Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………

Файлы: 1 файл

целая курсовая.docx

— 151.42 Кб (Скачать файл)

Руки длинные и слабые-зависимость, нерешительность, потребность в  опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то - зависимость, желание  любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные - агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.

Рука как боксерская перчатка - вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие- компенсация  ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие. Пальцы длинные - скрытая агрессия. Пальцы сжаты  в кулаки - бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу - вытесненный протест. Кулаки далеко от тела - открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) - враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально  длинные-сильная потребность независимости  и стремление к ней.

Ноги слишком короткие - чувство физической или психологической  неловкости.

Рисунок начат со ступней  и ног - боязливость. Ступни не изображены - замкнутость, робость. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к  независимости. Н оги отсутствуют - робость, замкнутость. Ноги акцентированы - грубость, черствость.

Ступни - признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально  длинные - потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально  мелкие - скованность, зависимость.

Поза 

Лицо изображено так, что  виден затылок - тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке  стула - сильное желание найти  выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями  пропорций по отношению к правой и левой стороне - отсутствие личного  равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом  или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.

Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость  и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный - определенные части тела изображены с другой стороны  по отношению к остальным, смотрят  в разные стороны - особо сильная  фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая  фигура - напряжение.

Куклы - уступчивость, переживание  доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних  контролирующих сил.

Фигура из палочек - может  означать увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-Яги - открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура - свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, само презрение.

 

Фон. Окружение 

Тучи - боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли - незащищенность. Фигура человека на ветру - потребность в  любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) - незащищенность. Представляет собой необходимую  точку отсчета (опоры) для конструирования  целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит  от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом  или деревом, реже - под человеком.

Оружие - агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка - сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута  вертикальная ось фигуры, карманы - зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии - женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров - грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный - боязливость, робость. Энергичные, уверенные  штрихи - настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости - напряжение. Тонкие продленные линии - напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, - изоляция.

Эскизный контур - тревога, робость. Разрыв контура - сфера конфликтов. Подчеркнута линия - тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии - дерзость, враждебность. Уверенные твердые  линии - амбиции, рвение.

Яркая линия - грубость.

Сильный нажим - энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии - недостаток энергии. Легкий нажим - низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость. Неровный, неодинаковый нажим - импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим -эмоциональная  нестабильность, лабильные настроения.

Длина штрихов 

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет -удлиняются.

Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи - импульсивное поведение. Ритмичная  штриховка - чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи - тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные - напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи - подчеркивание воображения, женственность, слабость. Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи-незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево - интраверсия, изоляция. Штриховка слева направо - наличие мотивации. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия. Стирания - тревожность, опасливость. Частые стирания - нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка  более совершенна) - это хороший  знак.

Стирание с последующей  порчей (ухудшением) рисунка - наличие  сильной эмоциональной реакции  на рисуемый объект или на то, что  он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки  перерисовать (т.е. поправить) - внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она  символизирует).

Большой рисунок - экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры-тревога, эмоциональная  зависимость, чувства дискомфорта  и скованности. Очень маленькая  фигура с тонким контуром - скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии - незащищенность.

Рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали 

Здесь важно их знание, способность  оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с  которым он их воспринимает; относительную  значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в  совокупность.

Детали существенные - отсутствие существенных деталей в рисунке  субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким  интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное  нарушение.

Избыток деталей - "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность  наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении.

Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может  послужить для более точного  определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей - субъект, скорее всего, не умеет входить  в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация - тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация - скованность, педантичность.

Ориентация в  задании 

Способность к критической  оценке рисунка при просьбе раскритиковать его - критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с  минимальным протестом -хорошее  начало, за которым следует усталость  и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка - недостаточная  уверенность.

По ходу рисования уменьшаются  темп и продуктивность - быстрое  истощение.

Название рисунка - экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка - идентификация с женским  полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности - хороший прогноз, энергичность. Сопротивление, отказ от рисования - скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

 

ДЕРЕВО 

Интерпретация по К. Коху исходит  из положений К. Юнга (дерево - символ стоящего человека).

Корни - коллектив, бессознательное.

Ствол - импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви - пассивность или  противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации  имеется ряд противоречий, а также  наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная  крона", "недостаток энергии", "дремота", "клевание носом" и тут же "дар  наблюдательности", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недостаточная  концентрация" - чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных  определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плоский", "пошлый", "мелкий", "недалекий", "жеманство", "притворство", "чопорность", "вычурность", "фальшивость" и тут же - "дар  конструктивности", "способности  к систематике", "техническая  одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "самообладание", "воспитанность"-"напыщенность", "чванство", "безучастность", "равнодушие".

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными  людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо  произносить подобные эпитеты в  их адрес.

Земля приподнимается к правому  краю рисунка - задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому  краю листа - упадок сил, недостаточность  стремлений.

Корни

Корни меньше ствола - тяга к  спрятанному, закрытому. Корни равны  стволу - более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола - интенсивное  любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой - детское  поведение в отношении того, что  держится в секрете.

Корни в виде двух линий - способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма  этих корней может быть связана с  желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия - стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе  двойственное - отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция - желание  найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности  в жесткой и неукоснительной  систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо - увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность  в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих  ощущений, чувства покинутости и  разочарования.

Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви  в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.

Листва-сетка, более или  менее густая - большая или меньшая  ловкость в избежании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке - поиски объективности.

Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским  способом.

Закрытая густая листва - скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым - малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом. Ветви выходят  из одного участка на стволе -детские  поиски защиты, норма для ребенка  семи лет.

Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности