Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.

Содержание работы

Введение
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………………………
1. 1 ЖКХ как объект управления и регулирования………………………………………..
1.2 Цели и задачи органов управления ЖКХ………………………………………………
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………….
2.1 Административно-правовые формы деятельности органов управления ЖКХ……...
2.2 Методы управленческой деятельности…………………………………………………
2.3 Перспективы и проблемы развития административно – правового регулирования в сфере ЖКХ…………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....................

Файлы: 1 файл

Жилищно-коммунальное хозяйство (курсовая).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

     Под методами управления в широком значении понимаются приемы, способы или образ управленческих действий. Под методами эффективного управления ЖКХ на территории муниципального образования следует понимать совокупность действий, способов и приемов управления по координированию трудовых ресурсов, субъектов и объектов управления, направленных на достижение наилучшего результата в социально-экономической деятельности.17

     В качестве субъектов управления в  системе ЖКХ выступают частнопредпринимательские  и общественные или муниципальные  организации. Как уже отмечалось, интересы бизнеса и социума не всегда совпадают: частнохозяйственные  интересы находятся в обратно-пропорциональной зависимости с муниципальными интересами: одни стремятся к получению максимальной прибыли, а другие – к общей пользе.

     По  степени участия органов местного самоуправления (ОМС) в управлении ЖКХ  и выполнении работ и услуг  выделяются следующие методы: 

     прямое  управление – непосредственно органами местного самоуправления; 

     управление  через отделы ОМС, имеющие самостоятельный  бюджет; 

     управление  через муниципальные предприятия  и организации; 

     муниципально-подрядное, контрактное управление – по муниципальным тарифам частными подрядчиками; 

     муниципально-арендное управление – частными арендаторами по своим тарифам с оплатой  аренды и присвоением дохода; 

     муниципально-концессионное  управление – формальная концессия  при фактическом сохранении возможности управления за   муниципалитетом; 

     концессионное управление – частными предприятиями  на определенный срок на договорных условиях;  

     частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом.

     Выбор конкретного метода управления ЖКХ на территории муниципального образования всегда носит строго индивидуальный характер и зависит от внешних факторов, местных условий и ожидаемого эффекта.

     Управленческие  методики по определению включают совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо деятельности. Различают общие и специальные управленческие методики. Примером общей методики может служить авторская Методика эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных образований. Она носит комплексный характер и включает следующие разделы: 

     Сущность  и социально-экономическая основа эффективного управления ЖКХ на территории муниципальных образований. 

     Методы  эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных  образований. 

     Комплексный анализ ЖКХ территории. 

     Прогнозирование в системе эффективного управления ЖКХ.  

     Планирование  и контроль в ЖКХ. 

     Тарифная  политика как инструмент эффективного управления ЖКХ. 

     Экономико-управленческое моделирование систем эффективного управления ЖКХ на территории муниципальных  образований. 

     Информационные системы – фактор повышения эффективности управления ЖКХ на территории. 

     Современные управленческие технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве. 

     Система кадровой политики в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством.

     В рамках данной Методики предусматривается проведение комплексного анализа, позволяющего определить фактическое состояние дел в ЖКХ на различных уровнях территориального управления (от муниципального до регионального). Анализ может проводиться как по отдельным составляющим и отраслям жилищно-коммунального комплекса, так и по всему комплексу. В зависимости от объема и параметров анализа определяются количество и качество последующих управленческих решений, предопределяется конечный результат проводимой работы. Объем и параметры анализа – основополагающие в предлагаемых рекомендациях.

     Объективная оценка состояния жилищно-коммунального  комплекса составляет основу для  прогнозирования тенденций. В свою очередь, прогноз тенденций, вариантов  и сценариев развития – основа для осуществления оперативного, стратегического и бизнес-планирования. Освещение этих вопросов – неотъемлемая часть методических рекомендаций.18

     Процесс планирования и прогнозирования  связан с выбором инструментов, технологий, а в общем смысле – средств  эффективного управления ЖКХ. Самые замечательные и перспективные планы оказываются неосуществимыми при отсутствии адекватных средств для их выполнения. В методических рекомендациях описываются различные инструменты и средства, способствующие созданию условий для эффективного управления ЖКХ.19

     Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством повышается благодаря объективному, системному анализу, хорошей системе  планирования и прогнозирования, адекватно  выбранным средствам, внутренним и  внешним условиям управления, инструментам реализации и уровня квалификации специалистов, осуществляющих реализацию выполнения управленческих задач.

     Рассмотрение  в Методике вопросов кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ предполагает методологическую завершенность комплекса управленческих мероприятий по достижению эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории.20

     Приведем  примеры специальных методик.

     1. Методика экспертизы тарифов  на жилищно-коммунальные услуги. Наиболее сложными в процессе управления жилищно-коммунальным хозяйством являются теория и практика механизма ценообразования и установления тарифов на ЖКУ. При этом одна из острых проблем в формировании себестоимости услуг в жилищной сфере – это обоснованность общей величины, структуры и размера потребности в финансовых средствах для предоставления в полном объеме и соответствующего стандартам качества работ и услуг по содержанию жилья.

     Эффективному  ценообразованию способствует проведение финансово-экономической экспертизы обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые жилищно-коммунальными предприятиями с учетом современной экономико-управленческой теории, действующего законодательства и сложившейся практики проведения экспертиз. Независимая специальная экспертиза позволяет в значительной степени установить достоверность, объективность и необходимость произведенных работ и затрат на оказание ЖКУ по содержанию и ремонту жилищного фонда.

     Цели  осуществления экспертизы: 

     установление  достоверности представляемой информации;  

     защита  экономических интересов организаций, оказывающих ЖКУ; 

     выявление неэффективных и необоснованных затрат; 

     определение путей снижения производственной себестоимости;  

     выявление резервов в целях повышения эффективности  производства; 

     усиление контроля над ценами организаций монополистов;  

     защита  экономических интересов населения  и других потребителей.

     2. Методика анализа, учета и управления  финансовыми ресурсами, поступающими  от оплаты ЖКУ, а также из  других источников на цели, связанные  с капитальным ремонтом, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда на территории муниципального образования. Для того чтобы выстроить систему эффективного управления ЖКХ, необходим серьезный научно-практический поиск с выработкой системы контроля за состоянием социально-экономических процессов, а также комплексный анализ состояния ЖКХ на территории.

     Комплексный анализ состояния жилищно-коммунального  хозяйства на территории предполагает:  

     определение (составление перечня) объектов анализа  в территориальном аспекте: выбор объекта анализа, определение его территориальной границы (предприятие, коммунальная отрасль, муниципальное образование, муниципальный район или субъект Федерации). Здесь же дается краткая характеристика объекта, составляется предварительный паспорт;  

     выбор системы анализа: финансовый, управленческий, структурный и технический анализ, маркетинг и др.; 

     определение элементов исследования: например, жилищного фонда, тепло- и водоснабжающих сетей, персонала и др.; 

     выбор методов, характеристик и параметров анализа: например, жилищный фонд может исследоваться по количеству, качеству и уровню благоустроенности жилья; 

     сбор  и обработку данных, формулирование результатов анализа; 

     оценку  и обобщение результатов анализа: составление общей характеристики и полного паспорта жилищно-коммунального хозяйства в пределах объекта анализа, установление диагноза; 

     выработку первичных рекомендаций для органов  власти и управления по результатам  анализа: показаний к применению, перечня дальнейших мероприятий  для оздоровления социально-экономического положения).

     Анализ  предшествует выработке прогнозов, составлению планов, разработке модели эффективного управления ЖКХ на территории. Для создания системы эффективного управления ЖКХ на территории очень  важны работы, связанные с повышением эффективности управления ЖКХ на территории муниципальных образований, в частности с систематизацией порядка оплаты гражданами ЖКУ и учета средств, затраченных управляющими и обслуживающими организациями на капитальный и текущий ремонт, содержание жилищного фонда.

     Методика  предлагает проведение научно-практических работ и мероприятий, направленных на создание инструментария для управления финансовыми ресурсами для капитального и текущего ремонта жилищного  фонда. Такие работы включают:

     – эксклюзивный анализ состояния системы оплаты ЖКУ, связанной с капитальным, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда муниципального образования;

     – разработку специальной, привязанной  к конкретной территории методики анализа, учета и управления финансовыми ресурсами, поступающими от оплаты услуг, связанных с капитальным, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда на территории муниципального образования;

     – выработку рекомендаций по применению методики.21 

 
2.3 Перспективы и проблемы развития 

административно -правового регулирования в сфере ЖКХ. 

     В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными  и местными уровнями власти муниципальные  образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка. В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.    

     Для начала рассмотрим ключевые проблемы и перспективы развития бизнеса в сфере ЖКХ. Данная сфера давно признана приоритетным направлением для реализации городской программы поддержки малого бизнеса. Поэтому создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач правительства Санкт-Петербурга. Малый бизнес Санкт-Петербурга стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая. Зачастую приходится слышать от предпринимателей об убыточности сферы ЖКХ. Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство может быть убыточным при нынешней системе, доставшейся в наследство от прошлого. Экономический потенциал сектора велик, и ЖКХ во многих странах является привлекательной отраслью экономики. Внедрение рыночных механизмов сделает вложения в жилищно-коммунальное хозяйство выгодными. Сегодня доля частного бизнеса в ЖКХ равна 17%. Появление коммерческих инициатив и приход в коммунальный сектор первых частных операторов создают реальные предпосылки для проведения в жизнь запланированных системных улучшений в ЖКХ, более масштабных инвестиций.22

Информация о работе Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства