Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.
Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98
Изучение тем базовой подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований показывает, что она в значительной степени ориентирована на их подготовку к действиям в условиях опасностей военного времени, т.е. как нештатных аварийно-спасательных формирований сил гражданской обороны. Это не соответствует предназначению данных нештатных аварийно-спасательных формирований, как сил звена РСЧС объекта. Эти формирования создаются потенциально опасными объектами исключительно для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, содержание тем должно соответствовать их предназначению.
Применительно к МУП КХ «Водоканал» как к химически опасному объекту, личный состав нештатного газоспасательного формирования должен:
знать:
- возможные причины (источники)
возникновения и поражающие
- порядок, последовательность
и способы локализации и
- физико-химические и токсические свойства хлора;
- предназначение своего формирования и свои функциональные обязанности;
- порядок оповещения,
сбора и приведения
- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможной химической аварии;
- назначение, технические данные, возможности, порядок и правила применения аварийно-спасательного и другого инструмента, техники, средств индивидуальной защиты и др.;
- правила и меры безопасности
при ликвидации химической
уметь:
- действовать по сигналу «Химическая тревога!»;
- поддерживать
в исправном состоянии, приводи
- вести химическую разведку зоны чрезвычайной ситуации;
-локализовать и ликвидировать (нейтрализовать) выброс и пролив аммиака;
- оказывать первую медицинскую помощь пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
- работать на штатных средствах связи;
- проводить дегазацию
и санитарную обработку
- ликвидировать последствия химической аварии, восстанавливать нарушенное производство.
Данные требования к знаниям, умениям и навыкам личного состава нештатного газоспасательного формирования должны быть положены в основу их подготовки.
Существенным недостатком в подготовке нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» является отсутствие такой формы подготовки, как участие в учениях и тренировках, проводимых по планам вышестоящего органа управления РСЧС (по делам ГО и ЧС), в частности комиссии по ЧС и ОПБ и Управления по делам ГО и ЧС г. Калининграда.
В г. Калининграде насчитывается около 20 химически опасных объектов. Все они представляют высочайшую опасность для населения и окружающей природной среды. Следовательно, должны планово проводиться учения и тренировки с целью комплексного решения задач подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований химически опасных объектов, совершенствования практических навыков их личного состава в действиях по ликвидации химической аварии, выработки единых подходов у руководства объектов по организации действий и управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.
Выводы по второму разделу:
- в организациях, эксплуатирующих
опасные производственные
- при организации подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в основу должны быть положены требования законодательных и нормативных правовых актов и других руководящих документов;
- подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований должна иметь целенаправленный характер, соответствовать их основному служебному предназначению по ликвидации последствий конкретных чрезвычайных ситуаций;
- подготовка личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования должна проходить на плановой основе. Это предполагает разработку комплекса планирующих документов со стороны руководителя и работника уполномоченного по делам ГО и ЧС организации;
- основными формами подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований должны стать учения и тренировки, проводимые по темам, связанным с предупреждением и ликвидацией конкретных чрезвычайных ситуаций. К учениям и тренировкам должны привлекаться также органы управления и аварийно-спасательные формирования взаимодействующих структур.
Организации, эксплуатирующие
химически опасные объекты, представляют
реальную угрозу для населения и
окружающей природной среды в
случае химической аварии. Это предполагает
наличия в данных организациях высокоэффективной
и действенной системы ее предупреждения
и ликвидации (локализации) на начальной
стадии развития. Решить данную задачу
возможно только при условии высокой
готовности и обученности сил
ликвидации химической аварии. Такими
силами в большинстве организаций,
в том числе и МУП КХ «Водоканал»,
являются нештатные аварийно-
В МУП КХ «Водоканал» создана и функционирует достаточно стройная и целенаправленная система подготовки личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и химической аварии. Она в основном соответствует предъявляемым требованиям и обеспечивает необходимый уровень подготовки формирования. Вместе с тем, возрастающие требования в области обеспечения безопасности опасных производственных объектов требуют также повышения их готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одним из основных направлений решения данной задачи является совершенствование подготовки аварийно-спасательного формирования организаций, как основу сил ликвидации ЧС.
Изучение сложившейся практики подготовки личного состава нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии показывает, что совершенствование его подготовки может проходить по следующим направлениям (Приложение Р):
- уточнение направленности
и содержания программы
- повышение эффективности
и качества подготовки на
- создание и внедрение
в учебный процесс современной
учебной материально-
Изучение документов по организации подготовки нештатного аварийно-спасательного (газоспасательного) формирования МУП КХ «Водоканал» показывает, что она ориентирована, в основном, на подготовку в области гражданской обороны, а не в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это наглядно подтверждается содержанием приказа генерального директора по организации подготовки персонала предприятия на очередной год, Программами подготовки и другими документами. Данное обстоятельство требует уточнения направленности и содержания подготовки газоспасательного формирования.
Подготовка нештатного аварийно-спасательного формирования осуществляется в соответствии с типовой (примерной) программой подготовки для данной группы персонала организаций, разработанной вышестоящим органом управления РСЧС (комиссией по ЧС и ОПБ г. Калининграда), а именно «Программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка)».
Изучение содержания данной программы показывает, что она ориентирована, в основном, на подготовку в области гражданской обороны.
Здесь достаточно привести
вступительную часть Программы
обучения личного состава нештатных
аварийно-спасательных формирований города
Калининграда (базовая подготовка):
«Подготовка нештатных АСФ
В этой Программе полностью упускаются требования «Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2003 г. № 547.
Исходя из такой целевой установки, темы данной Программы всецело ориентированы на подготовку нештатных аварийно-спасательных формирований как сил гражданской обороны, создаваемых в организациях, не прекращающих функционирование в военное время, в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Порядок создания нештатных аварийно - спасательных формирований».
Для подтверждения достаточно привести тему № 2 «Действия личного состава нештатных АСФ при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач», а также ряд других.
В то же время известно, что
данное нештатное аварийно-
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие собственных аварийно-спасательных формирований, руководством организаций по согласованию с Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации создаются профессиональные (на штатной основе) аварийно -спасательные формирования.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Данные положения
Следует отметить, что данная программа подготовки является примерной. Она предполагает общий подход к содержанию подготовки личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований организаций. В ней не учитывается конкретная специфика предприятия, его потенциальная опасность. Следовательно, в программу должны вноситься коррективы в виде дополнения или изменения тематики занятий.
Данное право предоставлено вышеприведенной Программой, которое не в полной мере использовано руководством МУП КХ «Водоканал».
В уточненной программе в полной мере должны найти отражение темы, направленные на обучение личного состава нештатного газоспасательного формирования правилам поведения и основным способам защиты при возникновении химической аварии, а также действиям по ликвидации ее последствий.
В соответствии с предъявляемыми требованиями, личный состав нештатного газоспасательного формирования должен:
знать:
- возможные причины (источники)
возникновения и поражающие
- порядок, последовательность
и способы локализации и
- физико-химические и токсические свойства аммиака;
- предназначение своего формирования и свои функциональные обязанности;
- порядок оповещения,
сбора и приведения
- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможной химической аварии;
- назначение, технические данные, возможности, порядок и правила применения аварийно-спасательного и другого инструмента, техники, средств индивидуальной защиты и др.;
- правила и меры безопасности
при ликвидации химической
уметь:
- действовать по сигналу «Химическая тревога!»;
- поддерживать
в исправном состоянии, приводи
- вести химическую разведку зоны чрезвычайной ситуации;
-локализовать и ликвидировать (нейтрализовать) выброс и пролив аммиака;
- оказывать первую медицинскую помощь пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;