Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:57, дипломная работа
Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована следующими важнейшими обстоятельствами.
1.Современная внешняя среда характеризуется непредсказуемостью турбулентных изменений, в связи, с чем актуальным является принятие решений на всех уровнях власти в условиях неопределенности. Постоянные внешние изменения порождают непрерывные внутренние инновации. Федеральный уровень – наиболее громоздкий и консервативный. Нижний, базовый уровень – муниципальный – наиболее гибкий и подвижный, способный адаптироваться к изменениям внешней среды. Поэтому ставку в развитии и укреплении безопасности России нужно делать именно на активизацию деятельности в муниципальных образованиях.
Введение
1 Теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования
1.1 Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования
2
2.1.
.
2.2. Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края)
Оценка уровня экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»
Направления укрепления экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»
3.
3.1.
3.2 Правовой режим обеспечения экономической безопасности муниципального образования
Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности муниципального образования
Проблемы правового обеспечения экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края) (или Анализ локальных актов организации)
Заключение
Список использованных источников
Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии, в свою очередь, выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей [9, c. 88].
Итак, критерий экономической безопасности – оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерий не может приниматься как прямое руководство к действию, так как его корректировка и реализация должны соответствовать периодической перестройке ресурсно-производственного потенциала, созданию новых хозяйственных рычагов, структур управления.
Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших элемента:
- оценку риска;
- управление риском.
Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском – предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций для последующего предотвращения и смягчения их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых [28, c. 34]. Выявление угроз экономической безопасности муниципального образования и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.
К основным критериям, характеризующим интересы муниципального образования в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:
- расширенное воспроизводство
экономической и социальной
- границы критической
зависимости муниципального
- обеспечение необходимого
уровня обслуживания
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности муниципального образования:
- показатели состояния инфраструктуры;
- демография, уровень и качество жизни;
- динамика занятости населения;
- состояние финансово-бюджетной и кредитной системы;
- действенность механизмов правового регулирования;
- состояние окружающей среды, экология [31, c.157].
Рассмотрим предложенные выше
показатели более подробно. Итак,
к показателям состояния инфраструктуры
относятся: динамика воспроизводства,
работоспособность и степень изношенности,
техническая аварийность, число объектов
инфраструктуры на 1 000 человек и др.
Такой критерий как демография характеризуют такие показатели как уровень рождаемости, уровень смертности, заболеваемости от различных причин, средняя продолжительность жизни. Уровень и качество жизни население на территории муниципального образования реализуются через такие показатели, как:
- среднемесячная начисленная зарплата, руб./чел.;
- среднемесячный доход, руб./чел.;
- среднемесячный размер пенсии, руб./чел.;
- прожиточный минимум руб./чел. за месяц;
- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума %;
- потребление важнейших
видов продовольствия и
Динамика занятости населения,
в том числе по половозрастным
и социальным группам населения муниципального
образования оценивается исходя из уровня
безработицы и т.д.
О состояние финансово-бюджетной и кредитной системы муниципального образования свидетельствует обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших муниципальных нужд, а именно:
- бюджетная обеспеченность
на 1 жителя всего руб., в т.ч.
на здравоохранение, на образование, на
ЖКХ;
- общая площадь жилого фонда на 1 жителя, кв.м.;
- сумма бюджетных средств выделенных учреждением культуры, тыс. руб.;
- общая сумма бюджетных средств выделенных учреждением физической культуры и спорта, тыс. руб.;
- число врачей на 1000 человек населения.
Действенность механизмов правового
регулирования проявляется через такие
показатели как количество преступлений
на 1 000 жителей
и бюджетные расходы на правоохранительную
деятельность, тыс. руб.
Такой критерий как состояние окружающей среды в муниципальном образовании выражается в расходах на охрану окружающей среды, тыс. руб.
Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку, это возможно только при их комплексном рассмотрении. Максимальная безопасность возможна при условии, когда весь комплекс показателей существует в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а последнее в свою очередь формируются не за счет других. Именно поэтому следует использовать индикаторы, которые могут стратегически и тактически регулироваться органами власти.
Муниципальное образование использует пороговых значений в виде прогнозов социально-экономического развития на определенный период, проектов бюджета. В этих документах обязательно должны содержаться показатели, характеризующие степень экономической безопасности муниципального образования, анализ предполагаемых показателей социально-экономического развития и бюджета с их пороговыми значениями. Обязательной, по нашему мнению, должна быть проверка проектов всех решений по экономическим вопросам на соответствия пороговым значениям.
Критическая величина
экономических показателей
Также следует рассмотреть разного рода ситуации состояния экономической безопасности. В настоящее время выделяются следующие основные градации состояния ситуации, т.е. состояния рассматриваемого субъекта, территориального образования по уровням экономической безопасности, к которым относятся: нормальная, предкризисная, кризисная и критическая [38, c. 113].
Нормальное состояние – это состояние, обеспечивающее приемлемые значения всех или почти всех индикативных показателей (при незначительных отклонениях от вполне нормальных значений по этим показателям качества).
Предкризисное состояние экономической безопасности характеризуется таким состоянием, когда угрозы экономической безопасности начинают приобретать существенную значимость, которую необходимо учитывать в управленческих процессах. В случае непринятия мер по нейтрализации и ликвидации угроз в экономике и социальной сфере возникает опасность развития дестабилизирующих факторов, что чревато либо ухудшением общей экономической ситуации, либо ослаблением безопасности по важнейшим сферам жизнеобеспечения [22, c. 19]. Предкризисное состояние, однако, не означает необратимого ухудшения состояния в целом, но может означать существенное ухудшение по отдельным сферам жизнеобеспечения, которое может быть преодолено принятием надлежащих мероприятий корректирующего характера, в основном организационного, управленческого и финансово-экономического характера.
В методике оценки состояния экономической безопасности и кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере целесообразно определять показатели инвестиционной, производственной, научно-технической, финансовой, социальной, демографической, продовольственной безопасности. Кроме того, необходимо определять безопасность рынка труда и правопорядка.
Для местного самоуправления наиболее эффективным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности, позволяющий выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.
Думается, что наиболее вероятным алгоритмом анализа, является:
1. Определение структуры
негативных воздействий по
2. Оценивается вероятность
наступления отдельных
3. Формируется список мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. Если в прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели места.
4. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.
5. Определение причин
недостаточной эффективности
6. Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.
7. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению
негативных воздействий и определение
исполнителей, ответственных
за реализацию предлагаемых мер[36, c.160].
Создание подобного анализа позволяет решить совокупность важнейших проблем обеспечения экономической безопасности муниципального образования. При оценке роли финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий, можно получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую безопасность. Также через анализ удельных весов функциональных ущербов в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности [37,c. 94].
Таким образом, учет всех составляющих экономической безопасности как экономической категории является весьма сложной задачей, стоящей перед органами муниципального образования. В соответствие с этим местному самоуправлению необходимо строить достаточно гибкую, но в то же время действенную систему управления в целом и экономической безопасности в частности. Приоритетными задачами муниципального политики, направленной на повышение экономической безопасности муниципального образования, в настоящее время являются: поддержка жизненно важных для населения объектов инфраструктуры и обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения. Рассмотрение экономической безопасности муниципального образования должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации и субъектов Федерации.
2.1 ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АДМИНИСТРАЦИИ СУКСУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ»
Реализуя поставленные задачи, проведем оценку современного уровня Экономической Безопасности муниципального образования.
Экономическая безопасность в масштабах муниципального, безусловно, имеет не такие глобальные показатели как на уровне государства. Но, тем не менее, важными они от этого не перестают быть, так как показатели экономической безопасности муниципальных образований в совокупности создают представления об экономической безопасности региона и страны в целом. Наше исследование ориентировано на экономическую безопасность сельского поселения, являющегося одним из пяти предложенных законодателем видов муниципальных образований. Под сельским поселением подразумевается один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [5].