Экономическая безопасность муниципального образования: современное состояние и перспективы укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована следующими важнейшими обстоятельствами.
1.Современная внешняя среда характеризуется непредсказуемостью турбулентных изменений, в связи, с чем актуальным является принятие решений на всех уровнях власти в условиях неопределенности. Постоянные внешние изменения порождают непрерывные внутренние инновации. Федеральный уровень – наиболее громоздкий и консервативный. Нижний, базовый уровень – муниципальный – наиболее гибкий и подвижный, способный адаптироваться к изменениям внешней среды. Поэтому ставку в развитии и укреплении безопасности России нужно делать именно на активизацию деятельности в муниципальных образованиях.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования

1.1 Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования
2


2.1.

.
2.2. Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края)
Оценка уровня экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»
Направления укрепления экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»
3.

3.1.

3.2 Правовой режим обеспечения экономической безопасности муниципального образования
Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности муниципального образования
Проблемы правового обеспечения экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края) (или Анализ локальных актов организации)



Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Так, к угрозам экономической безопасности Администрации Суксунского муниципального района следует отнести:

-  зависимость  от бюджетов высшего уровня;

- необходимость  восстановления и развития социально-ориентированных  сфер экономики (образование, здравоохранение, культура) при недостатке бюджетных  средств;

-  социальные  проблемы: старение и алкоголизация  населения, отток трудоспособного  населения в другие городские  округа и регионы и т.д.

Российский поселок продолжительное время находится в глубоком социально-экономическом кризисе. Положение сельских территорий является одной из главных проблем муниципальной реформы.  Исследования показывают, что для выхода из него необходимо соблюдение двух базовых предпосылок:

- во-первых, наличие дееспособного  института местного самоуправления,

- во-вторых, приемлемых условий хозяйствования, обеспечивающих эффективное функционирование сельскохозяйственных организаций и других формирований, работающих в районе.

Особенности формы государственного устройства России свидетельствуют о том, что действия федеральных властей не могут оказаться эффективными в борьбе с кризисом. Необходима проработка политики антикризисного управления на уровне регионов  
и муниципалитетов [22, c. 90]. Одним из направлений по предотвращению упадка эффективности местного самоуправления является решение вопроса о финансировании. Местные бюджеты все еще остаются зависимыми от безвозмездных перечислений, причем эта зависимость  слишком высока. Финансирование субъектов Федерации и муниципалитетов может идти по разным каналам, в результате чего основной формой станет предоставление трансфертов из федерального бюджета.

Совершенствование налоговой базы местного самоуправления должно происходить путем увеличения собираемости налогов, закрепленных за муниципальным уровнем. Это возможно при устранении дефектов в регулировании налоговых отношений на всех уровнях публичной власти, а также обеспечении надлежащего администрирования местных налогов за счет совершенствования деятельности органов местного самоуправления, органов государственной власти и их взаимодействия в данной сфере.

К сожалению, существует и такая тенденция: бюджетное законодательство закрепляет за муниципальными образованиями в основном поимущественные налоги, что снижает заинтересованность органов местного самоуправления в стимулировании хозяйственной деятельности  
на подведомственной им территории и негативно сказывается на социально-экономическом развитии муниципальных образований.  Недостаток принятой модели межбюджетных отношений заключается и в том, что она разобщает интересы различных уровней управления, так как налоги разделены по уровням управления, причем, за сельскими поселениями закреплены сложно собираемые налоги, с малым потенциалом [22, c. 91].

Для развития экономической основы местного самоуправления целесообразно закрепить за местными бюджетами налог, уплачиваемый по упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог, налог на доходы физических лиц полностью, а также отчисления от налога на прибыль либо налога на добавленную стоимость [22, c. 96].

Анализ налоговых поступлений в местные бюджеты позволяет сделать вывод о том, что поступления от налога на доходы физических лиц в некоторых муниципальных образованиях можно увеличить на 20 – 40 %, расчетный единый налог на вмененный доход в 1,5 – 2 раза выше реально поступившего; поступления от налога на имущество физических лиц во многих поселениях могут быть увеличены на 20 – 30 %, а поступления от земельного налога при условии завершения мероприятий по инвентаризации, оценке кадастровой стоимости земель, выявлению всех брошенных и неиспользуемых земельных участков и участков, используемых без соответствующих правоустанавливающих документов, могут увеличиться в отдельных муниципальных образованиях в 10 - 20 раз [26, c. 14].

В рамках развития налогового потенциала муниципальных образований необходимо также усиливать работу по улучшению управляемости социально-экономическим развитием, для чего все органы местного самоуправления должны разрабатывать реально функционирующие программы комплексного социально-экономического развития, увязывающие по срокам, объемам финансирования, имеющимся ресурсам все мероприятия, необходимые для эффективного развития муниципального образования.

В настоящее время необходимо перераспределить некоторые  
из доходных источников между уровнями местных бюджетов, усовершенствовать технологии межбюджетного регулирования с целью повышения уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных доходов [28, c. 34].

Следует уделить внимание предоставлению налоговых льгот по местным налогам федеральным законодательством. Предлагается в целях повышения прозрачности местных бюджетов использовать практику замены предоставления налоговых льгот адресным финансированием с отражением в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы сумм, подлежащих уплате льготными категориями налогоплательщиков.

Помимо сферы финансирования и налогообложения необходимо отметить перспективные направления в сфере хозяйствования. Если условия хозяйствования, прежде всего, важны для развития экономики, то главной предпосылкой социального развития сельских территорий, реализации интересов субъектов сельских поселений является уровень развития местного самоуправления. Вместе с тем, указанные факторы тесно взаимосвязаны: развитие местного самоуправления способствует подъему аграрного сектора; в свою очередь, улучшение финансового состояния отрасли создает предпосылки для развития социальной инфраструктуры поселка.

 Анализируя проблемы района, доходы и расходы местных бюджетов, можно сделать вывод, что института местного самоуправления на уровне поселка фактически до сих пор нет. Сельским местным самоуправлением фактически управляют губернаторы, главы городских округов, и так может быть еще долго. В силу слабого социально-экономического развития, в силу того, что там просто мало граждан, которые хотели бы и могли бы управлять сами.

Развитие местного самоуправления предполагает децентрализацию властных полномочий, то есть передачу прав по распоряжению частью ресурсов органам управления в районе, реальное участие населения в управлении делами территорий. Однако практика жестко централизованного распределения ресурсов сохраняется до сих пор.

В основном, сельские поселения сохранили за собой решение вопросов, не предполагающих наделение их полномочиями: организация освещения улиц, благоустройство и озеленение территории, вывоз мусора, оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На районный уровень, как правило, передаются функции разрешительного и контрольного характера: утверждение генеральных планов развития поселений и правил землепользования, выдача разрешений на строительство объектов и ввод их в эксплуатацию, изъятие и резервирование земельных участков в поселении для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, контроль использования земель поселения и др. Все это сводит к минимуму простор для собственной инициативы самих поселений, без чего нет движения вперед, то есть улучшения муниципальной экономики и социальной сферы на селе.

Помимо решений проблем в бюджетной сфере и в сфере распределения властных полномочий, для повышения эффективности экономической безопасности важно и решение проблем в социально-экономической сфере улучшение показателей. Рассмотрим некоторые мероприятия по повышению эффективности экономической безопасности на территории Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, осуществляемых местной властью.

Так, на сегодняшний день для сохранения жизнедеятельности отдельных деревень на территории Суксунского муниципального района Пермского края создаются условия для развития личного подсобного хозяйства, выделяются земельные участки под сельскохозяйственное производство и строительство  жилых домов. Так, в д. Торговище при  удаленности от центра в 10 км. созданы 4 крупных личных подсобных хозяйств,  в которых содержаться  
до 90 голов свиней, 26 голов крупного рогатого скота, 56 овец. В 2014 году планируется для нужд личного подсобного хозяйства  оформить 60 га земель сельскохозяйственного назначения  и 0,73 га  земель населенного пункта  для строительства  дома и огородничества. В дер. Кошелево на 2012г. создано 3 крупных личных подсобных хозяйства, также запланировано оформление дополнительно 34 га. В деревне Сасыково в 2013 г.  создано крестьянско-фермерское хозяйство, к тому же  оформляется для выращивания картофеля  23 га сельскохозяйственного назначения.

В сфере социально-бытового обслуживания на сегодняшний день предусмотрены проекты на 2014 г. по подключению уличного освещения  
в д.Бырма и дер. Пастухово, на которое в бюджете Администрации Суксунского муниципального района Пермского края на 2014 г. уже залажено 98 тыс. руб. также в проектах на ближайшие 2014-2015 гг. планируется капитальный ремонт Дома культуры, расположенного в с.Ключи, данное улучшение будет осуществляться при софинансировании Пермского края и сельского управления. 2014 гг. капитальный ремонт котельной, замена тепловых сетей 2300 м.  водопроводных труб 1400 м.  прокладка новых 1000 с подключением жилых домов.

В сфере здравоохранения в 2014 году запланировано расширение площади ФАП для большего количества обслуживания населения 30 кв. м. дополнительной площади для  безопасности и качественного обслуживания.

В культурно-образовательной сфере планируется строительство детской площадки в дошкольном отделе «Колосок» при    
на 2014-2015 гг.; в связи с повышением интереса  к спортивной жизни  населения даже на федеральном уровне 2014 г. планируется строительство площадки для пляжного волейбола, а также расчистка и оборудование лыжной трассы на 3 км. Отдельно стоит сказать о том, что повышается и общий уровень образованности населения, так 2014-2015 гг. высшее профессиональное образование получат  4 человека. Для устранения безработицы, а также прекращения оттока населения из сельского поселения в ООО «Овен» на 2014 г. запланировано 20 рабочих мест, а находящееся в пос. Суксун ООО «Суксунское» планирует увеличение рабочих мест для 34 человек.

Для решения экономических проблем сельских поселений в будущем предлагаются следующие мероприятия:

1. Демократизация межбюджетных  отношений. Для этого необходимо  соблюдение общепризнанных стандартов: доля местных бюджетов в консолидированном  бюджете России составляет 20 %; доходы  бюджетов поселений на 75 % формируются  за счет собственных источников. Мировой опыт свидетельствует, что без учета данных условий обеспечить необходимую самостоятельность органов местного самоуправления не удается.

2.Упрощение, либерализация  и повышение прозрачности налоговой  системы.

3. Дальнейшее развитие  сотрудничества между властью  и населением с целью дальнейшего  благоустройства  и процветания  территории проживания.

4. Развитие сельского  хозяйства на примере индикативного  управления (производственные, экономико-результативные, социальные индикаторы).  
В рыночно-индикативном экономическом механизме управления нуждаются, прежде всего, крупные коммерческие и средние сельхозпредприятия, поскольку и в ближайшей, и в отдаленной перспективе они сохранят свою роль в обеспечении населения продовольствием.

5. Активная помощь со  стороны финансово-кредитной системы  
в развитии сельского хозяйства, беспроцентные кредиты сельскохозяйственным предприятиям поселений.

 В целом, перечисленные мероприятия, проекты и рекомендации направлены на активное социально-экономическое развитие сельских территорий, усиление системы власти, создание более благоприятных условий для развития предпринимательства. По-другому реализовать экономические интересы сельских поселений не представляется возможным. В результате реализации основных направлений деятельности по развития социально-экономической деятельности повысится и экономическая безопасность муниципального образования Администрации Суксунского муниципального района.

 

 

 

 

3. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Правовой статус муниципального образования определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ 
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством субъектов РФ, а также уставом соответствующего муниципального образования.

Конституция РФ в ряде своих статей  закрепила основные положения о  местном самоуправлении, создав тем самым фундамент правового регулирования его деятельности. Местное самоуправление – важнейшая составляющая конституционного строя РФ, обладающая  самостоятельностью от системы органов государственной власти.

По мнению А.В. Некенова [15, с. 28], конституционная природа местного самоуправления, проявляясь в его системе, предполагает наличие совокупности государственных гарантий надлежащего осуществления самоуправления на местах. Во-первых, данные гарантии касаются обеспечения защиты и охраны местного самоуправления, во-вторых, они определяют условия для его самоопределения и развития с учетом всех его исторических и национальных особенностей.

Конституционные основы бюджетной деятельности местного самоуправления получили дальнейшее развитие в Федеральном Законе от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Важно отметить, что названный Закон отражает позицию федерального законодателя в сфере местного самоуправления – Российская Федерация как центр государственной власти должна устанавливать общие принципы организации местного самоуправления. Поэтому рассматриваемый нормативный правовой акт является в бюджетной деятельности местного самоуправления базовым, регламентирующим основы данной сферы муниципального управления. Его несомненной заслугой для развития бюджетной деятельности муниципальных образований в условиях федеративного государства следует считать разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления (ст. 4, 5); отнесение формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов к предметам ведения местного самоуправления (подпункт 3 п. 2 ст. 6); установление законодательной основы местного самоуправления (ст. 7); определение государственной поддержки муниципальных образований (ст. 9); установление правового статуса местных бюджетов, их доходов и расходов, порядка обеспечения минимальных местных бюджетов, финансирования осуществления отдельных государственных полномочий, компенсации дополнительных расходов органов местного самоуправления (ст. 35–39) и т. д.

Информация о работе Экономическая безопасность муниципального образования: современное состояние и перспективы укрепления