Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………

Файлы: 1 файл

целая курсовая.docx

— 151.42 Кб (Скачать файл)

Инструкции

Перед началом выполнения задания исследователь должен обратиться к испытуемым с просьбой нарисовать как можно лучше дом, дерево и  человека в перечисленном порядке  и сказать им, что они мои  стирать нарисованное сколько захотят, не опасаясь взысканий, что они могут  затратить столько времени, сколько  им понадобится, и что каждый, как  только закончит тот или иной рисунок, должен сообщить с этом исследователю, чтобы он мог записать количество затраченного времени.

В некоторых случаях может  понадобиться ввести определенное временное  ограничение (желательно не менее 30 минут), в таком случае испытуемые должны быть полностью проинформированы об этом до того, как они начнут рисовать.

Исследователь должен показать испытуемым рисуночную форму и продемонстрировать им каждую страницу для выполнения соответствующего рисунка. После этого  они могут приступать к выполнению задания.

Запись

Исследователь должен записывать время, использованное каждым испытуемым на выполнение того или иного рисунка. Пока испытуемые заняты pисованием, исследователь  должен, не привлекая внимания ходить, наблюдая за ними, и записывать случаи эмоциональных проявлений, необычной  последовательности деталей и т. д. всякий раз, когда заметит что- нибудь подобное. Очевидно, что наблюдение не будет таким полным, как при  индивидуальном обследований.

Пост-рисуночный опрос

Исследователь должен выдать каждому испытуемому бланк с  ПРО и попросить письменно  ответить на вопросы, напечатанные на этом бланке. [8,9]

 

ТЕСТ  «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ  ЖИВОТНОЕ»

Несуществующее животное — проективная методика исследования личности; предложена М. 3. Друкаревич.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для  регистрации состояния психики  используется исследование моторики (в  частности, моторики рисующей доминантной  правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая  тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается  движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах  мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления  ответного движения (на представление  — мысль). Так, например, образы и  мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах  ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым  в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук  — ударить, заслониться. Тенденция  движения имеет направление в  пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме  состояния мышц, фиксирует отношение  к пространству, т.е. возникающую  тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано  оно также с действенностью или  идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное  сзади и слева от субъекта, связано  с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей  психомоторной связи и отношения  к пространству при толковании материала  теста используются теоретические  нормы оперирования с символами  и символическими геометрическими  элементами и фигурами.

Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется  цветными карандашами, в других —  одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают  с таковыми у прочих проективных  методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест «Несуществующее животное»  направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Для статистической проверки или стандартизации результат анализа  может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест —  ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими  методами в качестве батарейного  инструмента исследования.

Показана удовлетворительная валидность конвергентная методики путем установления связи между  результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик  на материале обследования пациентов  психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П. В. Яньшин, 1988, 1990). Валидность также  подтверждена при дифференциации больных  неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995). Несуществующее животное — одна из наиболее популярных рисуночных методик  и широко используется психологами  СНГ при обследовании детей и  взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей  методики, т. е. такой, данные которой  позволяют выдвинуть некоторые  гипотезы об особенностях личности.

Методика проведения.

Рисунки следует делать на стандартном листе бумаги (формат A-4). Лист бумаги лучше всего взять  белый или слегка кремовый, не глянцевый.

Никаких указаний или пояснений  по поводу как расположить лист не дается.

Во время рисования  человек не должен иметь возможности  наблюдать за созданием чужого проективного рисунка. Во-первых, могут быть попытки  копирования и заимствования, во-вторых, нечего отвлекаться во время испытания.

Рисовать следует простым  или цветными карандашами. Шариковая  ручка или фломастер не позволят оценить нажим и наклон линии.

Когда животное нарисовано, его название подписывается на этом же листе.

Вопросы по рисунку уточняют детали — 

"Это третья нога  или хвост?",

"Что означают эти  точки на морде?"

"Чем питается это  животное?",

"Зачем ему эти шипы  на ногах?"

После завершения тестирования испытуемый (испытуемые) могут попросить  раскрыть им информацию, которую Вы извлекли из их рисунка. Никогда не проводите никаких групповых  психологических шоу! Интерпретация  рисунка — дело исключительно  индивидуальное и должно происходить  с глазу на глаз. В процессе рассказа о том, что Вы почерпнули из рисунка  следует сосредоточится на "положительной" окраске информации. Образовательная  и воспитательная суть этой процедуры, да и всего процесса тестирования, заключается в том, чтобы пробудить  у ученика интерес и уважение к собственным мыслям и чувствам. Если у Вас нет времени и  сил на это благое дело, то хотя бы восхищенно почмокайте губами.

ИНСТРУКЦИЯ: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».[7]

«Кактус»

графическая методика М.А. Панфиловой

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель – выявление состояния  эмоциональной сферы ребенка, выявление  наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку  дается столько времени, сколько  ему необходимо. По завершении рисования  с ребенком проводится беседа. Можно  задать вопросы, ответы на которые помогут  уточнить интерпретацию:

1. Кактус домашний или  дикий? 

2. Его можно потрогать?  Он сильно колется? 

3. Кактусу нравится, когда  за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один  или с каким то растением  по соседству? Если растет с  соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится? [4]

При обработке каждой из методик были полученные разные количественные показатели. При анализе методики «Дом-дерево-человек» было выявлено: шестнадцать  детей с агрессивными проявлениями, у четырех детей такие проявления отсутствовали.

При анализе методики «Несуществующее  животное»  были равнозначные показатели по десять детей к каждой группе, то есть десять с агрессивными проявлениями, а десять  без проявления агрессии.

При анализе методики «Кактус»  девять детей имели агрессивные  проявления, одиннадцать детей таких  проявлений не имели.

Эти приведенные данные по трем методикам отображены на диаграмме  №1.

Диаграмма №1. Результаты проведенных методик.

 

 

К категории агрессивных  детей были отнесены те дети, у которых  имел место показатель агрессивности  более, чем в одной из трех методик. Данный показатель отображен в диаграмме  №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №2. Показатель агрессивности в группе.

 

         При качественной обработке данных методик было выявлено, что количество детей, у которых была выявлена агрессия, в каждой из методик неодинаково. К категории детей с агрессивными проявлениями были отнесены дети, у которых агрессивная тенденция выявлялась в двух методиках и более. При беседе с воспитателями детского сада, выяснились подробности причин проявления агрессивности у детей. 

         С помощью методики «Дом-Дерево-Человек» было выявлено шестнадцать человек.  Часть из этих детей (Даниил Г., Аня Г., Вероника К.,Богдан А., Ксюша К.) агрессия проявлялась по причине того, что ребенок является единственным в семье, родители ограничивают свободу, самостоятельность, чрезмерная опека с их стороны. У части детей (Ксюша К., Галя К., Саша С.) причиной может быть большое количество детей в семье и проявлениями агрессии они привлекают к себе внимание. У остальной части детей Даня П., Артем М., Алина М.) причиной может быть авторитарный тип воспитания. Родители наказывают ребенка за любые, даженезначительные поступки.

           У Дани П., Артема М, Алина М. одной из причин агрессивного проявления является соперничество с детьми, с целью добиться превосходства, которое может корректироваться педагогом.

          У части детей, у которых в семье гипоропека, еще одной явной причиной проявления агрессивности является проявление комплекса неполноценности, они стараются доказать другим детям свою самостоятельность. Также в этой группе детей (с гиперопекой) есть дети из неполных семьи, у которых причиной агрессивного поведения является переживание из-за отсутствия, чаще всего отца, в семье.

         У детей, которые не были отнесены к группе детей с агрессивными  проявлениями, но у которых в одной из методик проявляется агрессия, проявляются всплески эмоций, чувств и переживаний направленных на других детей. У некоторых из них Женя К., Оскана Б., Гриша Ж., Анастасия О., агрессия естественная, то есть реакция на унижение достоинства и насмешки. Такое поведение и отношение детей друг к другу проявляются довольно часто в детском коллективе.

        У иссле6дуемых детей в данной группе детского сада, были выявлены следующие типы агрессивного поведения: агрессивность недифиринцированная, импульсивная агрессия, условная агрессия, инструментальная агрессия.

      Таким образом, в результате проведенной диагностики было выявлено двенадцать детей с агрессивными проявлениями, для которых была составлена коррекционно-развивающая программа, которая описана в главе 2.3. Дети не имеющие агрессивных проявлений участвовали в проведении коррекционно-развивающей программе, которая имела для них профилактический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Анализ существующих  программ, направленных на коррекцию  агрессивности

Существуют различные  коррекционные программы, направленные на преодоление агрессивности на разных возрастных этапах. Наиболее разработанными являются программы для подросткового  возраста. Примером такой программы  может послужить комплексная  методика коррекции нарушений поведения  у детей, разработанная И.А. Фурмановым, которая включает в себя три взаимосвязанных  программы. [6]

Программа «Тренинг модификации  поведения» для агрессивных подростков и юношей с асоциальной направленностью  поведения. Данная программа состоит  из двух блоков:

1. Психодиагностический блок. Его цель – получение информации об индивидуально-психологических особенностях каждого ребенка, характере нарушений в поведении, а также системе и психологических условиях семейного воспитания.

2.Коррекционный  блок – психологический тренинг интегративного типа с элементами психотерапевтических техник. Цель тренинга – поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе проведения тренинга решаются основные задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам внутреннего самоконтроля; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.

Программа «Тренинг эффективности  родителей». Она предназначена для  работ с родителями, которые испытывают трудности в воспитании детей  с нарушениями в поведении. Направленность тренинга состоит в создании психологических  условий для преодоления родительских и приобретения родителями нового опыта  взаимодействия с детьми посредством  практической тренировки коммуникативных  навыков. В ходе проведения тренинга решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; взаимопонимание  и взаимоуважение прав и потребностей друг друга (детей и родителей); снижение тревожности и приобретение уверенности  в себе; формирование готовности обсуждать  с детьми все спорные и конфликтные  ситуации в семье; выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми.

Программа «Тренинг психологической  компетентности педагога». Цель программы  – информирование педагогов об индивидуально-психологических  особенностях личности подростков с  нарушениями поведения и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии (проигрывание критических  ситуаций в сфере межличностных  отношений). Основными задачами тренинга являются: распознание и идентификация  собственных негативных эмоциональных  состояний, возникающих при общении  с асоциальными детьми; обучение приемам регуляции психического равновесия; снятие личных и профессиональных ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми и выработка эффективного стиля взаимодействия.

Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности