Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.
Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98
Также в организации существует перечень требований, предъявляемых территориальной аттестационной комиссией к нештатному аварийно-спасательному формированию. Организация обучения и подготовки личного состава нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» производится согласно этих требований.
Все организации, эксплуатирующие
потенциально опасные объекты, подконтрольны
ряду территориальных органов
Согласно этим требованиям, личный состав нештатного аварийно-спасательного формирования должен знать:
- особенности чрезвычайных
ситуаций природного и
- поражающие свойства
аварийно химически опасных
- предназначение своего
формирования и свои
- производственные и
- порядок действий по сигналу оповещения и речевым информациям;
- порядок оповещения и
приведения формирования в
- назначение, технические
данные, порядок применения и
возможности техники,
- порядок проведения
Следует также отметить, что помимо органов госнадзора высокие требования по подготовке персонала потенциально опасных объектов предъявляются со стороны территориальных органов МЧС России - Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, как органа Государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01. 12 2005 г. № 712, а также вышестоящих органов управления РСЧС (по делам ГОЧС).
Проведение оценки
готовности организации осуществляется
комиссиями Главных управлений МЧС
России по субъектам Российской Федерации
и предусматривается с
В обобщенном виде требования к подготовке персонала организации изложены в приказе МЧС России от 03.03.2005 г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии с приказом, организация получает оценку «соответствует предъявляемым требованиям», если:
- план подготовки
данной категории выполнен на
85%, соблюдается периодичность
- командно-штабные учения и тренировки спланированы и проводятся, документы на их проведение отработаны в соответствии с методическими рекомендациями;
- не менее
90% обучаемых получили
В период с 10.03.2009 г. по 13.03.2009 г. была проведена проверка готовности нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению газоспасательных работ на территории и объектах МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда.
Основными замечаниями по проверке нештатного газоспасательного формирования были следующие:
- недостаточная
укомплектованность
- неуверенные
действия спасателей при
Комиссия определила результаты проверки знаний и упражнений как удовлетворительные и действия спасателей и руководства нештатного газоспасательного формирования в целом, как правильные.
Все замечания и недостатки, выявленные в ходе проверки, в настоящее время устранены.
Таким образом, все требования органов госнадзора, а также вышестоящих органов управления РСЧС (МЧС России, органов по делам ГОЧС) должны в обязательном порядке учитываться при планировании подготовки персонала объекта.
Одной из форм подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований организаций является повышение ими квалификации (переподготовка).
В соответствии с установленной
периодичностью вышестоящим органом
управления РСЧС (по делам ГОЧС) на очередной
календарный год
Повышение квалификации (переподготовка) руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Вышестоящим органом управления РСЧС (по делам ГОЧС) организуется и осуществляется контроль за плановым повышением квалификации руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований подведомственных организаций. В этих целях им ведется учет, а с началом календарного года в организации направляется план (выписки из общего плана) с указанием должностных лиц, подлежащих повышению квалификации, сроки и место его проведения.
В МУП КХ «Водоканал» учет за подготовкой и повышением квалификации руководящего состава ведется путем ведения регистра. Работником, уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС - инженером по ГО и ПП отправляются списки персонала, подлежащего повышению квалификации в текущем году, в Главное управление МЧС России по Калининградской области. На основании предоставленных данных МУП КХ «Водоканал» приходит вызов, с указанием конкретных должностных лиц на курсы повышения квалификации.
Изучение планирующих
Основной задачей подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организации к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
- обеспечение постоянной готовности формирования, как сил РСЧС к действиям предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- повышение уровня
профессиональной подготовки
- совершенствование знаний, практических навыков и умений личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования в вопросах предупреждения, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, закрепление практических навыков в выполнении функциональных обязанностей.
2.2.2 Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций организуется на учебный год.
Основным организационным и правовым документом подготовки персонала на объектовом уровне, в том числе и нештатных аварийно-спасательных формирований, является приказ руководителя «Об итогах подготовки за прошедший и задачах на новый учебный год».
В приказе руководитель подводит итоги подготовки всех групп персонала за истекший год, отмечает положительное и недостатки, оценивает уровень их подготовки, а также ставит главные задачи по подготовке органов управления, аварийно-спасательных формирований объектовой системы РСЧС и персонала организации на новый учебный год, определяет группы подготовки, учебные группы и их руководителей, другие организационно-методические вопросы.
Данный приказ разрабатывается отделом (работником, уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС) по делам ГОЧС организации на каждый календарный год с учетом прошедших изменений в составе и структуре всех составляющих систему.
В МУП КХ «Водоканал» данный
приказ разрабатывается работником,
уполномоченным на решение задач
в области ГО и ЧС - инженером
по гражданской обороне и пожарной
профилактике. В приказе одной
из главных задач на текущий год
является подготовка и проведение практических
занятий с нештатным
Другим организационным документом является расписание занятий по категориям обучаемых и учебным группам. В расписании отдельной группой подготовки выступает нештатное аварийно-спасательное формирование организации.
В расписании указывается дата и время проведения занятий, вид и тема занятий и место их проведения, материально-техническое обеспечение занятий и руководители занятий. Расписание занятий составляется на учебный год или на полугодие. Основой составления расписания занятий является соответствующая программа подготовки для каждой группы персонала объекта.
Для нештатного аварийно-спасательного формирования организации в расписании указываются занятия по базовой и специальной подготовке личного состава.
Важным организационным документом по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организации является план проведения учений и тренировок. В данном документе указываются темы учений и тренировок, проводимых как по плану организации, так и по плану вышестоящего органа управления РСЧС (по делам ГОЧС), сроки и продолжительность их проведения, состав привлекаемых (органы управления и аварийно-спасательные формирования только объектовой системы РСЧС, рабочие и служащие организации).
В соответствии с планом, разработанным в МУП КХ «Водоканал», с членами нештатного газоспасательного формирования запланировано проведение учебных тренировок. Тематика и продолжительность тренировок, а также состав упражнений, входящих в состав тренировок, представлены в Приложениях К и Л.
Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций проводится в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», типовыми Программами подготовки, приказами, распоряжениями и указаниями МЧС России и другими нормативными правовыми документами вышестоящих органов управления РСЧС (по делам ГОЧС).
С наибольшей полнотой и степенью ответственности подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований в области защиты от ЧС природного и техногенного характера осуществляется в организациях, эксплуатирующих потенциально опасные объекты. Это обусловлено тем, что именно на данных объектах происходят чрезвычайные ситуации и решается задача их ликвидации.
За подготовку и готовность нештатного аварийно-спасательного формирования в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отвечает руководитель организации (председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности).
Он совместно с органом управления по делам ГОЧС (уполномоченным на решение задач в области ГОЧС) организует, планирует и обеспечивает проведение плановых учебных мероприятий с нештатным аварийно-спасательным формированием своей организации.
Непосредственным
Подготовка персонала объекта организуется на учебный (календарный) год.
Подготовка носит комплексный и системный характер. Она предусматривает многообразную и всестороннюю подготовку личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования организации к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов.