Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:26, курс лекций
Лекция 2. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия, обычных средств поражения и основных АХОВ на население и объекты
1 Изучить характеристику очага ядерного поражения.
2 Изучить характеристику очагов поражения обычных средств
поражения
3 Ознакомить с воздействием токсичных свойств основных АХОВ на
население
ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
Секция
280103 - «Защита в чрезвычайных
Лекция 14
Прогнозирование и оценка инженерной обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей
Учебные цели:
1 Изучить сущность прогнозирования обстановки в интересах защиты населения и территорий
2 Изучить метод прогнозирование инженерной обстановки на территории города при воздействии ядерных средств поражения
3 Ознакомить с методом
прогнозирование инженерной
Введение |
3 мин. | |
1-й учебный вопрос |
Сущность прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий |
25 мин. |
2-й учебный вопрос |
Прогнозирование инженерной обстановки на территории города при воздействии ядерных средств поражения |
30 мин. |
3-й учебный вопрос |
Прогнозирование инженерной обстановки при авариях со взрывами на пожаровзрвывоопасных объектах |
30 мин. |
Заключение. Контрольные вопросы |
2 мин. | |
Итого |
90 мин. |
1 ФЗ РФ от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне».
2 ФЗ от 21.12.94 г. №
68 «О защите населения и
3 Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебник (Шульгин В.Н. и др.) – часть 1, том 1 и 2 для преподавателей и обучаемых Института развития МЧС России. Под общей редакцией доктора химических наук, профессора Мищенко В.Ф. – М.: АГЗ, 2005.
4 Сборник методик по
прогнозированию возможных
5 Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Учебное пособие/Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Институт риска и безопасности, 2002. – 512 с.
1 Сущность прогнозирования и оценки обстановки в интересах
защиты населения и территорий
Основным показателем подготовленности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС, является время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению и эвакуации населения из зон ЧС, оказанию пострадавшим медицинской помощи и первоочередного обеспечения пострадавшего и эвакуированного населения. Для планирования этих действий специалисты и органов управления ГО и ЧС, осуществляют прогнозирование обстановки в районах возможных ЧС военного и мирного времени. Принятие решения руководителем (начальником ГО предприятия) на ведение АСДНР в очагах поражения осуществляется только на основании результатов прогнозирования обстановки.
Принято считать, что прогнозированием обстановки в районах возможных ЧС военного и мирного времени есть не что иное как ее выявление и оценка.
Выявление обстановки включает сбор и обработку исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту (план).
Оценка обстановки включает решение основных задач по выбору оптимальных действий сил ликвидации ЧС, работы объектов экономики и жизнедеятельности населения, анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий.
Выявление и оценка обстановки осуществляется в 3 этапа (рис. 1.1):
I этап – прогнозирование обстановки. Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий.
II этап – прогнозирование обстановки после возникновения ЧС. Полученные результаты необходимы для принятия решений по защите населения и территорий, а также для уточнения задач формированиям разведки (учреждениям СНЛК) и проведения неотложных мероприятий по защите.
III этап – выявление и оценка обстановки по данным разведки. Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и территорий, а также для проведения АСДНР на территории (объекте), подвергшейся ЧС.
Таким образом, выявление и оценка обстановки (прогнозирование) является одной из важнейших задач специалистов и органов управления ГО и ЧС, комиссий по ЧС (КЧС) в интересах защиты населения и территорий от ЧС.
Выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС, осуществляется с целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и принятия мер защиты.
Объектами прогнозирования обстановки являются:
- собственно ЧС – как совокупность взаимосвязанных характеристик их источников, параметров их возникновения, развития связанных с ними опасностей для населения и территорий, последствий ЧС.
- потенциально опасные объекты (ПОО) как источники техногенных ЧС;
- все организации (предприятия, учреждения), которые находятся в зоне возможных стихийных бедствий (ЧС природного характера) – ураганов (бурь), природных пожаров, наводнений в районах, для которых значения параметров природных явлений превышают критические.
В качестве поражающего фактора при расчете последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.
Для прогнозирования последствий ЧС необходимо применять вероятностный подход в виде моделей воздействия, которые описываются различными аналитическими зависимостями, характеризующими интенсивность и масштаб воздействия.
Основными пространственно-временными факторами, влияющими на последствия ЧС, являются:
- интенсивность воздействия поражающих факторов;
- размещение населенного пункта относительно очага воздействия;
- характеристика грунтов;
- конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений;
- плотность застройки и расселения людей в пределах населенного пункта;
- режимы нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне поражающего фактора ЧС в течение года.
Таким образом, выявление и оценка обстановки осуществляется на основании соответствующих методик, в которых определяются:
- основные допущения и ограничения;
- основные исходные данные;
- содержание выявления и оценки обстановки и порядок проведения расчетов;
- примеры решения типовых задач по выявлению и оценке обстановки.
2 Прогнозирование инженерной обстановки на территории города
при воздействии ядерных средств поражения
Методы оценки обстановки позволяют с достаточной точностью определить основные показатели обстановки, сложившейся в городе при применение ядерного оружия. Полученные данные в мирное время могут быть использованы для планирования мероприятий по защите населения, а в военное время - для организации аварийно-спасательных работ.
Исходными данными для прогнозировании обстановки являются [3, 4]:
- поражающие факторы ядерного взрыва;
- характеристики застройки населенного пункта (города);
- разбивка города (населенного пункта) на элементарные площадки;
- условия размещения и плотность населения;
- характеристики грунтов;
- показатели потенциально опасных объектов;
- климатические и погодные условия.
Обстановку на территории
города в очаге ядерного поражения
принято оценивать
- показатели, непосредственно
характеризующие инженерную
- показатели, характеризующие
объем аварийно-спасательных
Основными показателями инженерной обстановки в городе относятся:
- определение зоны поражения города, где давление во фронте воздушной ударной волны равно 30 кПа (0,3 кгс/см2);
- количество зданий, получивших различные степени разрушения;
- количество ЗС ГО разрушенных и заваленных;
- протяженность завалов на улицах;
- количество аварий на КЭС.
К основным показателям аварийно-
- численность пострадавших людей;
- число пострадавших, оказавшихся в завале;
- число людей оказавшихся без кровли;
- потребность во временном жилье
- пожарная обстановка в зоне разрушений.
При этом для расчета
потерь среди населения считается,
что население в пределах города
размещается с равномерной
Оценку инженерной обстановки в городе проводят в три этапа:
Первый этап - предварительная (заблаговременная) оценка.
Расчеты проводят в мирное время с целью планирования мероприятий по инженерной защите населения и территорий. Определение потерь населения в городе на первом этапе прогнозирования производят из условия, что город получил степень поражения Д=0,7.
Для оценки инженерной обстановки на первом этапе принимают, что к моменту нападения противника все ЗС ГО приведены в готовность и заполнены по нормам.
Второй этап - оценка обстановки производится сразу после получения соответствующими органами управления данных о воздействии противника с целью подготовки предложений для принятия решения. На этом этапе уточняются результаты прогнозирования последствий нападения противника, полученные в мирное время при заблаговременной оценке ИО.
Третий этап - оценка обстановки проводится с учетом данных разведки. Результаты оценки ИО на данном этапе дают наиболее достоверную картину, складывающуюся в городе.
Зону поражения города, как правило, определяют графическим способом.
Город можно представить круговым объектом и его площадь (SГ) вычисляется по формуле (рис. 2.1):
Отношение площади города, называемой зоной поражения S0,3, где избыточное давление во фронте воздушной ударной волны составляет D Рф ³ 30 кПа (0,3 кГс/см2), ко всей его площади SГ, называется степенью поражения города (Д). Степень поражения города рассчитывается по следующей формуле:
Д = S0,3 / SГ
,
R0,3 - радиус поражения горда с D Рф =30 кПа; RГ - радиус города
Рисунок 2.1 - Расчетные схемы определения степени поражения
города (Д) при одиночном ядерном ударе.
Между степенью поражения города и характером разрушения застройки существует взаимосвязь (табл. 2.1).
Таблица 2.1- Степень поражения города и характер разрушения городской
застройки
Степень поражения города, Д |
Плотность ядерных ударов, кт/км2 |
Характер разрушения застройки |
Д < 0,2 |
менее 1 |
слабая |
0,2 £ Д < 0,5 |
1 - 4 |
средняя |
0,5 £ Д < 0,8 |
4 - 9 |
сильная |
Д ³ 0,8 |
более 9 |
полная |
Зона поражения города находится из выражения Д = S0,3 / SГ (см. 3.2) как:
Далее, из S0,3 определяется радиус зоны поражения города (R0.3):
Так как радиус R0.3 определяется мощностью ядерного боеприпаса (q), то его мощность можно определить из следующей зависимости R0.3 = 0,54 · q0,33 как: