Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.

Содержание работы

Введение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………
1. 1 ЖКХ как объект управления и регулирования………………………………………..
1.2 Цели и задачи органов управления ЖКХ………………………………………………
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….
2.1 Административно-правовые формы деятельности органов управления ЖКХ……...
2.2 Методы управленческой деятельности…………………………………………………
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....................

Файлы: 1 файл

Жилищно-коммунальное хозяйство (курсовая).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

     - повышение качества и доступности  жилищно-коммунальных услуг на  основе институциональных преобразований  и развития рыночных отношений,  включающих реструктуризацию органов  управления в сфере жилищно-коммунального обслуживания; системное построение договорных отношений и повышение эффективности конкурентных принципов, привлечение частного бизнеса, акционирование предприятий ЖКК, развитие института профессиональных управляющих жилищным фондом, формирование механизма их отбора на конкурсной основе, содействие в реализации схем самоуправления жителей в жилищной сфере;

     - обеспечение финансового оздоровления  ЖКК на основе повышения эффективности  использования бюджетных расходов  и адресной поддержки реально  нуждающихся граждан в предоставлении определенного стандарта жилищно-коммунального обслуживания, оптимизации соотношения тарифного и бюджетного финансирования, а также увеличения инвестиционной составляющей в тарифах на услуги ЖКК;

     - регулирование деятельности коммунального комплекса с целью консолидации теплоэнергетических активов в муниципальном образовании и проведения органами муниципального управления единой политики по обеспечению его устойчивого функционирования, надежности и безопасности предоставляемых услуг, модернизации сетей, сооружений и оборудования и повышение на этой основе ресурсной эффективности производства и качества услуг.

     Финансовое  оздоровление предприятий ЖКК базируется на проведении инвентаризации, реструктуризации и ликвидации накопившейся многолетней задолженности. Без решения этой первоочередной задачи другие мероприятия не дадут положительного эффекта.

     Предусматривается переход на полную оплату всеми категориями  потребителей затрат на содержание и  ремонт жилья и на предоставление коммунальных услуг. Вместо дотирования предприятий ЖКК введена система адресных жилищных субсидий, зачисляемых на персонифицированные счета граждан. При этом устанавливается единый показатель для получения жилищных субсидий - доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Федеральным стандартом эта доля установлена в размере 22%, однако субъекты РФ могут понижать ее для отдельных категорий домохозяйств за счет использования средств местных бюджетов.

     Разделение  функций собственника, управляющего жилищным фондом и обслуживающих организаций на основе договорных отношений между ними позволит демонополизировать систему управления многоквартирными домами, их обслуживания и ремонта, обеспечить замену административных отношений в данной сфере рыночными, создать конкурентную среду в сфере управления и обслуживания жилищного фонда и предпосылки для повышения качества ЖКУ.

     Изменение тарифной политики включает в себя введение государственного регулирования  тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергию и природный газ) и ежегодное установление федеральным законом предельной стоимости ЖКУ на квадратный метр жилой площади дифференцированно по субъектам РФ. На все виды ЖКУ должны быть установлены экономически обоснованные тарифы, обеспечивающие покрытие текущих затрат эксплуатирующих организаций и включение инвестиционной составляющей на цели модернизации и реконструкции объектов. При этом должны быть созданы эффективные механизмы целевого использования собственных средств предприятий, и в первую очередь амортизационных отчислений на цели модернизации и ремонта.

     При условии установления экономически обоснованных тарифов на оплату ЖКУ  содержание жилищного фонда и  систем инженерного обеспечения  поселений становится потенциально привлекательным для частных инвесторов.

     Особо важным и серьезным шагом в  реформировании жилищно-коммунального  комплекса является передача управления многоквартирными домами с разным набором  собственников от муниципальных  органов к собственникам помещений. При этом собственники на общем собрании обязаны самостоятельно выбрать способ управления многоквартирным домом и управляющую организацию и нести полную ответственность за текущее содержание и ремонт домовладения.

     В этих условиях необходимо обеспечить прозрачность управления, предполагающую гласность и открытость процессов функционирования и развития ЖКК, включая тарифную политику, структуру и объемы работ (услуг), включаемые в тарифы и цены, а также участие общественных организаций и иных объединений собственников, нанимателей жилья в принятии решений и контроле их выполнения при управлении многоквартирными жилыми домами на основе пообъектного планирования доходов и расходов, а также ресурсосбережения в масштабах конкретного здания.6

     В процессе реформирования ЖКК возрастают требования к осознанию целей и задач конкурентной политики общественностью, субъектами рыночной деятельности и органами местного самоуправления. При этом должна быть обеспечена защита конкуренции, построенная на убеждении и информировании населения как потребителя услуг.

     Важнейшим элементом повышения эффективности  управления муниципальным ЖКК является обеспечение общественного надзора  не только со стороны собственников  жилья и контролирующих организаций, но и с участием саморегулируемых организаций в сфере ЖКК, что позволит бизнесу выработать и принять критерии, которым должен соответствовать хозяйствующий субъект для участия в жилищно-коммунальной деятельности (заказчик, инвестор, управляющая организация, подрядчик и т.д.), разработать и принять правила и стандарты такой деятельности, повысить ответственность субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг перед потребителями путем выработки механизмов коллективной ответственности за эксплуатацию жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг.

     Реализация  положений Жилищного кодекса РФ существенно повлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКК, избавит их от непосредственного выполнения хозяйственных функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий. В то же время в условиях реформирования ЖКК перед органами местного самоуправления ставится ряд новых задач, перечень которых представлен на рис. 2.

     В каждом муниципальном образовании  должна быть разработана собственная экономически и социально обоснованная программа реформирования жилищно-коммунального комплекса, учитывающая местную специфику, направленная на осуществление перехода на систему договорных отношений между органами местного самоуправления, собственниками и нанимателями жилищного фонда, управляющими организациями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, создание конкурентной среды в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации, а также системы концессионных соглашений по передаче в управление частному бизнесу систем инженерного обеспечения населенных пунктов. На этой основе должно быть обеспечено существенное повышение качества предоставления ЖКУ.

     В системе управления муниципальных  администраций имеются структурные  подразделения, отвечающие за вопросы ЖКК. Важно их укреплять, осуществлять переподготовку специалистов применительно к новой экономической и управленческой ситуации в сфере ЖКК, обучать их работе с населением, немуниципальными управляющими и эксплуатирующими организациями.

     Полномочия местных советов исключительно на пленарных заседаниях входит принимать решения:

     - о создании ликвидации, реорганизации  и перепрофилировании предприятий  коммунальной собственности соответствующей  территориальной громады;

     - по отчуждению коммунального  имущества;

     -об  утверждении местных программ  приватизации, а также перечень  объектов коммунальной собственности  не подлежащих приватизации.

     Полномочия  местных советов в области  бюджета, финансировании и цен:

     А) Собственные 

     - установление тарифов по оплате  коммунальных, транспортных и др. видов услуг предоставляемых предприятиями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад.

     - установления порядка использования  средств и другого совместного  имущества;

     - осуществление в установленном  порядке финансирования расходов из местного бюджета;

     - объединения на договорных началах  средств городских бюджетов для  выполнения совместных проектов;

     б) Делегирование 

     - осуществление в соответствии  с законом контроля за соблюдение  обязательств по платежам в местные бюджеты предприятий независимо от форм собственности;

     - контроль за соблюдением цен  и тарифов;

     - содействия в инвестиционной  деятельности.

     Полномочия  местных советов по управлению коммунальной собственностью

     - управление имуществом относящееся  к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;

     - установление порядка и контроля  за использованием прибыли предприятия  коммунальной собственности соответствующей  территориальной громады;

     - подготовка и внесение на рассмотрение  совета предложений об отчуждении коммунального имущества, перечня объектов не подлежащих приватизации, проект программ приватизации;

     б) Делегированные

     - согласование кандидатур на должность  руководителя предприятия государственной  собственности

     Полномочия  местных советов в области ЖКХ транспорта и связи;

     А) Собственные 

     - управления объектами ЖКХ;

     - обеспечение необходимого уровня  качества услуг населению;

     - учёт граждан, которые в соответствии  с законом нуждаются в улучшении  жилищных условий, распределений  предоставления жилья относящихся к коммунальной собственности;

     - содействие в расширении жилищного  устройства, помощь выделения кредитов  для жилья, помощь в обслуживании, ремонте жилья, содействие в  создании ОСМД, их регистрация,  регистрация ЖСК, решение вопросов сборов, транспортировки, обезвреживание твёрдых бытовых отходов и жидких нечистот, захоронение трупов животных;

     - организации благоустройства населённых  пунктов, привлечение средств  трудовых и материальных ресурсов  к этому независимо от форм  собственности, контроль за состоянием благоустройства производственных территорий и создание мест для отдыха граждан.

     - установление удобного для населения  режима работы предприятий ЖКХ;

     - утверждение маршрутов и графиков  движения местного пассажирского  транспорта независимо от форм собственности.

     - содержание в надлежащем состоянии  кладбищ и других мест захоронения.

     Б) Делегированные

     - расширения сети предприятий  ЖКХ и развития транспорта;

     - контроль за надлежащей эксплуатацией  и организаций обслуживание населения  предприятиями ЖКХ и транспорта;

     - отмена на разрешения эксплуатаций  объектов ЖКХ в случае нарушения  экологических и санитарных норм;

     - контроль за соблюдением законодательства  по защите прав потребителя;

     - учёт нежилых помещений независимо  от форм собственности, внесения предложения владельцам об использовании таких помещений;

     - учёт жилищного фонда, ведения  контроля за использованием, выдача  ордеров на заселение;

     - учёт и регистрация объектов  недвижимого имущества независимо  от форм собственности.

     МГА - местные государственные администрации

     СПГС  – сельские, поселковые, городские  советы.

     МГА на соответствующей территории взаимодействует  с СПГС, с их исполнительными организациями. Содействуют в осуществлении  ими собственных полномочий местного самоуправления, в том числе в решении вопросов экономического, социального и культурного развития соответствующих территорий, укрепление материальной и финансовой базы, контролирует выполнение предоставленных ими полномочий, рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения депутатов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. 7

     МГА не имеет право вмешиваться в  осуществление органами местного самоуправления собственных полномочий.

Информация о работе Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства