Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.
Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98
Выводы по третьему разделу:
Анализ документов по организации подготовки нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» показал, что она ориентирована, в основном, на подготовку в области гражданской обороны, а не в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Высшей формой подготовки всех категорий обучаемых в области зашиты от чрезвычайных ситуаций являются учения и тренировки. И следующим недостатком является, что данная форма подготовки, за исключением тренировок с нештатным газоспасательным формированием, практически не применяется.
Для устранения вышеперечисленных недостатков в данной работе предлагается следующие основные направления совершенствования подготовки нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал»:
- уточнение направленности
и содержания программ
- повышение эффективности и качества подготовки;
- развитие имеющейся,
создание и внедрение
Также в данной работе приводится
экономическое обоснование
В Российской Федерации создана и функционирует единая система подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны, которая охватывает все группы населения. Система подготовки носит непрерывный, комплексный и целенаправленный характер.
Подготовка персонала опасного производственного объекта должна осуществляться с особой полнотой и ответственностью, а ее основой должная являться подготовка его к действиям по предупреждению и ликвидации химической аварии. Подготовка нештатного аварийно-спасательного формирования должна быть главной задачей по подготовке персонала опасного производственного объекта, в том числе и химически опасного объекта.
Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований должна иметь целенаправленный характер, проходить на плановой основе, а также соответствовать их основному служебному предназначению по ликвидации последствий конкретных чрезвычайных ситуаций. Это предполагает разработку комплекса планирующих документов со стороны руководителя и работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС.
Основными формами подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований должны стать учения и тренировки, проводимые по темам, связанным с предупреждением и ликвидацией конкретных чрезвычайных ситуаций. К учениям и тренировкам должны привлекаться также органы управления и аварийно-спасательные формирования взаимодействующих структур.
В результате анализа системы подготовки нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал», основными направлениями ее совершенствования могут стать следующие:
- уточнение направленности
и содержания программ
- повышение эффективности и качества подготовки;
- развитие имеющейся,
создание и внедрение
1 Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 29.12.2010 г.)
2 Федеральный закон РФ
от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-
3 Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями от 27.07.2010 г.)
4 Федеральный закон РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 30.12.2008 г.)
5 Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
6 Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 08.09.2010 г.)
7 Постановление Правительства
РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой
системе предупреждения и
8 Постановление Правительства
РФ от 01.12.2005 г. № 712 «Об утверждении
положения о государственном
надзоре в области защиты
9 Постановление Правительства РФ от 06.01.2006 г. № 1 «О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» (с изменениями от 25.03.2010 г.)
10 Постановление Правительства
РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации
лицензирования отдельных
11 Приказ МЧС России от 04.04.1996 г. № 222 «О порядке разработки декларации промышленной безопасности промышленного объекта Российской Федерации».
12 Приказ МЧС России
от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении
требований по предупреждению
чрезвычайных ситуаций на
13 Приказ МЧС России от 04.11.2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
14 Приказ МЧС России от 03.03.2005 г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
15 Приказ МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
16 Закон Калининградской области от 19.12.1997 г. № 46 «О защите населения и территорий Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями 10.11.2010 г.)
17 Постановление Правительства
Калининградской области от 15.09.2006
г. № 668 «О территориальной
подсистеме единой
18 Организационно-методические
указания по подготовке
19 Положение о нештатном
газоспасательном формировании
МУП КХ «Водоканал» г.
1 Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера
2 Приложение Б - Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований
3 Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал»
4 Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка)
5 Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка)
6 Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал»
7 Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год
8 Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал»
9 Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ
10 Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал»
11 Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии
12 Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии
13 Приложение С - Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии
14 Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса
15 Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса
Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера
Система подготовки
нештатных аварийно-
Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал»
Программа обучения личного
состава нештатных аварийно-
I. Общие положения
Примерная программа обучения
личного состава нештатных
II. Организация обучения
1. Подготовка нештатных
АСФ организуется и
Подготовка нештатных АСФ включает:
- получение личным составом
нештатных АСФ знаний по
- первоначальную подготовку
личного состава нештатных АСФ
но соответствующим программам
первоначальной подготовки
- повышение квалификации
руководителей нештатных АСФ
по Примерной программе
Продолжение приложения Г
единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в учебно-методических
центрах по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и на курсах
гражданской обороны
- обучение личного состава
нештатных АСФ по программе,
разработанной в соответствии
с требованиями настоящей
- участие нештатных АСФ в учениях и тренировках;
- проверку готовности нештатных АСФ.
2. Настоящая Примерная
программа предназначена для
обучения личного состава
3. Обучение личного состава нештатных АСФ планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов.
Темы базовой подготовки личного состава нештатных АСФ отрабатываются в полном объеме (14 часов) как формированиями общего назначения, так и формированиями спасательных служб гражданской обороны. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается.