Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.

Содержание работы

Введение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………
1. 1 ЖКХ как объект управления и регулирования………………………………………..
1.2 Цели и задачи органов управления ЖКХ………………………………………………
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….
2.1 Административно-правовые формы деятельности органов управления ЖКХ……...
2.2 Методы управленческой деятельности…………………………………………………
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....................

Файлы: 1 файл

Жилищно-коммунальное хозяйство (курсовая).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

     Большое значение в формировании процессов  демонополизации играет малое предпринимательство. Для успешного развития процессов формирования малого предпринимательства в сфере предоставления услуг коммунального хозяйства необходимо создать условия, способствующие интересу малого предпринимательства к участию в этом процессе через получение части муниципального заказа, выделяемого специально для них на конкурсной основе.26

     К муниципальной инженерной инфраструктуре относятся следующие сферы естественной монополии: энергоснабжение (электро- и теплоэнергетика), газоснабжение, водоснабжение и водоотведение. В малых муниципальных образованиях преобладают предприятия со смешанным видом деятельности, так называемые многоотраслевые предприятия ЖКХ, имеют значительный удельный вес в производственном секторе ЖКК. Монопольное положение они занимают в малых городах, городских поселках и сельских населенных пунктах. Многоотраслевые предприятия ЖКХ обеспечивают жилищно-коммунальными услугами более 60% населения Российской Федерации. В тоже время дополнительно многоотраслевыми предприятиями ЖКХ обслуживается все объекты социальной сферы и основная часть производственной инфраструктуры, расположенной на территории данного муниципального образования. Практически они являются основной производственной инфраструктурой малого муниципального образования.

     Реформирование предприятий ЖКХ целесообразно провести в два этапа.

     Первый  этап. Внедрение внутрихозяйственного расчета и перевод производственных подразделений предприятия на арендный подряд. Повышение качества и снижение себестоимости коммунальной продукции, производимой предприятиями жилищно-коммунального хозяйства можно достичь при условии создания определенной системы стимулирования (материального и морального) для каждой конкретной производственной группы работников предприятия, или, даже, для каждого отдельного человека. Поэтому в предприятии необходимо создать такую систему экономической мотивации, которая обеспечила бы относительно низкую себестоимость жилищно-коммунальных услуг при их высоком качестве.

     Эффективный производственный механизм функционирования предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь, подразумевает разработку и внедрение внутрихозяйственных хозрасчетных отношений.

     В этом случае рыночные отношения в  экономике будут строиться не только между предприятием и его  внешними субъектами отношений (органы власти, заказчики, подрядчики, потребители), но и внутри самого предприятия между его внутренними субъектами производственных отношений (администрацией предприятия, производственными подразделениями, конкретными работниками).

     Если  в предприятии ЖКХ будут разработаны и внедрены система внутрихозяйственного расчета, принципы самоокупаемости и самофинансирования для каждого производственного подразделения, то перевод предприятия на работу в условиях рынка будет подготовленным, и он не станет для его работников неожиданным явлением в случае разукрупнения, приватизации или акционирования предприятия. Таким образом, уже на стадии внедрения подлинного хозрасчета, каждое специализированное подразделение предприятия жилищно-коммунального хозяйства, развиваясь, в основном, за счет своих доходов, должно нести экономическую ответственность за состояние производства, возмещение затрат, обеспечения себя необходимыми накоплениями и их рациональное использование.

     Второй  этап. Акционирование и приватизация предприятия. После построения рыночного механизма функционирования предприятия ЖКХ путем внедрения внутрихозяйственного расчета и перевода производственных подразделений на арендный подряд, будет довольно несложно, в организационном плане, осуществить акционирование предприятия. В этом случае на базе имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия ЖКХ создается Управляющая компания – холдинг в форме открытого акционерного общества со 100% муниципальным капиталом или, в случае наличия за предприятием кредиторской задолженности, в качестве акционеров данного ОАО на свою долю задолженности могут быть и кредиторы. Если имущество, закрепленное в хозяйственное ведение предприятием ЖКХ, разделено или подлежит разделению между вновь созданными муниципальными образованиями, то создается на межмуниципальной основе ЗАО Компания – холдинг по управлению ЖКХ нескольких муниципальных образований.

     Компания  – холдинг разрабатывает производственную структуру, согласно которой специализированные хозрасчетные арендные подразделения предприятия ЖКХ оформляются в виде самостоятельных юридических лиц (ЗАО и ООО) с преобладающей долей (более 50%) Компании-холдинга в их уставном капитале. Основные средства за данными предприятиями Компания-холдинг закрепляет на условиях договора аренды. Объекты ЖКХ передаются им в управление и эксплуатацию по договору управления.

     В свою очередь в рамках дочерних предприятий  получает развитие хозяйственный расчет и арендный подряд, то есть создаются  условия для создания сети малого предпринимательства как на базе существующих арендных коллективов (участков, бригад, звеньев), так и с привлечением частного бизнеса. Хозрасчетные подразделения на основании внутрихозяйственных договоров берут в управление объекты ЖКХ и в субаренду средства производства.

     Также как и применение вышеописанной  модели управления содержанием и  технической эксплуатацией жилого фонда введение рыночных отношений, акционирование и приватизация монопольных  и многоотраслевых предприятий  ЖКХ позволит создать несколько  уровней конкуренции: на уровне дочерних компаний, на уровне арендных коллективов, малых, частных предприятий и предпринимателей.

     Таким образом, реорганизация и оптимизация  управления жилищно-коммунальными  комплексами муниципальных образований  создаёт возможности для привлечения в отрасль частного бизнеса, в т.ч. развития системы малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве и снижения затрат на производство ЖКУ, так как данная система управления предполагает функционирование на конкурентной основе относительно небольших, по штату постоянных работников (до 15-20 человек), производственных коллективов с упрощенной формой налогообложения и малой долей управленческих расходов в структуре себестоимости выполняемых ими работ.

     Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры:

     снижение  производственных издержек;

     снижение  расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;

     смягчение для населения негативных последствий  реформы;

     повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

     повышение качества жилья;

     повышение уровня технического содержания жилищного  фонда;

     повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;

     обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в  теплоснабжении, в электроэнергии;

     повышение качества содержания придомовых территорий и др.

     Как следует из этого перечня целевых  установок, особое внимание здесь уделяется  качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально  иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.

     Перечень  целевых ориентиров и показателей  с их количественными значениями приведен в табл. Приложения 1. Отметим, что ряд целевых показателей  измеряется в относительных величинах  или в баллах в соответствии с  действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:

     5 баллов – полное соответствие  стандартам качества (отличное качество  работ или услуг);

     4 балла – соответствие стандартам  качества по основным параметрам (хорошее качество);

     3 балла – выполнение стандартов  лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);

     2 балла – невыполнение ряда  важнейших параметров (не вполне  удовлетворительное);

     1 балл – полное несоответствие  стандарту (неудовлетворительное  качество).

     Оценка  уровня и качества работ и услуг  в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.27 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Процесс реформирования ЖКХ, начавшийся в России в 90 - е годы, сейчас осуществляется на всех уровнях власти. На федеральном  уровне определены цели, направления  и мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, реализация которых возложена на региональные и местные органы власти.

     Текущая, проводимая реформа ЖКХ имеет  следующую целевую направленность:

     формирование  и развитие рыночных отношений,

     увеличение  потока частных инвестиций,

     применение  эффективных методов определения тарифов,

     оптимизация системы распределения льгот  и субсидий,

     прекращение дотирования отрасли и переориентация бюджетных выплат на социальную помощь и на финансирование инвестиционных проектов.

     На  сегодняшний день большинство целей  и задач, которые ставились федеральными органами власти, все еще остаются не достигнутыми, а мероприятия носят скорее декларативный характер и не способствуют формированию конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, повышению качества услуг, переходу к прозрачным договорным отношениям между субъектами ЖКХ и безубыточному функционированию отрасли.Функционирующая в настоящее время муниципальная система управления жилищно-коммунальным комплексом России характеризуется несколькими основными негативными признаками:

     хроническим недофинансированием, и, как следствие  этого, высоким процентом износа основных средств,

     действием, преимущественно, административных методов  управления (основная доля предприятий  ЖКХ носит статус муниципальных  или государственных унитарных предприятий), что, естественно, является препятствием для привлечения частного капитала в производственный сектор ЖКХ, развития конкуренции на рынке ЖКУ, и не содействует повышению качества и снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг;

     отсутствием вертикали управления подотраслями ЖКХ, в связи с чем практически оказались неуправляемыми процессы проведения единой технической политики, материально-технического, нормативно-методического, кадрового обеспечения производственного сектора ЖКХ.

     Доминирующее мнение, что эффективная рыночная модель функционирования жилищно-коммунального комплекса может быть сформирована только снизу, в течение времени на практике подтверждения не получило.

     Неэффективность существующей муниципальной системы  управления жилищно-коммунальным хозяйством проявляется, прежде всего, в нерациональном управлении финансовыми потоками, полной их непрозрачности, а также в крайне низком уровне участия жилищных объединений граждан и частного бизнеса в управлении и обслуживании жилищного фонда и обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами. Переход на рыночные формы работы жилищно-коммунального комплекса быстрее и эффективнее осуществляется там, где производственные отношения строятся на экономической взаимно выгодной основе. В первую очередь это касается производственного сектора ЖКХ, осуществляющего услуги по управлению содержанием и технической эксплуатацией жилищного фонда, особенно в средних и крупных городах. Решение вопросов по реформированию ЖКХ требуют научно-обоснованного системного подхода, что невозможно без создания интегрированной холдинговой системы управления, в рамках которой будет оперативно проводиться единая политика по формированию рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса территории. 
 
 

Информация о работе Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства