Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа

Описание работы

В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.

Содержание работы

Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98

Файлы: 1 файл

ВКР 2011 Алешиков.docx

— 3.25 Мб (Скачать файл)

Изучение тем базовой подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований показывает, что она в значительной степени ориентирована на их подготовку к действиям в условиях опасностей военного времени, т.е. как нештатных аварийно-спасательных формирований сил гражданской обороны. Это не соответствует предназначению данных нештатных аварийно-спасательных формирований, как сил звена РСЧС объекта. Эти формирования создаются потенциально опасными объектами исключительно для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, содержание тем должно соответствовать их предназначению.

Применительно к МУП КХ «Водоканал» как к химически  опасному объекту, личный состав нештатного газоспасательного формирования должен:

 знать:

- возможные причины (источники)  возникновения и поражающие факторы  химической аварии;

- порядок, последовательность  и способы локализации и ликвидации (нейтрализации) выброса и пролива  хлора;

- физико-химические и токсические свойства хлора;

- предназначение  своего формирования и свои  функциональные обязанности;

- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность к действиям по обстановке;

- место сбора  формирования, пути и порядок  выдвижения к месту возможной  химической аварии;

- назначение, технические  данные, возможности, порядок и правила применения аварийно-спасательного и другого инструмента, техники, средств индивидуальной защиты и др.;

- правила и меры безопасности  при ликвидации химической аварии.

уметь:

- действовать по сигналу  «Химическая тревога!»;

- поддерживать  в исправном состоянии, приводить в готовность и грамотно применять аварийно-спасательный и другой инструмент, приборы, технику, средства индивидуальной защиты и др.;

- вести химическую разведку  зоны чрезвычайной ситуации;

-локализовать и ликвидировать  (нейтрализовать) выброс и пролив  аммиака;

- оказывать первую  медицинскую помощь пораженным, а также эвакуировать их в  безопасные места;

- работать на  штатных средствах связи;

- проводить дегазацию  и санитарную обработку помещений,  территории, оборудования, средств  индивидуальной защиты, одежды;

- ликвидировать последствия  химической аварии, восстанавливать  нарушенное производство.

Данные требования к знаниям, умениям и навыкам личного  состава нештатного газоспасательного формирования должны быть положены в основу их подготовки.

Существенным недостатком  в подготовке нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» является отсутствие такой формы подготовки, как участие в учениях и тренировках, проводимых по планам вышестоящего органа управления РСЧС (по делам ГО и ЧС), в частности комиссии по ЧС и ОПБ и Управления по делам ГО и ЧС г. Калининграда.

В г. Калининграде насчитывается  около 20 химически опасных объектов. Все они представляют высочайшую опасность для населения и окружающей природной среды. Следовательно, должны планово проводиться учения и тренировки с целью комплексного решения задач подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований химически опасных объектов, совершенствования практических навыков их личного состава в действиях по ликвидации химической аварии, выработки единых подходов у руководства объектов по организации действий и управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.

 

 

Выводы по второму разделу:

- в организациях, эксплуатирующих  опасные производственные объекты,  при подготовке персонала основные  усилия должны быть сосредоточены  на подготовке личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, как сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- при организации подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в основу должны быть положены требования законодательных и нормативных правовых актов и других руководящих документов;

- подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований должна иметь целенаправленный характер, соответствовать их основному служебному предназначению по ликвидации последствий конкретных чрезвычайных ситуаций;

- подготовка личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования должна проходить на плановой основе. Это предполагает разработку комплекса планирующих документов со стороны руководителя и работника уполномоченного по делам ГО и ЧС организации;

- основными формами подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований должны стать учения и тренировки, проводимые по темам, связанным с предупреждением и ликвидацией конкретных чрезвычайных ситуаций. К учениям и тренировкам должны привлекаться также органы управления и аварийно-спасательные формирования взаимодействующих структур.

 

3 Основные направления  совершенствования подготовки нештатных  аварийно-спасательных формирований  к действиям по ликвидации  химической аварии

Организации, эксплуатирующие  химически опасные объекты, представляют реальную угрозу для населения и  окружающей природной среды в  случае химической аварии. Это предполагает наличия в данных организациях высокоэффективной  и действенной системы ее предупреждения и ликвидации (локализации) на начальной  стадии развития. Решить данную задачу возможно только при условии высокой  готовности и обученности сил  ликвидации химической аварии. Такими силами в большинстве организаций, в том числе и МУП КХ «Водоканал», являются нештатные аварийно-спасательные (газоспасательные) формирования. Именно данные формирования составляют основу сил ликвидации химической аварии и  проведения других неотложных работ. Следовательно, личный состава нештатных аварийно-спасательных формирований должен иметь высокий  уровень подготовки, обладать необходимыми практическими навыками и умениями по ликвидации данной техногенной ЧС.

В МУП КХ «Водоканал» создана и функционирует достаточно стройная и целенаправленная система подготовки личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и химической аварии. Она в основном соответствует предъявляемым требованиям и обеспечивает необходимый уровень подготовки формирования. Вместе с тем, возрастающие требования в области обеспечения безопасности опасных производственных объектов требуют также повышения их готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одним из основных направлений решения данной задачи является совершенствование подготовки аварийно-спасательного формирования организаций, как основу сил ликвидации ЧС.

Изучение сложившейся  практики подготовки личного состава  нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии показывает, что совершенствование его подготовки может проходить по следующим направлениям (Приложение Р):

- уточнение направленности  и содержания программы подготовки;

- повышение эффективности  и качества подготовки на основе  планового проведения учений  и тренировок с привлечением  взаимодействующих сил РСЧС;

- создание и внедрение  в учебный процесс современной  учебной материально-технической  базы.

3.1 Уточнение  направленности и содержания  программы подготовки

Изучение документов по организации  подготовки нештатного аварийно-спасательного (газоспасательного) формирования МУП  КХ «Водоканал» показывает, что она ориентирована, в основном, на подготовку в области гражданской обороны, а не в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это наглядно подтверждается содержанием приказа генерального директора по организации подготовки персонала предприятия на очередной год, Программами подготовки и другими документами. Данное обстоятельство требует уточнения направленности и содержания подготовки газоспасательного формирования.

Подготовка нештатного аварийно-спасательного формирования осуществляется в соответствии с типовой (примерной) программой подготовки для данной группы персонала организаций, разработанной вышестоящим органом управления РСЧС (комиссией по ЧС и ОПБ г. Калининграда), а именно «Программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка)».

Изучение содержания данной программы показывает, что  она ориентирована, в основном, на подготовку в области гражданской  обороны.

Здесь достаточно привести вступительную часть Программы  обучения личного состава нештатных  аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка): «Подготовка нештатных АСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479, Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

В этой Программе полностью  упускаются требования «Положения о  подготовке населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2003 г. № 547.

Исходя из такой целевой  установки, темы данной Программы всецело  ориентированы на подготовку нештатных  аварийно-спасательных формирований как  сил гражданской обороны, создаваемых  в организациях, не прекращающих функционирование в военное время, в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Порядок создания нештатных аварийно - спасательных формирований».

Для подтверждения достаточно привести тему № 2 «Действия личного  состава нештатных АСФ при  выдвижении в район выполнения АСДНР  и подготовке к выполнению задач», а также ряд других.

В то же время известно, что  данное нештатное аварийно-спасательное формирование в лице нештатного газоспасательного формирования имеет другое предназначение и не входит в состав сил гражданской обороны. Оно относится к силами системы РСЧС организации, как специально подготовленное и предназначенное для ликвидации производственных техногенных аварий и катастроф и последствий стихийных бедствий формирование.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие собственных аварийно-спасательных формирований, руководством организаций по согласованию с Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации создаются профессиональные (на штатной основе) аварийно -спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями  из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено  законодательством Российской Федерации, или по решению администраций  организаций в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации.

Данные положения применительно  к потенциально опасным объектам также определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Следует отметить, что данная программа подготовки является примерной. Она предполагает общий подход к содержанию подготовки личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований организаций. В ней не учитывается конкретная специфика предприятия, его потенциальная опасность. Следовательно, в программу должны вноситься коррективы в виде дополнения или изменения тематики занятий.

Данное право предоставлено  вышеприведенной Программой, которое  не в полной мере использовано руководством МУП КХ «Водоканал».

В уточненной программе в  полной мере должны найти отражение  темы, направленные на обучение личного  состава нештатного газоспасательного формирования правилам поведения и основным способам защиты при возникновении химической аварии, а также действиям по ликвидации ее последствий.

В соответствии с предъявляемыми требованиями, личный состав нештатного газоспасательного формирования должен:

знать:

- возможные причины (источники)  возникновения и поражающие факторы  химической аварии;

- порядок, последовательность  и способы локализации и ликвидации (нейтрализации) выброса и пролива  аммиака;

- физико-химические и токсические свойства аммиака;

- предназначение  своего формирования и свои  функциональные обязанности;

- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность к действиям по обстановке;

- место сбора  формирования, пути и порядок  выдвижения к месту возможной  химической аварии;

- назначение, технические  данные, возможности, порядок и правила применения аварийно-спасательного и другого инструмента, техники, средств индивидуальной защиты и др.;

- правила и меры безопасности  при ликвидации химической аварии.

уметь:

- действовать по сигналу  «Химическая тревога!»;

- поддерживать  в исправном состоянии, приводить в готовность и грамотно применять аварийно-спасательный и другой инструмент, приборы, технику, средства индивидуальной защиты и др.;

- вести химическую разведку  зоны чрезвычайной ситуации;

-локализовать и ликвидировать  (нейтрализовать) выброс и пролив  аммиака;

- оказывать первую  медицинскую помощь пораженным, а также эвакуировать их в  безопасные места;

Информация о работе Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвида