Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………

Файлы: 1 файл

целая курсовая.docx

— 151.42 Кб (Скачать файл)

Агрессивностью в той  или иной степени страдают все  люди. Умеренная агрессивность –  качество скорее положительное, чем отрицательное.

В развитии детской агрессивности  проявляется тот же закон, что  и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем  поведении приводит к внутренним переменам и закрепляют их, а потом  уже внутренние установки начинают определять поведение. Связь эта  может формироваться и в обратном порядке, если ребенок уже имеет  зерна агрессивности.

Ведущий теоретик социального  учения американский психолог А,Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая последствия этих действий.

Детскую агрессивность провоцирует: 1) врожденная склонность (враждебность), 2) аверсивные случаи (боль, жара, теснота), 3)возбуждение, 4) массовая культура, 5) агрессивные игры, 6) влияние группы.

 

 

Причины и виды агрессивности:

  • Естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная агрессивность, а не устойчивая пока еще черта характера. Поведение ребенка провоцируется обстоятельствами. Будут устранены порадившие   ее причины, исчезнет и сама агрессивность;
  • Следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Возникает агрессивная реакция ребенка. Эта реакция оправдывается лишь до тех пределов, которые согласуются с нормой. Это пока еще не черта характера, а попытка отстоять себя, свои права, свое мнение, проверить на «прочность» окружающих. Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причины и найден индивидуальный подход к ребенку;
  • Ярко выраженная направленность на других (экстраверсия) как черта характера. Такой ребенок не может жить, пока не всплеснет свои эмоции, чувства, переживания на других. Иногда его не хотят слушать, не принимают, и тогда его реакции приобретают форму приставания, даже насилия. Случай трудный, требуется консультация медиков;
  • Проявление Эдипова комплекса (направленность агрессии на взрослого одного с ребенком пола). Вспышки нечастые но достаточно сильные, слабо контролируемые. Требуется консультация психиатра;
  • Проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Весьма распространенный вид проявления агрессии. Корректируется педагогом, если правильно установлены причины;
  • Проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество. Чаще проявляется у детей ограниченных интеллектуально, эмоционально глухи, неразвитых, безразличных ко всему. Эти дети терроризируют класс и стоят на грани исключения из школы. Пока решается вопрос о их дальнейшей судьбе, учителю приходится действовать осмотрительно, но быстро и решительно;
  • Результат депривации и фрустрации, т.е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели. Таким способом ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи. Вид счастливых, удачливых детей его раздражает. Слабые физически дети-фрустранты обычно занимаются мелкими пакостями исподтишка. Этот вид детской агрессивности будет корректироваться педагогом как можно раньше, чтобы не допустить превращения агрессивности в устойчивую черту характера.

Таким образом, мы вынуждены  констатировать, что проявления агрессивного поведения детей нарастают, сами агрессивные действия становятся все  более жестокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения  проблем. В этих условиях школа вынуждена значительно усиливать работу по коррекции агрессивного поведения детей. [15,13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Специфика проявления  агрессивного поведения в среднем  и старшем дошкольном возрасте

Дошкольный возраст делят  на подпериоды: младший дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный возраст (4-5); старший дошкольный возраст (5-7). Рамки семьи в дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы и  города. Ребенок открывает мир  человеческих отношений, разных видов  деятельности и общественных функций. У ребенка возникает потребность  во взрослой жизни, активно в ней  участвовать. На этом этапе ведущим  видом деятельности является ролевая  игра. Ребенок стремится к еще  большей самостоятельности, но на данном этапе эта потребность не может  быть реализована. Данное противоречие и способствует развитию игры. В  старшем дошкольном возрасте дети находятся  на стадии развития игры, на которой  моделируют реальные отношения между  людьми. В этом возрасте складывается индивидуальная мотивационная система  ребенка. Среди устойчивых мотивов  начинают выделяться доминирующие мотивы, характеризующие индивидуальность личности. В этом возрасте ребенок  сначала приобретает умение оценивать  действия других детей, затем свои собственные. На этом же этапе происходит осознание  своих чувств, то есть старший дошкольник может выразить свои переживания  вербализуя их. Все эмоциональные  процессы становятся более уравновешенными, но из этого не следует снижение интенсивности эмоциональной жизни  ребенка. Ребенок все еще существо импульсивное, но существо управляемое. Запорожец говорил о существовании  механизма эмоционального предвосхищения. В раннем детстве аффект – последовательное звено в цепочке событий. В  дошкольном возрасте до того, как ребенок  начинает действовать появляется эмоциональный  образ, отражающий будущий результат. Следовательно, ребенок знает хорошо или плохо он поступает.

Эмоциональные реакции в  форме сопротивления или негативизма  наиболее отчетливы у детей в  возрасте от 18 месяцев до 2,5 года и  затем постепенно уменьшается по мере того, как дети лучше узнают то, на что они способны, и то, что  приемлемо для других людей. Проявление злости, негодования проходят похожий  путь развития, их приступы обычно становятся менее частыми, и поведение детей  к моменту поступления в школу  является более уравновешенным. [4]

Следует заметить, что поведение  ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская  группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего  состояния воспитателя. Если те или  другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих сверстников не только поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно  важно, чтобы понять природу явления  и своевременно преодолеть опасные  тенденции. Выявить эти психологические  особенности можно путем сопоставления их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессивному поведению.

Агрессивное поведение уже  в дошкольном возрасте принимает  разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может  иметь прямые и косвенные формы: все эти формы можно увидеть  в группе детского сада.

 Вербальная агрессия:

1. косвенная форма направлена  на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных  высказываниях в виде жалоб;  демонстративного крика, направленного  на устранение сверстника; агрессивные  фантазии.

2. прямая форма представляет  собой оскорбления или вербальные  формы унижения другого. Традиционны  такие «детские» формы прямой  вербальной агрессии: дразнилки  («Ябеда – корябеда», «Жора  – обжора»), оскорбления («Жир  – трест», «урод»). Физическая агрессия:

1.косвенная форма физической  агрессии направлена на принесение, какого – либо материального  ущерба другому через непосредственно  физическое действие. Это может  быть: разрушение продуктов деятельности  другого ребенка; уничтожение  или порча чужих вещей. 

2.прямая физическая агрессия  представляет собой непосредственное  нападение на другого и причинение  ему физической боли и унижение. Может принимать две формы  символическую и реальную. Символическая  представляет собой угрозы и  запугивания (ребенок показывает  кулак); реальная агрессия – это  уже непосредственное физическое  нападения (у детей драки принимают  формы укусов, царапанья, хватания  за волосы и пр.).

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается  прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной, так  и в прямой формах.

Об агрессивности нельзя судить по ее внешним проявлениям. Надо выявить мотивы и сопутствующие  ей переживания, что необходимо для  своевременной диагностики и  для разработки коррекционных программ. Очевидно каждый агрессивный акт  имеет определенный повод и проявляется  в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы можем понять направленность агрессивного поведения, его причины  и цели. А это может пролить  свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность Смирнова Е. и Хузеева Г. выделяют:

·  Желание привлечь к  себе внимание сверстников (мальчик  вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно  привлекает к себе внимание);

·   Ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть  свое достоинство (заметив, что партнер  расстроился из-за того, что у  него не хватает деталей, мальчик  начинает кричать: «ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получиться, ты плакса»);

·  стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение»  или насильственное изъятие игрушки  следует яркая вспышка агрессии);

·   стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик  отталкивает опередившего, хватает  его за волосы и пытается стукнуть головой о стенку);

·  стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником  из-за игрушки).

В большинстве случаев  агрессивные действия у детей  имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторый  из них агрессивные действия вообще не имеют какой–либо цели и направлены исключительно на причинение вреда. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает  как самоцель. Такое поведение  свидетельствует о склонности ребенка  к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает тревогу. Враждебная агрессия этих детей проявляется  в

1.  в высокой частоте  действий – в течении часа  можно наблюдать не менее четырех  актов причинения вреда, в то  время как у других детей  отмечается не более одного;

2.  в преобладании физического  насилия;

3.  в действиях, в  стремлении причинить сверстнику  физическую боль и страдание.

Эти признаки дают возможность  выделить группу повышенной агрессивности. Обычно от общего количества детей  их число составляет 15-30 % [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Влияние семьи на развитие  детской агрессии

В то время  как влияние средств массовой информации на поведении личности остается не вполне понятным, семья в настоящее  время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Хорошо известно, что агрессия  является не только к вагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое  или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы  появления агессии в семье  разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное  непринятие ребенка. Члены семьи  могут демонстрировать агрессивное  поведение ребенка, например выражая  гордость его победой в драке.

На  становление агрессивного поведения  ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще  сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также сосуществует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).[11]

А.Бандура  и Р.Уолтерс посвятили изучению данного «семейного» вопроса  специальное исследование и получили следующие данные. Родители агрессивных  мальчиков предъявляли меньшие  требования к достижениям детей  в сравнение с родителями контрольной  группы (без агрессивного поведения) и меньше ограничивали их в детстве. В то же время рассматриваемые  подростки сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с  агрессивным поведением были более  привязаны к матерям, чем к  отцам. Родители агрессивных подростков чаще опирались на методы принуждения, в то время как в контрольной  группе шире использовались методы развития внутреннего самоконтроля, например убеждение.. отцы агрессивных мальчиков  характеризовались резкостью и  тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери нетребовательностью  при низкой общей согласованности  требований и недостаточной сердечности  взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицировались со своими отцами, они чаще отвечали им критичным  и враждебным отношением, чем подростки  из контрольной группы. Все это, по мнению исследователей, затрудняло усвоение родительской системы ценностей  и выполнение их требований.

Изучая  связь между социализацией подростков и их семейными условиями, А.Бандура  и Р.Уолтерс выделили три основные особенности, определяющие поведение  ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития совести, силу мотивации к агрессии. По мнению авторов, семья должна создать минимальные условия эффективной социализации. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Втрой необходимой предпосылкой исследователи называют «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности