Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………

Файлы: 1 файл

целая курсовая.docx

— 151.42 Кб (Скачать файл)

Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви - хорошее различение действительности. Листья-петельки - предпочитает использовать обаяние. Пальма - стремление к перемене мест. Листва-сетка - уход от неприятных ощущений. Листва как  узор - женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива - недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск  позитивных контактов; возвращение  к прошлому и опыту детства; трудности  в принятии решений. Зачернение, штриховка - напряжение, тревожность.

Ствол

Заштрихованный ствол - внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола - желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии - отказ  реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими  линиями, крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями-тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые-ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями  о непреодолимости препятствий.

"Вермишель" - тенденция  к скрытности ради злоупотреблений,  непредвиденные атаки, скрытая  ярость.

Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей  желаниям, попытка "убежать" в  мечты и игры.

Ствол открыт и связан с  листвой - высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу-ощущение несчастья, поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в  своем кругу.

Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.

Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в  себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа - менее  выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа - хорошее  приспособление к среде. Лист использован  целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листа (страница делится  на восемь частей):

1/8 - недостаток рефлексии  и контроля. Норма для ребенка  четырех лет, 

1/4 - способность осмысливать  свой опыт и тормозить свои  действия,

3/8 - хорошие контроль и  рефлексия, 

1/2 - интериоризация, надежды,  компенсаторные мечты, 

5/8 - интенсивная духовная  жизнь, 

6/8 - высота листвы находится  в прямой зависимости от интеллектуального  развития и духовных интересов, 

7/8 - листва почти на  всю страницу - бегство в мечты. 

Манера изображения 

Острая вершина - защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание  действовать на других, атакует или  защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного  убежища из-за чувства покинутости  для твердого положения, потребность  в нежности.

Множественность деревьев (несколько  деревьев на одном листе) - детское  поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева - могут символизировать  себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации). Добавление к дереву различных объектов - трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж - означает сентиментальность. Переворачивание листа - независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля

Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими  различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность  в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное  удаление, импульсивность, капризность.

Особым способом интерпретации  может быть порядок, в котором  выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека - жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте - безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение  этими понятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Г

Показатели интерпретации  методики «Несуществующее животное»

Расположение  самого листа

Если автор не меняет положения  листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать  о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа  в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей  на горизонтальном), это значит человек  умеет приспособиться, не абсолютно  следует инструкции.

Размер

Интерпретация размера изображенного  животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер — больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок, тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается  на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

 

Положение рисунка  на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально  поставленного листа.

Ось «Верх-Низ»

Расположение рисунка  относительно оси «верх-низ» листа  может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

Счастье — вверх; грусть — низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные  эмоции распрямляют его.)

Сознание ориентирует  вверх; бессознательное состояние  — вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает.

Здоровье и жизнь ориентируют  вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная  болезнь заставляет лежать. Мертвый  падает вниз).

Обладание властью или  силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе — вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху).

Рациональное ориентировано  вверх; эмоциональное вниз. (В нашей  культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта  уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).

Положение рисунка ближе  к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как  высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение  и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции  к самоутверждению.

Ось «Лево-право»

При интерпретации расположения рисунка относительно оси «Лево-право» необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:

Традиция чтения слева  направо. Соответственно левая сторона  находится сзади, правая спереди.

Будущее в западных культурах  находится справа, прошлое слева.

На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа — направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть  фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо —  устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и  планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к  реализации своих желаний. Голова влево  — тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению  с фигурой головы говорит о  том, что автор рисунка ценит  рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Цвет

Цвет исторически выполняет  сигнальную, коммуникационную призывную  функции в мире растений, животных и человека (Gudin L. 1992). В различных  человеческих культурах сложились  различные традиции использования  цветов. «Так же точно как люди давно  научились путем внешних впечатлений  выражать свои внутренние состояния, так  же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших  чувств. Горе и траур человек знаменует  черным цветом, радость — белым, спокойствие голубым, восстание  — красным». (Л.С.Выготский) Использование  рисующим определенного цвета или  цветовой гаммы интерпретируется как  выражение неактуализированная  эмоциональная потребность. Для  определения этой потребности может  быть использованы методы применяемые  при интерпретации основного  набора цветов теста Люшера.

Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам  присваивалось мужское начало, а  округлым — женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая  форма характеризует наличие  мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью  изображения.

Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего  мира, нежелание подвергаться тестированию.

Подчеркнутая человекообразность или фигуры «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности  в общении. У подростков это явление  почти нормальное: им положено иметь  настолько высокую потребность  в общении, что она почти никогда  не бывает удовлетворена. Уподобление  животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не  положено» иметь колеса, подставку  или прямоугольный корпус. Симметричность-ассиметричность 

Ассиметричность рисунка  интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается  с пассивностью, статичесностью, инертностью.

 

 

 

 

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции  характеризует общую энергию. Чем  больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано  с застенчивостью, соматическими  заболеваниями.

Способы конструирования

Способы конструирования  несуществующего животного характеризуют  тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче.

Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей  реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода  к творческой задаче.

Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно  может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче.

В третьем случае, при  собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования  встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим  способами конструирования состоит  в том, что второй строится по стандартной  схеме живого существа: голова с  глазами, туловище, конечности... Поэтому  оно всегда несколько похоже на что-то существующее.

Для каждого способа конструирования  выделяются уровни, соотносимые с  уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа  конструирования существенна степень  отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных. это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для  определения уровня «художественного»  способа конструирования выразительным  критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень  исполнения. Уровень собственно творческого  способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение  слишком вычурно, то речь идет не столько  об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях. Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала — к готовой  форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Центральная часть  фигуры (голова, или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к  реализации своих тенденций.

Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности