Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.
Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98
Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» схематически представлена в Приложении В.
Следующее. Нештатные аварийно-
В соответствии с данным требованием, нештатное газоспасательное формирование МУП КХ «Водоканал» создано и прошло первичную аттестацию 21.02.2006 г., а 07.07.2009 г. оно прошло периодическую аттестацию (Приложение Н). В соответствии с решением аттестационной комиссии, нештатное газоспасательное формирование имеет право на проведение следующих видов спасательных работ:
- оказание первой медицинской помощи;
- газоспасательные работы;
- ликвидация (локализация)
чрезвычайных ситуаций, связанных
с разгерметизацией систем, оборудования,
выбросами в окружающую среду
взрывоопасных и аварийно
Все это должно быть учтено при организации подготовки личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований.
В организационном плане во всех организациях, создающих нештатное аварийно-спасательное формирование, сложилась стройная система организации и планирования подготовки личного состава. Система подготовки предусматривает две основные составляющие: исходные данные для планирования подготовки и перечень планирующих документов, разрабатываемых в организации при организации подготовки.
2.2.1 Основой организации подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований или исходными данными являются:
- требования законодательных и нормативных правовых актов о подготовке населения и аварийно-спасательных формирований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организационно-методические указания вышестоящего органа управления РСЧС (по делам ГО и ЧС) по подготовке органов управления, сил РСЧС и ГО на очередной год;
- программы подготовки аварийно-спасательных формирований, разработанные МЧС России, и типовые программы подготовки, разработанные вышестоящим органом управления РСЧС (по делам ГОЧС);
- план (выписка) основных мероприятий вышестоящего органа управления РСЧС на год с указанием учебно-методических и учебно-тренировочных сборов, показных и плановых учений и тренировок с участием или привлечением начальника и личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования организации, аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования, итоговая проверка готовности системы РСЧС организации и другие;
- требования территориальной
(ведомственной)
- требования органов госнадзора
(Гостехнадзора, Госпожнадзора,
- план (график) повышения квалификации (переподготовки) руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований организаций (выписка).
Рассмотрим их содержание.
Основными законодательными
и нормативными правовыми актами
по подготовке нештатных аварийно-
Следует подтвердить, что требования, изложенные в данных актах, подлежат неукоснительному выполнению всеми руководителями организаций и они, по сути, являются правовой основой подготовки как персонала, так и нештатных аварийно-спасательных формирований организаций.
Действительно, правовой основой
создания и деятельности нештатного
газоспасательного формирования МУП
КХ «Водоканал» являются требования
этих федеральных законов и
Осуществляя методическое руководство
и координацию подготовки населения
в области защиты от чрезвычайных
ситуаций вышестоящим органом управления
РСЧС (по делам ГОЧС) на очередной
календарный год
Для организаций г. Калининграда таким документом являются «Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Калининграда на 2011 - 2013 годы».
В данных Организационно-методических указаниях определяются основные задачи и порядок подготовки органов управления (комиссий по ЧС и ОПБ, органов повседневного управления) и сил РСЧС (штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований), рабочих и служащих организаций (работающих), дается перечень учений и тренировок и порядок их проведения, другие вопросы организационного и методического характера.
Так, в частности, в «Организационно-методических указаниях по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Калининграда на 2011 - 2013 годы» главной задачей определено: «Основные усилия при подготовке аварийно-спасательных формирований направить на дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей и организации взаимодействия в сложных условиях».
Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций, исходя из своего предназначения и решаемых задач, проходят подготовку по соответствующим программам. Прежде всего, такими являются Программа первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации (издания 1999 г.) и Программа профессиональной подготовки спасателей МЧС России (издания 2002 г.), разработанные МЧС России. Данные Программы предназначены для подготовки спасателей аварийно-спасательных формирований, созданных на профессиональной (штатной) основе и входящих в систему МЧС России. В полной мере они не могут служить основой для подготовки личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований организаций. Тем не менее, основные положения данных Программ могут и должны быть использованы при организации первоначальной и профессиональной подготовки личного состава формирований.
Основой подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций являются типовые (примерные) программы подготовки, разработанные вышестоящим органом управления РСЧС (по делам ГОЧС).
Так, в целях придания
подготовке целенаправленного характера
Муниципальным учреждением «
Данная программа подготовки взята за основу всеми организациями г. Калининграда. Такой подход является наиболее целесообразным. Он позволяет более полно и качественно организовать учебно-методическое обеспечение занятий и осуществлять контроль за их проведением.
Вместе с тем, изучение
данной программы показывает, что
она не отвечает в полной мере специфике
и предназначению нештатного газоспасательного
формирования МУП КХ «Водоканал»
и поэтому нуждается в
Вышестоящим органом управления
РСЧС во все подведомственные организации
вместе с Организационно-
Проведением данных мероприятий вышестоящий
орган управления РСЧС формирует
единые подходы в организации
и проведении мероприятий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
а также совершенствует практические
навыки руководителей и личного
состава нештатных аварийно-
Ежегодно на МУП КХ «Водоканал» направляются «Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Калининграда». Помимо них так же высылается План (выписка) основных мероприятий на год, с указанием конкретных должностных лиц и структурных подразделений, привлекаемых к этим мероприятиям.
В соответствии с Федеральным законом от 22.09.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» все нештатные аварийно-спасательные формирования и спасатели подлежат аттестации.
Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными формированиями и спасателями возложенных на них задач.
В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка руководителя и спасателей нештатного аварийно-спасательного формирования, знание норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практические навыки, физические и морально-волевые качества по соответствующим квалификациям, оснащенность аварийно-спасательной техникой и инструментом, степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.
При оценке профессиональной подготовки за основу берется уровень профессиональной подготовленности спасателей, который обусловлен классификационными характеристиками на работников спасательной службы.
Для аттестации установлены единые для всей Российской Федерации Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденные Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.
Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций и спасатели подлежат аттестации территориальной или ведомственной аттестационной комиссией.
Так, практически все нештатные аварийно-спасательные формирования г. Калининграда подлежат аттестации территориальной аттестационной комиссией.
Аварийно-спасательные формирования и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации.
Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно-спасательные формирования, а также граждане, решившие стать спасателями.
Периодическая аттестация аварийно-спасательных формирований и спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в 3 года.
Внеочередная аттестация аварийно-спасательных формирований и спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими аварийно-спасательной работы.
Аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются, а спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.
Следовательно, при организации подготовки нештатного аварийно-спасательного формирования МУП КХ «Водоканал» должны учитываться как сроки, так квалификационные требования по аттестации нештатного аварийно-спасательного формирования и спасателей организации, утвержденные территориальной аттестационной комиссией.
Аварийно-спасательные формирование подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Также оно должно быть обеспечено учебно-тренировочной базой, позволяющей проводить все виды подготовки, необходимой для обеспечения соответствующего уровня готовности спасателей и аварийно-спасательного формирования в целом. При отсутствии необходимой учебно-тренировочной базы для подготовки спасателей допускается использовать (арендовать) учебно-тренировочную базу соответствующего профиля других аварийно-спасательных формирований (служб), дислоцирующихся в данном районе. К примеру, вследствие отсутствия теплодымокамеры, нештатное аварийно-спасательное формирование МУП КХ «Водоканал» отрабатывает свои действия в загазованной среде на территории пожарной части № 3 г. Калининграда.