Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………

Файлы: 1 файл

целая курсовая.docx

— 151.42 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное  поведение ребенка вызывает прежде всего недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению  у ребенка постоянного чувства  враждебности, поскольку он развивается  через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, супругов, учителей). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.[19]

Существует огромное число  исследований, которые показывают зависимость  между негативными взаимоотношениями  в системе "родители — ребенок", эмоциональной депривацией в  семье и детской агрессивности. Установлено, например, что если у  ребенка сложились негативные отношения  с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят  поддержки в оценках родителей  или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность  делинквентного, противоправного поведения  существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется  агрессивность.

"В одном из исследований  в лабораторных условиях наблюдали,  как общаются со своими мамами  и другими детьми дети в  возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Фиксировались  различные параметры, в частности  измерялось время, через которое  мать берет ребенка на руки, после того как он заплакал  или протянул к ней руки. Другой  аспект наблюдения состоял в  регистрации случаев агрессивного  поведения ребенка, направленного  на других людей (удары, укусы,  стремление отобрать какой-либо  предмет). Было установлено, что  дети, к которым матери не спешили  подходить, вели себя более  агрессивно, чем дети, чьи матери  быстро реагировали на их плач  или стремление ребенка к контакту".

Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка — надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению, неагрессивен. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения.

На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между  строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.

Эта зависимость, как, оказалось, распространяется и на случаи, когда  наказание является реакцией родителей  на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности  и формирование неагрессивного поведения  ребенка.

В одном эксперименте изучалось  агрессивное поведение детей-третьеклассников в связи с особенностями стратегий  родительского наказания. Особенности  и строгость наказаний измерялись по ответам родителей на 24 вопроса  о том, как они обычно реагируют  на агрессивное поведение своего ребенка.

К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы  вести себя по-другому и поощрения  за изменение поведения. Ко второму  уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань. К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатыльники.

В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые  подвергались со стороны родителей  строгим наказаниям, проявляли в  поведении большую агрессию и, соответственно, характеризовались одноклассниками  как агрессивные.

"В одном из исследований (Фельсон, Руссо, 1988) было показано  также, что вмешательство родителей  при агрессии между братьями-сестрами  может на самом деле оказывать  обратное действие и стимулировать  развитие агрессии. Результаты этого  исследования в наглядной графической  форме представлены на рисунке. (Рис. №1).

Вербальная физическая форма  агрессии

Рис. №1 Уровень агрессии между братьями и сестрами в зависимости от вмешательства родителей в ссоры детей

Нейтральная позиция родителей, как следует из этого исследования, оказывается предпочтительной. Самой  неэффективной стратегией оказывается  вмешательство родителей в форме  наказания старших сибсов, так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями-сестрами оказывается наиболее высоким. Сходные результаты были получены и в других исследованиях".

Обобщение результатов подобных исследований приводит специалистов к  формулированию предложения относиться к агрессии между сибсами особым образом — игнорировать ее, не реагировать  на агрессивное взаимодействие братьев-сестер. Однако такой вывод представляется все-таки слишком радикальным. Иногда не реагировать на агрессию во взаимодействии братьев-сестер родителям просто невозможно, а подчас и прямо вредно и небезопасно.

В ряде ситуаций (например, когда  агрессивное взаимодействие между  сибсами уже не является редким исключительным случаем) нейтральная позиция родителей  может только способствовать дальнейшей эскалации агрессии. Более того, такая позиция может создавать  благоприятные условия для социального  научения агрессии, закрепления ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже  долгосрочные негативные последствия.

В исследовании, о котором  мы говорили выше, изучались лишь две  альтернативы реагирования родителей  на агрессию между братьями-сестрами: 1) нейтральная позиция, то есть игнорирование  фактов агрессии, и 2) наказание детей (в одном варианте — старших, в  другом — младших).

Очевидно, при такой суженной альтернативе нейтральная позиция  действительно оказывается относительно лучшей. Однако возможны и другие альтернативные способы родительского реагирования на агрессию между сибсами, которые  не были здесь предметом изучения. Одним из таких способов реагирования является обсуждение возникшей проблемы, осуществление переговорного процесса, научение на конкретном примере возникшего конфликта конструктивным, неагрессивным  способам его разрешения. Ведь, как  экспериментально доказано в других исследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных в первую очередь  именно слабым знанием конструктивных (альтернативных агрессивным) способов разрешения конфликтов.[3]

Из приведенных выше исследований можно сделать вывод о том, что то или иное влияние семьи, действительно играет важную роль в  формировании агрессивности у ребенка. Правильно принятое решение родителей, в конфликтной ситуации, (будь то конфликт между братьями и сестрами, или любой другой конфликт) в значительной степени формирует наличие или  отсутствие агрессивности в дальнейшем у ребенка.

Следует уточнить, что в рассмотренных  выше эксперементах участвовали  преимущественно мальчики. Большинство  же исследователей отмечают различное  влияние плохого обращения в  семье на детей разного пола. По мнению ряда авторов, девочки, к которым  в детстве проявляли жестокость, более склонны к развитию мазохистического патера поведения, в то время как  мальчики в этом случае чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей  вероятностью развиваются в садистическом  направлении.

Еще одним  доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении  агрессивного поведения является известное  обстоятельство, что у детей, воспитывающихся  в детских учреждениях, также  доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, его конституциональных особенностей и других обстоятельств).

Таким образом, при неблагоприятном  воздействии внутренних и внешних  факторов агрессивное влечение действительно  приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смешаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выражению. Она также выступает истопником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия нал другими или собой. Судьба собственной агрессии — дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией – одна из труднейших психологических задач вообще.[5]

Таким образом, основными причинами проявлений детской агрессии являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление получить желаемый результат, стремление быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев  агрессивные действия детей дошкольного  возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются  в ситуациях защиты своих интересов  и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как  средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного  результата - будь то внимание сверстников  или привлекательная игрушка, - после  чего агрессивные действия прекращаются.

Вывод по главе.

На основе изучения проблемы агрессивности можно сделать  вывод, что агрессивное поведение  – относится к поведенческим  отклонениям, к формам девиантного  поведения. Различают агрессию как  специфическую форму поведения  и агрессивности как психическое  свойство личности.

В настоящее время все  больше утверждается представление  об агрессии как мотивированных внешних  действиях, нарушающих нормы и правила  сосуществования, наносящих вред, причиняющий  боль и страдание людям.

Можно выделить различные  формы агрессивности (агрессивность, интринсивная агрессия,

агрессивность недифференцированная, агрессивность локальная, или импульсивная,  условная, инструментальная агрессия, агрессия враждебная, инструментальная агрессия,

жесткая агрессия, психопатическая  агрессия, агрессия по мотиву групповой  солидарности, сексуальная агрессия различной степени), но необходимо разделять  понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое- общее назначение для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность  – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Эксперементальные  исследования детской агрессии

2.1.Описание методик,  анализ результатов исследования.

Для исследования детской  агрессивности я использовала методики: «Дом-дерево-человек», «Кактус», «Несуществующее  животное».

Методика «Дом-дерево-человек»

"Дом—дерево—человек" тест (House—Tree—Person Test, H—Т—Р) проективная  методика исследования личности. Предложен Дж. Буком в 1948 г.  Тест предназначен для обследования  как взрослых, так и детей, возможно  групповое обследование.

Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный  опрос. Выбор предметов для рисования  автор обосновывает тем, что они  знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования  и, наконец, стимулируют более свободные  словесные высказывания, нежели другие объекты.

По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального  развития и т. д. Помимо использования  теста в качестве проективной  методики автор демонстрирует возможность  определять уровень интеллектуального  развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75). Зарубежные исследователи заявляют о необходимости дополнительного  изучения валидности методики как инструмента  измерения интеллекта и личностных особенностей. Тест используется в  России, включен в методику Керна-Йерасека.

Процедура проведения

Групповое тестирование

При прочих равных условиях, методика ДДЧ более продуктивна  при индивидуальном тестировании, чем  при групповом. Однако очевидно, что  за этой методиой закрепилось определенное положение среди групповых тестов. В таком качестве лучше всего  ее использовать как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного  развития и приспособляемости. Кроме  этого методику можно применять  для определения степени оздоровления в процессе групповой терапии, но с этой стороны она еще не достаточно изучена.

Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности