Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.

Содержание работы

Введение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………
1. 1 ЖКХ как объект управления и регулирования………………………………………..
1.2 Цели и задачи органов управления ЖКХ………………………………………………
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….
2.1 Административно-правовые формы деятельности органов управления ЖКХ……...
2.2 Методы управленческой деятельности…………………………………………………
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....................

Файлы: 1 файл

Жилищно-коммунальное хозяйство (курсовая).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Тема: административно-правовые основы организации государственного управления 
в сфере жилищно-коммунального хозяйства
 

     СОДЕРЖАНИЕ С.
 
Введение…………………………………………………………………………………. 

ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………

 
1. 1 ЖКХ как объект управления  и регулирования………………………………………..

1.2 Цели и задачи  органов управления ЖКХ………………………………………………

 
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….

 
2.1 Административно-правовые формы  деятельности органов управления  ЖКХ……... 
2.2 Методы управленческой деятельности………………………………………………… 
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………... 

Заключение……………………………………………………………............................ 

Список  использованной литературы…………………....................................

 
2 
 

3 

3

5 
 
 

11 

11

16 

23 

34

35

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.

     Степень разработанности вопроса  административно-правовых основ организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в науке и практической деятельности организаций по регулированию системы жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний момент является актуальной и решаемой на высшем федеральном уровне.

       В рамках данной проблемы принимаются  законодательные и нормативно-регламентированные  подзаконные акты. Проблематика  вопроса широко освещается в  прессе и других средствах  массовой информации, научные разработки  российских ученых основаны на Западноевропейской концепции развития отрасли ЖКХ, но при этом не исключен и Российский опыт организации коммунального хозяйства, что говорит о комплексном походе к совершенствованию всей системы ЖКХ в России.

     Предметом исследования в работе является –механизм регулирования и ключевые направления совершенствования системы организации жилищно-коммунального хозяйства.

     Целью работы является –изучение  административно-правовых основ организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

     Поставленная  цель работы предопределила ряд взаимосвязанных  задач:

     1. Дать характеристику  ЖКХ в качестве объекта  управления и регулирования

     2. Определить основные цели и задачи органов управления ЖКХ;

     3. Дать характеристику  административно-правовых форм деятельности органов управления ЖКХ;

     4. Проанализировать методы управленческой деятельности в сфере ЖКХ;

     5. Выявить ключевые проблемы и первпективы в развитии отрасли жилищно-коммунального хозяйства

     В работе использована современная методологическая база совершенствования системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, так же прогнозирования результатов деятельности и моделирования на основе разработок отечественных экономистов, таких как: Егорова Н.С., Бузырев В.В., Чекалин В.С., Смирнов Е.Б., Дронов А.А. и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК  СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 
1. 1 ЖКХ как объект управления  и регулирования
 

     Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление жилищно-коммунальным комплексом относится в основном к компетенции поселений.1 На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.

     Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ  у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКК.

     На  современном этапе развития с  учетом потенциала отдельных подотраслей  ЖКК, типологии предоставляемых  частных и общественных услуг, степени  конкурентных отношений, наличия различных  форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, следует рассматривать в качестве отдельных сфер жилищное хозяйство и коммунальный комплекс, имеющие различные системы управления и принципы их реформирования.

     В состав жилищного хозяйства входят жилые и нежилые здания с сетью  эксплуатирующих и обслуживающих их предприятий и организаций. Коммунальный комплекс включает в себя системы инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других хозяйств).

     Реформирование  и технологическая модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности  предоставляемых услуг, предприятий  предполагают применение новых, более  совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере.

     Однако  внедрение эффективных форм и  методов управления осложняется  специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных регионах.

     Кризисное состояние жилищно-коммунального  комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинами кризиса явились многолетнее недофинансирование и неэффективная тарифная политика, предопределяющие дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ - возможности влиять на их количество и качество, неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.2

     Возникновение и нарастание технологических и  финансовых проблем ЖКК было связано  также с тем, что до начала массовой приватизации в России основная часть  объектов ЖКК находилась на балансе  промышленных и других предприятий и финансировалась по титулам соответствующих отраслевых министерств и ведомств. В ходе приватизации эти объекты были переданы в муниципальную собственность, как правило, в крайне запущенном техническом состоянии и без должной финансовой компенсации расходов на их содержание и ремонт.3 Во избежание полного краха систем жизнеобеспечения поселений муниципалитеты были вынуждены взять на свой баланс ветхий и аварийный жилищный фонд, изношенные трубопроводы, устаревшие котельные и насосные станции и т.д. без проведения полной технической инвентаризации основных фондов ЖКК, вследствие чего муниципальные органы не имеют достоверной информации о фактическом уровне их износа. Недостаточность государственных централизованных финансовых средств на модернизацию и ремонт переданных муниципалитетам изношенных основных фондов не позволила устранить аварийность в системах жизнеобеспечения, особенно в тепло- и водоснабжении. Финансовый кризис и банкротство градообразующих предприятий поставили многие города и поселения с моноструктурным характером экономики в сложные социально-экономические условия. В результате начал нарастать объем задолженности местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных предприятий перед ресурсоснабжающими организациями.

     Наличие в ЖКК сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленных как схемой технологического взаимодействия, так и возникающими при этом противоречиями между экономической природой производства услуг и социальным характером их потребления, подчеркивает специфику управления ЖКК. С точки зрения социальной значимости, ЖКК призван создавать необходимые условия для комфортного и безопасного проживания граждан, а с экономической, являясь сферой деятельности с постоянным потребительским спросом на рынке жилищно-коммунальных услуг, он обладает значительным потенциалом для развития частного бизнеса.

     При этом важно выделить три взаимосвязанных  аспекта управления в сфере ЖКК, включающих доступность приобретения и эксплуатации жилья, повышение  качества жилищно-коммунального обслуживания, а также преобразование жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований на принципах самоокупаемости услуг и привлечения частного бизнеса, которые действуют в условиях регулируемого органами управления рынка услуг ЖКК с учетом социально-экономических условий и регламентов, обеспечивающих стандарты условий проживания для населения, а также социальной ответственности бизнеса.

     Организационно-экономический  механизм реформирования ЖКК предусматривает  совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих достижение конечных целей управления, переход от нормативно-тарифного регулирования коммунальных услуг к оплате фактически потребленных, разработку схем взаимодействия органов власти, хозяйствующих субъектов и потребителей при предоставлении услуг, изменение системы финансирования с ориентацией на оплату потребителями услуг по их реальной стоимости, рациональное сочетание источников финансирования, создание условий для деятельности частных управляющих организаций.4

 

      1.2 Цели и задачи органов управления  ЖКХ 

     Важнейшей тенденцией нынешнего этапа явилась  нарастающая роль государства в  формировании жилищно-коммунальной политики и принятии пакета законов о доступном  жилье и модернизации коммунальной инфраструктуры. Проблема обеспечения населения доступным жильем приобрела федеральное значение и привела к созданию национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

     Вступление  в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О  концессионных соглашениях" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" открывает перспективы для развития конкурентных отношений и привлечения в отрасль бизнес-структур на основе государственно-частного партнерства; крупные управляющие компании переходят от краткосрочных договоров к долгосрочным инвестициям и расширяют масштаб своей деятельности, охватывая все большее количество регионов и муниципальных образований. Привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс должно обеспечиваться при преимущественном сохранении региональной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру. Особенно это касается систем тепло- и водоснабжения, где за счет ресурсосберегающих мероприятий может быть достигнут серьезный экономический эффект. Привлечение инвестиций предусматривает в основном переход с бюджетной на заемную и концессионную основу инвестирования отраслей ЖКК с частичным бюджетным софинансированием. Комплекс основных задач по реформированию жилищно-коммунального комплекса включает:5

Информация о работе Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства