамент.

Рассматривается основательность  этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора  на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность  суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или  почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо  соединены или не соединены вовсе  — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной  части — конформность суждений и  установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразив в форме и положении этих деталей  — своеобразие установок и  суждений, самостоятельность, непостоянство, небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности  формы) или инакомыслие (ближе к  патологии).

Части, поднимающиеся над  уровнем фигуры.

Могут быть функциональными  или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей.

Перья — их наличие выдает тенденцию к самоукрашению или  самооправданию, к демонстративности

цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность  в себе, «самораспространение» с  неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание  соучаствовать как можно в  большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.).

Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в  султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к  собственным Действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции  — судя по тому, повернуты ли эти  хвосты вправо (на листе) или влево.

Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям  и поведению. Влево — отношение  к своим мыслям, решениям; к упущенным  возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная  окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением  вниз (недовольство собой, сомнение в  собственной правоте, сожаление  о сделанном, сказанном, раскаяние  и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры (рисунка)

Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми.

Анализируются по наличию  или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена  в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с  опасением, подозрительностью —  если поставлены щиты, «заслоны», линия  удвоена.

Направленность такой  защиты — соответствует пространственному  расположению:

— верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих  возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;

— нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;

— боковые контуры —  недифференцированная опасливость  и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

О той же готовности к  неясной угрозе свидетельствуют  элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.

Сплошные линии характеризуют  людей последовательных уверенных  в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут  быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление  собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют  о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить  внимание интерпретации значения выделенных деталей. Штриховки тесно связаны  с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка  можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение — нарушение сенсорной  координации. Эпилепсия в графических  движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется  в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать  большое количество одинаковых, часто  повторяемых деталей.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое  количество, чтобы дать представление  о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.):с заполненным  контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный  контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию  дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и  элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная  линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом —  не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера  линии

Обращают внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга  линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.

Слабые, паутинообразные  линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил. Линии  с сильным нажимом сигнализируют  о тревожности. При этом важно  обратить внимание, какая деталь выполнена  с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Оценка осуществляется так  же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий  и форм, незаконченность, оторванность рисунка.

Тематически

Животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это  отношение к собственной персоне  и к своему «Я», представление  о своем положении в мире, как  бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой  и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Несоответствие размера  рисунка с размерами животного  свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик  во весь лист. Положение в фас  трактуется как эгоцентризм.

Внешний вид животного

Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень  важны для различения прямой и  защитной агрессии. По внешнему виду можно  судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам  рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что  его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших  размеров может являться «простым и  незамаскированным исполнением  желания быть большим». Если у Вас  возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в  подчеркнуто выразительной агрессивности  изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с  нарисованным животным, а с самой  опасностью, страхом. Как правило  это встречается лишь в случае истинного невроза.

Уподобление рисуемого животного  человеку, начиная с постановки животного  в «сложение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного  в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть  морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах  и т. п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью  изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных  признаков — вымени, сосков, груди  при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно —  ничем не заполненного) символизирует  и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего  мира, нежелание давать сведения о  себе окружающим, наконец, нежелание  подвергаться тестированию. Такие рисунки  обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование  в глаз электролампы, в тело и  конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается  чаще у больных шизофренией и  глубоких шизоидов.

Творческие возможности

Творческие возможности  выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму  «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к  которому лишь приделывается «готовая»  существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим —  кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

Название животного используется для определения типа мышления.

Название может выражать рациональное соединение смысловых  частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер»  и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским  суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение  к окружающим, неумение учитывать  сигнал опасности, наличие аффективных  критериев в основе — мышления, перевес эстетических элементов  в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и  т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном  отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся  элементы («тру—тру», «лю—лю», «кус—кус»  и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотикли-рон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности