Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………

Файлы: 1 файл

целая курсовая.docx

— 151.42 Кб (Скачать файл)

Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют  агрессии.

                                                          Александр Нилл. Саммерхилл - воспитание  свободой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библеографический список.

1.Брунер, Дж. Развитие сознания. //В сборнике Дж. Брунер «Психология познания. За пределами непосредственной информации.».— М. Прогресс, 1977.

2.Бурлачук, Е.К. Словарь по психодиагностике / Е.К.Бурлачук.— Киев,1990.-564с.

3.Выготский,Л.С Воображение и творчество в детском возрасте.— М.: Просвещение, 1991.-389с.

4.Диагностика школьной дизадаптации /ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Д.Ф.Кумариной .- М.: Издательский центр «Академия».1993-267с.

5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/  Е.В. Змановская.-4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия». 2007.- 288 с.

6.Краткий психологический словарь/авт.сост. С.Я. Подопригора, А.С., А.С. Подопригора. Ростов н/Д: Феникс, 2010.-318 с.-(Словари).

7. Кудряшов, А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ ред. А.Ф. Кудряшов- Петрозаводск: Петроком, 1992.-125с.

8. Карелина, А.А.Психологические тесты/ ред. А.А. Карелина в 2 томах.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.-523с.

9.Либин, А.В. Либин, В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках/ А.В.Либин ,В.В. Либин — М:Просвещение.1994-271с.

10.Лакофф, Дж. Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем. // В сборнике «Теория метафоры.»— М.: Прогресс, 1990-С 45-87

11.Леви-Строс, К. Неприрученная мысль // В сборнике «Леви-Строс. 12.Петровский, Н.И. Психологический словарь / Н.И. Петровский: М:Просвещение, 1990. -609с.

13.Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ  и колледжей, обучающихся по группе специальностей 0300 «Образование»/ И.П. Подласый.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 350 с.

14.Романова, О.Ф. Графические методы в психологической диагностике/О.Ф.Романова— М.: Дидакт, 1991.-429с.

15.Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2/Е.Ф. Сивашинская.- Минск: Жасскон, 2008.-192с.

16.Столяренко, Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко.-20-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-671 с.

17. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет./С.И.Семенека – М., 2004.-225с.

Первобытное мышление».— М.: Республика, 1994-С 96-121

18. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов – Минск, 1996г.

19.Фрейд,З. О сновидении. / Фрейд З.— М.: Просвещение, 1989.-564с.

 

 

Приложение  А.

Методика диагностического блока

 

Методика: «Изучение  эмоционально – обусловленного поведения  дошкольников»

Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования: сначала за детьми ведется наблюдение в различных видах деятельности. Затем проводят индивидуально две  серии.

 

Первая серия.

Экспериментатор задает ребенку  вопросы:

1.  Можно ли смеяться, если твой товарищ упал, почему?

2. Можно ли обижать  животных, почему?

3.  Нужно ли делиться  игрушками с другими детьми, почему?

4.  Если ты сломал  игрушку, а воспитатель подумал  на другого, нужно ли сказать,  что виноват ты? Почему?

5.  Можно ли шуметь, когда другие отдыхают, почему?

6.  можно ли драться,  если другой ребенок отобрал  у тебя игрушку, почему?

 

Вторая серия.

Ребенку предлагается закончить  несколько ситуаций:

1.  Маша и Света убирали  игрушки. Маша быстро сложила  кубики в коробку. Воспитатель  ей сказала: «Маша, ты сделала  свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете  закончить уборку.» Маша ответила…..Что  ответила Маша? Почему?

2.  Петя принес в  детский сад новую игрушку  – самосвал. Всем детям хотелось  поиграть с этой игрушкой. Вдруг  к Петя подошел Сережа, выхватил  машинку и стал с ней играть. Тогда Петя … Что сделал  Петя? Почему?

3.  Катя и Вера играли  пятнашки. Катя убегала, а Вера  догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда  Вера… Что сделала Вера? Почему?

4.  Таня и Оля играли  в дочки - матери. К ним подошел  маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». –  «Мы тебя не возьмем, ты еще  маленький», - ответила Оля. А Таня  сказала,… Что сказала Таня? Почему?

5.  Коля играл в лошадки.  Он бегал и кричал: «Но, но, но!».  В другой комнате его мама  укладывала спать маленькую сестренку  Свету. Девочка никак не могла  уснуть и плакала. Тогда мама  подошла к Коле и сказала:  «Не шуми, пожалуйста, Света никак  не может заснуть». Коля ей  ответил,… Что ответил Коля? Почему?

6.  Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель  и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок  получился очень хороший». Миша  тоже посмотрел на Танин рисунок  и сказал,… Что сказал Миша? Почему?

7.  Саша гулял около  дома. Вдруг он увидел маленького  котенка, который дрожал от  холода и жалобно мяукал. Тогда  Саша… Что сделал Саша? Почему?

 

Обработка данных.

 

Анализ результатов наблюдения проводится по следующей схеме:

1.  как ребенок относится  к сверстникам (равнодушно, ровно,  отрицательно), отдает ли кому-то  предпочтение и почему.

2.  оказывает ли другому  помощь, и по какой причине  (по собственному желанию, по  просьбе сверстника, по предложению  взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенна; неохотно, формально; начинает помогать  с энтузиазмом, но это быстро  надоедает и др.)

3.  проявляет ли чувство  долга по отношению к сверстникам,  младшим детям, животным, в чем  это выражается и в каких  ситуациях.

4.  замечает ли эмоциональное  состояние другого, в каких  ситуациях, как на это реагирует.

5.  проявляет ли заботу  в отношении к сверстникам,  младшим детям, животным и как  (постоянно, время от времени,  эпизодически); что побуждает его  заботиться о других; в каких  действия выражается забота.

6.  как реагирует на  успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует  неадекватно, завидует успеху  другого, радуется его неудаче).

7.  при обработке результатов  серий особое внимание обращают  не только на правильность  ответа ребенка, но и на мотивировку.  Данные наблюдения и эксперимента  сопоставляют. Делают вывод о  сформированности социальных эмоций  и их влияния на поведение  детей, в частности, на проявление  агрессивного поведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

Рекомендации  родителям и педагогам

Рекомендации  родителям

1.  Ежедневно играть  с ребенком в ролевые игры  или хотя бы в «ролевые беседы»  (речевые игры, где ребенок говорит  от лица какого-либо персонажа).

2.  Когда ребенок приходит  из детского сада, интересуйтесь  во что играли другие дети, побуждая его приглядываться  к играм сверстников и пробовать  играть в похожие игры дома.

3.  Ограждать ребенка  от просмотра мультфильмов агрессивного  содержания, боевиков, «ужастиков»,  различных передач, где в той  или иной форме присутствуют  мотивы насилия.

4.  Обсуждать с ребенком  происходящее на экране, давать  свои оценки.

5.  Не проявляйте на  глазах у ребенка повышенной  эмоциональности и аффективности.

6.   Не применяйте  в отношении ребенка слишком  строгих мер, в том числе  физические наказания, унижение  его не глазах других людей  и др.

7.  Не показывайте ребенку  унижение друг друга, конфликтные  ситуации.

8.  Проявляйте в отношении  к ребенку теплые чувства, формируйте  у него чувство защищенности.

9.  Попытайтесь исключить  ответную реакцию на агрессивное  поведение ребенка.

10.   Постарайтесь переместить агрессию на другой объект (например, на грушу).

 

Рекомендации  педагогам:

1.  Не проявляйте грубости  в присутствии детей.

2.  Старайтесь поощрять  миролюбивые поступки детей в  присутствии группы. Объясняйте  и совместно с детьми обсуждайте  эти поступки.

3.  Вовлекайте ребенка  в общую игру, сначала на второстепенные  роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте  совместную деятельность детей,  пытаясь исключить. 

4.  Участвуйте в игре  вместе с детьми, чтобы не допустить  исключения ребенка из игры. Привлекайте  внимание детей к достижениям  друг друга.

5.  В ходе игр по  возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите  детей на плохих и хороших. 

6.  Препятствуйте появлению  в группе игрушек, выпускаемых  по сюжетам «детских боевиков». 

7.  Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).

8.  Если имеется видеомагнитофон  – показывайте отечественные  мультфильмы, организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные  эпизоды. 

9.  Обеспечьте условия  для выплеска агрессивных стремлений  детей в социально приемлемой  форме. Это можно сделать путем  создания уголка, где находились  бы спортивный инвентарь (велосипед,  груша, канаты, батут и др.).

10.   Совместно с детьми  изготовляйте близким людям (мамам,  папам, бабушкам, дедушкам…) поделки  на различные праздники.

 

 

 

 

 

Приложение  В

Интерпретация результатов методики «Дом-Дерево-Человек»

ДОМ

Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом  может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали - чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи - открытость, доступность  и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома - серьезный конфликт.

Разные постройки - агрессия направлена против фактического хозяина  дома или бунт против того, что субъект  считает искусственными и культурными  стандартами.

Ставни закрыты - субъект  в состоянии приспособиться в  интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной  ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная  необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно  ярче (толще) по сравнению с другими  деталями - субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным  контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным  горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект  чувствителен к давлению среды.

Стена; боковой контур слишком  тонок и неадекватен - предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком  акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные  тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько  это возможно.

Стена с акцентированным  вертикальным измерением- субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях  и обладает меньшим количеством  контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие - субъект  испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты - первый признак  откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом  жилой - это сильная потребность  к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уединение, неприятие  реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие - нежелание  впускать в свое "Я". Чувство  несоответствия, неадекватности и нерешительности  в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение (интенсивность  по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной  теплоты дома.

Окна 

Первый этаж нарисован  в конце - отвращение к межперсональным  отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые - субъект  ведет себя несколько развязно и  прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности