Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:26, курс лекций
Лекция 2. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия, обычных средств поражения и основных АХОВ на население и объекты
1 Изучить характеристику очага ядерного поражения.
2 Изучить характеристику очагов поражения обычных средств
поражения
3 Ознакомить с воздействием токсичных свойств основных АХОВ на
население
Лекция 16
Организация и проведение учений и тренировок
по ГО и защите от ЧС
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1.Ознакомить слушателей с
2. Дать практику в разработке
учебно-методических
ВРЕМЯ: 2 часа.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ и РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
Вводная часть
Учебные вопросы:
проведения.
штабных учений (КШУ). Подготовка учений,
разработка учебно-методических документов.
Методика проведения учения.
Подготовка ТСУ. Руководство учением. Разработка учеб-
но-методических документов. Методика проведения учения.
КУ. Руководство учением. Разработка учебно-методичес-
ких документов. Методика проведения учения. Критерии
оценки учения. Разбор КУ.
объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разра-
ботка учебно-методических документов. Методика проведе-
ния объектовой тренировки.
дениях среднего общего и профессионального образования. Планирование и подготовка. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения “Дня зашиты детей”.
Подведение итогов
занятия
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, 1994г., ст. 14.
2. Федеральный закон “О
3. Постановление Правительства
РФ № 738 от 24 июля 1995г. “О порядке
подготовки населения в
4. Постановление Правительства
РФ № 1113 от 5 ноября 1995г. “О
единой государственной
5. Постановление Правительства РФ № 481 от 2 ноября 2000г. “Об утверждении Положения от организации обучения населения в области гражданской обороны”. Положение об организации обучения населения в области ГО ст. 5 п. б); в); г).
6. Учебное пособие “Командно-
7. Методические рекомендации
по подготовке и проведению
командно-штабных учений по
1-й учебный вопрос: Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995г. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» ст. 6. определено, в целях проверки подготовленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, регулярно проводить командно - штабные, тактико - специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно - штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в два года, в органах местного самоуправления - один раз в три года. Командно - штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток.
При проведении командно - штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тактико - специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся с формированиями предприятий, учреждений и организаций один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно - профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.
Тренировки с учащимися
общеобразовательных учреждений и
учреждений начального, среднего и
высшего профессионального
В общеобразовательных учебных заведениях ежегодные объектовые тренировки проводятся как «День защиты детей». В силу этого они имеют свою специфику и особенности.
2-й учебный вопрос: Сущность и цели городских (районных) командно-штабных учений (КШУ). Подготовка учений, разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Командно-штабные учения (КШУ) являются одной из форм совместной подготовки руководящего состава, отделов (секторов) по делам ГОЧС, комиссий по чрезвычайным ситуациям, эвакуационных комиссий объектов, служб и командно-начальствующего состава формирований гражданской обороны.
Командно-штабные учения могут
быть одностепенными и двухстепенными.
На одностепенных учениях обучается
одна инстанция – начальник
При подготовке и особенно при проведении учений важное значение должно придаваться отработке его участниками функциональных обязанностей и тех задач, которые им придется решать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, что даст возможность более полно проверить реальность планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Командно-штабные учения организуются и проводятся по принципу: начальник обучает своих подчиненных. Основным организатором всей работы по подготовке и проведению учения является начальник гражданской обороны объекта. Выступая в роли руководителя учения, он одновременно, как правило, выполняет и функциональные обязанности начальника гражданской обороны объекта. На крупных объектах они могут выступать только в роли руководителей учений.
Подготовка учения
Подготовка учения начинается с определения исходных данных для его проведения. То есть, руководитель учения определяет тему, учебные цели, этапы учения и учебные вопросы в каждом из них; конкретные сроки и район (место) проведения учения; состав привлекаемых органов управления и формирований на учение.
Тема учения, как правило, определяется
начальником гражданской
Важное значение имеет определение этапов учения, их продолжительности и отрабатываемых учебных вопросов в каждом из них. Количество и содержание этапов зависят от темы, учебных целей и отведенного на учение времени.
Например, учение по теме ''Работа отдела (сектора) по делам ГОЧС, комиссии по чрезвычайным ситуациям, эвакокомиссии и служб гражданской обороны объекта по организации и проведению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации'' может быть проведено в три этапа:
Первый – работа начальника отдела (сектора) по делам ГОЧС, комиссии по чрезвычайным ситуациям, эвакокомиссии и служб гражданской обороны объекта по организации и проведению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
Второй – организация и
Третий – работа начальника отдела (сектора) по делам ГОЧС, комиссии по чрезвычайным ситуациям, эвакокомиссии и служб гражданской обороны при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.
Для каждого этапа определяются учебные вопросы. Количество учебных вопросов определяется такое, чтобы их можно было хорошо и подробно отработать в отводимое на учение время.
Продолжительность этапов определяется в зависимости от времени, выделенного на учение, а также от количества и важности учебных вопросов, установленных для каждого этапа.
В отдельных случаях на командно-штабных учениях могут проводится исследования вопросов, имеющих важное значение для дальнейшего совершенствования гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций, особенно по вопросам управления и устойчивости их работы в мирное и военное время. На исследование целесообразно выносить один – два вопроса. Вопросы, намеченные для исследования, при подготовке учения обсуждаются на специальных совещаниях, а в ходе учений глубоко изучаются и анализируются.
На командно-штабное учение выделяется времени не менее суток, в том числе 8 часов за счет рабочего времени. Каждое формирование, привлекаемое на учение, действует только на определенных его этапах и выполняет конкретные практические задачи в общей сложности не более 8 рабочих часов.
Что касается руководящего и командно-начальствующего состава, то они участвуют на учении от начала до конца.
Состав участников учения определяет
их руководитель. На них обычно привлекаются
его заместители, отдел (сектор) по делам
гражданской обороны и чрезвыча
Для обеспечения учений привлекаются и необходимые формирования служб: оповещения и связи; разведки; охраны общественного порядка; обслуживания убежищ и укрытий.
Важным элементом в
Определив исходные данные, руководитель учения ставит задачу начальнику штаба руководства на проведение дальнейшей работы по подготовке учения.
Эти указания руководителя учения служат
основой для развертывания рабо
Проведение рекогносцировки района учения
Рекогносцировка района учения проводится
в целях уточнения плана провед
Для обеспечения более