Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.

Содержание работы

Введение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………
1. 1 ЖКХ как объект управления и регулирования………………………………………..
1.2 Цели и задачи органов управления ЖКХ………………………………………………
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….
2.1 Административно-правовые формы деятельности органов управления ЖКХ……...
2.2 Методы управленческой деятельности…………………………………………………
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....................

Файлы: 1 файл

Жилищно-коммунальное хозяйство (курсовая).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

     Для осуществления совместных программ МГА и органы местного самоуправления могут заключать договора, создавать совместные органы и организации.

     Отношения органов местного самоуправления с  предприятиями, находящихся в коммунальной собственности соответствующих  территориальных громад, строятся на принципах их подчинённости, подотчётности, подконтрольности органов местного самоуправления.

     В отрасли водоснабжения и водоотведения:

     1. Утверждения с учётом требования  законодательства градостроительных  программ, генеральных планов застройки  населённых пунктов, других градостроительной  документации.

     Все проекты в их разработке должны принимать  участие водяники, все должно соответствовать  газовым, пожарным нормам и требованиям.

     2. Утверждение местных программ  в сфере ПВ и участие в  разработке, соответствующих государственных  программ.

     3. Дача соглашения на размещение на соответствующей территории новых или реконструкцию действующих объектов, деятельность которых может причинить вред источникам питьевого водоснабжения.

     Органы  местного самоуправления в обязательном порядке должны дать разрешение размещение объекта.

     4. Принятие решений о проведении  государственной экологической  и санитарно эпидемиологической  экспертизы объектов хозяйственной  деятельности, которые могут действовать  на источники питьевого водоснабжения.

     5. Контроль за качеством ПВ, использованием и охраной питьевого водоснабжения.

     6. Составление протоколов о наложении  штрафов и др. санкций к предприятиям  питьевого водоснабжения в случае  нарушения законодательства.

     7. Информирование населения о качестве  воды, порядка расчёта тарифа  на услуги водоснабжения и водоотведения.

     Тарифы  утверждают органы местного самоуправления.

     8. Определения уровня и качества  услуг питьевого водоснабжения,  установление тарифов на эти  услуги.

     9. Ограничения и запрещение деятельности  предприятий питьевого водоснабжения.

     10. Установления правил пользования  водозаборными сооружениями.

     11. Установление зон санитарной  охраны, источников и объектов  центрального питьевого водоснабжения.

     12. Ограничения или запрет на  использование предприятиями ПВ  для промышленных нужд.

     13. Решение других вопросов.

     В отрасли санитарной очистки территорий

     1) Выполнение требований законодательства  об отходах.

     2) Разработка и утверждение схем  санитарной отчистки населенных  пунктов.

     3) Организация сбора и удаления  бытовых отходов, создание полигонов для их захоронения, организация раздельного сбора полезных компонентов.

     4) Утверждение местных и региональных  программ обращения с отходами  и контроль за их выполнением.

     5) Решения вопросов размещения  на своей территории объектов  обращения с отходами.

     6) Координация деятельности субъектов  в предпринимательской деятельности, которые находятся на их территории.

     7) Определение размеров платежей  за размещением отходов.

     8) Ведение контроля за рациональным  использованием и безопасным  обращением с отходами на всей территории.

     9) Ликвидация несанкционированных  и контролируемых свалок.

     Органы  местного самоуправления принимают  решение про:

     1) Отвод земельных участков для  размещения отходов;

     2) Строительство объектов обращения  отходов.

     В отрасли ритуального обслуживания

     1) Решения вопросов отведения земельных  участков для организации мест  захоронения.

     2) Обеспечить строительство, содержание  и охрану мест захоронения

     3) Создание ритуальной службы.

     4) Решают вопросы о выделении  средств из местных бюджетов  на захоронение безродных людей, ветеранов войны.

     5) Контроль за соблюдением законодательства  о защите прав потребителей.

     В отрасли теплоснабжения

     - регулирование деятельности субъектов  отношений в сфере теплоснабжения  в пределах, отнесённых к ведению  соответствующих советов;

     - утверждение местных программ  развития в сфере теплоснабжения, участие в разработке и внедрении  государственных и региональных  программ в этой сфере;

     - утверждение проектов градостроительных  программ, генеральных планов застройки  населённых пунктов, схем теплоснабжения и градостроительной документации;

     - осуществления контроля за обеспечением  потребителей тепловой энергии  в соответствии с нормативными  требованиями;

     - согласование и размещение в  пределах соответствующей административно-территориальной единицы новых или реконструкцию действующих объектов теплоснабжения и содействию развития систем теплоснабжения на соответствующей территории;

     - установление для соответствующей  территориальной громады в порядке  и пределах, определённых законодательством, тарифов на тепловую энергию, которая подается предприятиями и организациями коммунальной собственности.

     Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляют государственные инспекции и  другие органы в порядке, установленном  законом.8 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В  СФЕРЕ 
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 
2.1 Административно-правовые формы 

деятельности  органов управления ЖКХ 

     В последние годы проблемы, связанные  с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего пристального внимания, однако серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло. Более того, наблюдается ухудшение как технического, так и финансового положения этого многоотраслевого комплекса. ЖКХ по-прежнему характеризуется отсутствием эффективных экономических отношений и низким качеством предоставляемых услуг. Высокая степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на предприятиях ЖКХ, не до конца прозрачные правила бизнеса делают отрасль непривлекательной для инвесторов. 
Следовательно, системный характер проблем в ЖКХ требует серьезных политических и экономических решений на государственном уровне. Именно поэтому государственное регулирование публичных отношений в сфере ЖКХ в условиях рынка играет особую роль, так как рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики, способствует быстрому и свободному перемещению капитала. Но в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 г. <1> констатируется, что общее состояние ЖКХ страны не отвечает современным требованиям. Динамика правонарушений, выявленных государственной жилищной инспекцией, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию данных услуг населению и т.п. Только за 2007 г. в два раза увеличилось число жалоб от населения. Судя по динамике их поступления в 2008 г. и соотношению с числом поступивших за аналогичный период прошлого года, в 2009 г. ожидается увеличение числа жалоб уже в три раза, что говорит о быстро нарастающем кризисе в ЖКХ. Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию. 
И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели — повышение качества жизни людей.9

     Итак, жилищно-коммунальное хозяйство — это многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сфер. Производственная структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.При наличии ряда общих родовых признаков с другими отраслями социально-экономического характера, жилищно-коммунальные услуги имеют видовое своеобразие, т.к. непосредственно связаны с воспроизводством жилищного фонда, который в значительной мере определяет ход экономических, социальных, демографических и политических процессов.

     ЖКХ, являясь одной из важнейших отраслей обслуживания, представляет собой наиболее крупную часть народного хозяйства, основой его развития является рост населенных пунктов и потребности  населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства.В настоящее время в системе ЖКХ действует более 50 тыс. предприятий, в том числе 10 тыс. муниципальных и государственных, в отрасли занято около 4 млн. чел.

     Однако, несмотря на рост объемов услуг, работ  и продукции, произведенных в  отрасли, многие предприятия являются убыточными.

     Согласно  проведенным исследованиям, жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других отраслей. Так, специфическими чертами отрасли являются следующие: 
— местный характер деятельности жилищно-коммунальных предприятий, потребителями продукции (услуг) которых являются, прежде всего, население, а также расположенные на нем предприятия промышленности, транспорта и др.; 
— процессы производства и потребления продукции (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве неразрывно связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для последующей реализации; 
— предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны быть готовы отпустить столько продукции и реализовать столько услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент времени; 
— нецелесообразность предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, размерами территории и особенностями ее планировки, своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающих сфер; 
— наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг; 
— независимость численности основного эксплуатационного персонала непосредственно от объема производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по обслуживанию машин и оборудования, а также количеством дежурного персонала; 
— отличная от других отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части в 2 раза выше, чем на промышленных предприятиях; 
— особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители; 
— многоотраслевой (более 30 отраслей) характер; 
— высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонды; 
— конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы власти. 10

     Следует обратиться к проблеме эффективности  сложившихся организационно-правовых форм органов исполнительной власти в процессе их практической деятельности, динамике их преобразований на региональном уровне. 
Так, на федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Минрегион России, Росстрой и Ростехнадзор. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации. 
Учитывая особую значимость стабильности функционирования ЖКХ как системы жизнеобеспечения, дальнейшего повышения качества коммунальных услуг, а также постоянный рост правонарушений в сфере ЖКХ, утверждается, что функции государственного контроля, осуществляемого в ЖКХ, требуют усиления их правовой регламентации и совершенствования юрисдикционной деятельности государственных органов.

     На  региональном уровне реализацию функций  публичной власти в сфере ЖКХ  осуществляет администрация субъекта Российской Федерации. Как орган исполнительной власти общей компетенции администрация обеспечивает организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются ее структурные подразделения (департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы администрации.

     Стоит напомнить, что ЖКХ находится в состоянии реформирования. Вместе с тем рост правонарушений, выявленных Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, что говорит о быстро нарастающем кризисе в ЖКХ.

     Таким образом, современная стратегия  реформы ЖКХ установлена в  Федеральной целевой программе  «Жилище» на 2002 — 2010 гг., подпрограммах «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса в РФ» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Намеченные задачи по реформе ЖКХ требуют скоординированных и последовательных действий всех уровней власти по обязательному выполнению мероприятий, предусмотренных каждым этапом подпрограммы. 
Необходимо обратить внимание, что проблема устранения пробелов в существующей правовой базе, регулирующей отношения в сфере ЖКХ, имеет важное государственное значение.

Информация о работе Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства