Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:24, аттестационная работа

Описание работы

В условиях стремительного развития науки и техники и социального прогресса предъявляются более высокие требования и к тем, кто учит и к тем, кто учится, ибо для того, чтобы современное российское общество уверенно двигалось вперед, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры. Кроме того, изменения социально-экономических и политических условий неизбежно влекут за собой изменения отношения к системе образования в целом, но и к качеству обучения отдельным предметам (в частности, иностранному языку).

Содержание работы

1. Теоретическая интерпретация опыта

2. Система работы педагога

3.Практическая интерпретация опыта:
3.1 Дополнительные образовательные программы
3.2 Методические приемы, обеспечивающие речевое взаимодействие
3.3 Значении игры в активизации речевого взаимодействия
3.4 Проблемное обучение как средство активизации речевой деятельности

Результативность опыта

Приложения

Использованная литература

Файлы: 1 файл

«Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей».doc

— 4.73 Мб (Скачать файл)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ         

                ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 

                                 «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей»

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                  Подготовила: Тищенко Татьяна Валериевна,

                                                             педагог дополнительного образования,

                                                                      II квалификационная категория.

 

 

 

 

                                      г. Щекино, 2008.

 Опыт работы педагога МОУДОД  « Детская школа искусств»

Тищенко Татьяны Валериевны, 1978 года рождения, 9 лет педагогического стажа.

 

Тема опыта: «Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей»

 

Идея опыта: развитие аналитических и синтетических операций межличностной коммуникации на иностранном языке.

Условия становления  опыта: опыт формировался в течение 6 лет педагогической деятельности.

Причины обращения к  проблеме:

- недостаточное количество учебных часов в школе для развития речевых навыков по иностранному языку и, как следствие, низкая интенсивность речевой деятельности;

- исследование данной проблемы с детьми 7-15 лет на протяжении 6 лет;

- курсовая подготовка на годичных курсах повышения квалификации в ИПК ППРО ТО

Адресная  направленность:

Опыт может быть использован педагогами УДОД и учителями общеобразовательных школ в организации дополнительных занятий по английскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           СПИСОК ИПМ:

 

1. Теоретическая интерпретация опыта

 

2. Система работы педагога

 

3.Практическая  интерпретация опыта:

3.1 Дополнительные образовательные  программы

3.2  Методические приемы, обеспечивающие речевое взаимодействие

3.3 Значении игры в активизации речевого взаимодействия

3.4 Проблемное обучение как средство активизации речевой деятельности

 

Результативность опыта

 

Приложения

 

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая интерпретация опыта

       В  условиях стремительного развития  науки и техники и социального  прогресса предъявляются более  высокие требования и к тем, кто учит и к тем, кто учится, ибо для того, чтобы современное российское общество   уверенно двигалось  вперед, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры. Кроме того, изменения социально-экономических и политических условий  неизбежно влекут за собой изменения отношения к системе образования в целом, но и к качеству обучения отдельным предметам (в частности, иностранному языку).

  Знание иностранного языка в современном обществе становится необходимо для личной и профессиональной жизни человека. Люди, практически владеющие  одним или несколькими иностранными языками, имеют реальную возможность занять более высокое социальное положение. Следовательно, современное общество нуждается в гражданах, умеющих использовать иностранный язык в реальной коммуникации. Но, к сожалению, большинство воспитанников не умеют применять свои знания на практике, а уровень владения иностранным языком остается достаточно низким.

  В связи с эти возникла острая необходимость в изменении и обновлении методик преподавания иностранного языка с целью повышения качества и подготовки обучающихся и выполнения социального заказа общества.

Для решения этой проблемы необходимо отказаться от устаревших методов и подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения в пользу более эффективных, которые заставят учащихся пересмотреть свое отношение к образованию.

   В педагогике и методике уже достаточно давно разработаны различные подходы к обучению с целью повышения качества знаний у, но они не всегда находят применение при обучении иностранному языку.

В современном мире владение иностранным языком просто необходимо. Изучение иностранного языка оказывается важным для развития языковых, познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей ребенка. Оно позволяет расширить его кругозор, познать через язык другую страну, ее народ и культуру.

При этом знания грамматики и лексики чаще всего бывает недостаточно: на языке надо уметь свободно, непринужденно  и смело общаться.

В настоящее  время существует большое количество теоретических наработок, влияющих на осознание сущности речевого взаимодействия. Это исследования по теории речевой деятельности (Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.); исследования по выявлению сущности речевого общения (Буева Л.П., Кагана М.С., Соколов А.В., Соколова В.В., Соковнин В.М., Степинский В.И.); теоретические положения, раскрывающие природу речи (Выготский Л.С., Лурия Л.Р., Леонтьев А.А., Чистович Л.А. и др.); теоретико-методологические основы общения (Бодалев А.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Соковнин В.М., Эльконин Д.Б. и др.), общение школьников различных возрастных групп (Буева Л.П., Лийметс Х.И., Мудрик А.В., Никандров Н.Д., Цукерман Г.А., Щукина Г.И. и др.), различные аспекты коммуникативно-речевой культуры (Гумбольт, Т.А. Ладыженская, А.А. Потебня и т.д.). Теоретически разработаны деятельностные условия и составляющие взаимодействия (Кумчинский Г.М., Маслыко Е.А., Тарасов Е.Ф.), виды направленности отношений (Бим И.Л., Кумчинский Г.М.), психофизиологические механизмы общения (Зимняя И.А., Маслыко Е.А., Леонтьев А.А.,  Пассов Е.И.).

 Значимость  проблемы развития речевого взаимодействия  субъектов обучения при обучении  иностранному языку В.Л Абушенко, В.Ф. Берков, В.В. Мацкевич, М.А. Холодная М.А. и др.; параметры и функции речевой иноязычной коммуникации изучали А.Ю. Бабайцев, И.Л. Бим, Л.Л. Гурова, Р.П. Мильруд; исследования в области коммуникативного подхода в обучении вели И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская.

 

В настоящее  время проблема преподавания иностранного языка является актуальной. Перед  педагогами иностранного языка стоит  задача сформировать личность, которая  будет способна участвовать в  межкультурной коммуникации. Важно формировать компетенцию, включающую в себя языковую, так и социокультурную компетенцию. Знание социокультурного фона очень значимо, так как без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. Поэтому необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. (Мильруд Р.П., Максимова И.Р.) Изучение культуры и языка несет в себе общеобразовательные идеи, а также обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучающихся. Перед педагогами стоит задача формирования именно положительной мотивации, необходимо связать ее с познавательными интересами воспитанников, потребностью в овладении новыми знаниями и навыками.

 

            Проблема речевого взаимодействия  является очень острой.

Наблюдения  показывают, что нередко на занятии произносятся заранее заданные последовательности реплик. Воспитанники говорят, потому что этого от них требует педагог. И педагог определяет то, о чем должен говорить ребенок, при этом данное содержание не всегда имеет личную значимость для него. Также, преподаватель, прежде всего,  обращает внимание на то, как говорится (с ошибками или без ошибок), а не на то, что говорится.  Обучающиеся, в свою очередь,  считают главной задачей не сделать языковых ошибок. Т.е каждый заведомо знает свою роль и действия, и таким образом отсутствует важное свойство общения – речевое взаимодействие. Современные педагогические технологии  предполагают изменение таким образом, чтобы педагог из непререкаемого авторитета стал внимательным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика обучения способствует тому, чтобы педагог был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.

 На своих занятиях я часто сталкиваюсь с проблемой «молчания обучающихся» на занятии. А как можно научить говорить, если ребенок не желает высказываться или высказывается только тогда, когда педагог просит его об этом. Своей задачей считаю создание условий, которые способствовали бы общению на английском языке во время занятий.

         Сегодня общение трактуется как «такая активность взаимодействующих людей, в которой они, воздействуя друг на друга, организуют совместную деятельность».  Любое общение начинается с мотива и цели, т.е. того, ради чего что-то говорится, воспринимается на слух, читается и пишется. Общение – есть совокупность мотивированных и целенаправленных процессов, позволяющих взаимодействовать людям. Общение – не простой  обмен информацией, направленный на достижение определенной цели, а активное взаимодействие участников этого процесса. 

          Задача организовать общение воспитанников на занятии иностранного языка часто представляется несложной и сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ребенку сформулировать свое высказывание и принять участие в общем разговоре. Однако решить эту задачу на практике оказалось непросто. Обучающиеся должны  говорить ради того, чтобы сообщить что-либо интересное и неизвестное. Важно, чтобы они реализовали личные потребности, стремясь узнать что-то, что им было неизвестно, пытаясь согласовать со своими товарищами те или иные действия, поделиться информацией.  Необходимо, чтобы дети выражали свои собственные суждения, мысли, позиции и при этом значение того, о чем они говорят, им хорошо было известно и понятно. Характерным свойством общения  является то, что говорящие внимательно слушают друг друга; для них важно, что говорится, а не то, как говорится.

           Для выполнения всех этих условий  необходимо организовать и   активизировать речевое взаимодействие  на занятиях. В  этом, я считаю, и заключается главная задача педагога учреждения дополнительного образования.  Реализация речевого взаимодействия на занятиях по английскому языку способствует достижению основной цели – развитию способности и внутренней потенции к межкультурному общению.

Отсюда, я определила для себя в работе следующие направления:

- разработка  методических приемов, обеспечивающих  речевое взаимодействие воспитанников в УДОД на иностранном языке;

- организация  учебно-воспитательного процесса  на основе учета условий, позволяющих повысить эффективность становления и поддержания речевого взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система работы педагога

Моя деятельность как педагога дополнительного образования  складывается из следующих составляющих:

- прием воспитанников  в школу;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- оформление  учебного кабинета;

- проведение  учебных занятий в группах;

- участие в  массовых внутришкольных мероприятиях;

- проведение  отчета о работе отделения  иностранного языка;

- методическая тема исследования;

- работа в  ШМО и АЛ;

- выступления  на городском уровне;

- методические  рекомендации;

- посещение  курсов повышения квалификации;

- составление  образовательных программ;

- подбор и  анализ материала к методической  теме исследования;

- анализ и корректировка содержания образовательного процесса, учебных занятий;

- изучение  личностных особенностей воспитанников,  коммуникативной компетенции;

- работа с  родителями (проведение родительских  собраний; индивидуальные консультации  по запросу родителей в течение учебного года; проведение открытых занятий; участие родителей в подготовке праздников и мероприятий)

С 2005-2006 учебного года воспитанники отделения иностранного языка принимают участие в  городских мероприятиях  (фестиваль «Творчество народов мира»)

 

 

            На протяжении всей работы над данной проблемой были подготовлены выступления-отчеты к заседаниям методических структур школы-искусств. (Аналитическая лаборатория АЛ, школьное методическое объединение ШМО):

  1. АЛ: «Аналитико-прогнозирующая деятельность: плюсы и минусы». 08.01.04.
  2. ШМО: «Приемы повышения эмоциональности занятия», 10.11.04.
  3. АЛ: «Место педагога в процессе социализации детей », 07.11.05.
  4. ШМО: «Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей и нестандартного мышления», 09.11.06.
  5. АЛ «Роль  УДОД в развитии творческих способностей детей» 06.11.07
  6. Педсовет «Использование разнообразных педагогических технологий в образовательном процессе». 24.03.08
  7. ШМО «Системность в работе ПДО – условия эффективности ПДО» 25.03.2008
  8. ШМО «От педагогической умелости к педагогическому мастерству». -1.11.08

Постоянно принимала  участие  в работе методических структур школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая интерпретация опыта

3.1 Дополнительные образовательные  программы

     Мною были разработаны и постоянно дополняются и дорабатываются две программы «Английский малышам»   и «Мой любимый английский»  

             

Дополнительная  образовательная программа «Английский  малышам» рассчитана  на детей 5 – 8 летнего возраста.  Программа составлена в 2000 году и является социальным заказом жителей северо-западного микрорайона.

 

 Она соответствует  их возрастным особенностям. Программа  позволяет проводить раннее обучение  иностранному языку и использовать  возможности возраста, наиболее  благоприятного для овладения языком.

Информация о работе Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей