Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:24, аттестационная работа

Описание работы

В условиях стремительного развития науки и техники и социального прогресса предъявляются более высокие требования и к тем, кто учит и к тем, кто учится, ибо для того, чтобы современное российское общество уверенно двигалось вперед, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры. Кроме того, изменения социально-экономических и политических условий неизбежно влекут за собой изменения отношения к системе образования в целом, но и к качеству обучения отдельным предметам (в частности, иностранному языку).

Содержание работы

1. Теоретическая интерпретация опыта

2. Система работы педагога

3.Практическая интерпретация опыта:
3.1 Дополнительные образовательные программы
3.2 Методические приемы, обеспечивающие речевое взаимодействие
3.3 Значении игры в активизации речевого взаимодействия
3.4 Проблемное обучение как средство активизации речевой деятельности

Результативность опыта

Приложения

Использованная литература

Файлы: 1 файл

«Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей».doc

— 4.73 Мб (Скачать файл)

4. Коммуникативные  упражнения и ролевые ситуации.

Несомненно, что  без "реальных" ситуаций общения невозможно научить воспитанников общаться с носителями языка. Именно, ролевая игра позволяет формировать у воспитанников коммуникативные умения, что делает ее неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения ИЯ.

К ролевой игре методика преподавания иностранных  языков идет уже давно. Упражнения типа “Читайте по ролям”, “Инсценируйте диалог” занимают прочное место в арсенале методических приемов, ибо всем ясно, что в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала.

В целом ролевая  игра является специфической организационной  формой обучения иноязычному речевому общению. Это эффективный прием работы. Воспитанники применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность занятия.

Кроме того, посредством ролевых игр у воспитанников  формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей.

Занятия  с  применением ролевых игр обычно проходят живо, эмоционально, при высокой  активности учащихся в благоприятной  психологической атмосфере.

 

 

 

 

 

3.4 Проблемное обучение как средство  активизации устной речевой деятельности  обучаемых на занятиях по иностранному языку

    Я рассматриваю проблемное обучение как средство активизации устной речевой деятельности воспитанников на занятиях  по английскому языку, а также обосновываю способы организации устной речевой деятельности учеников с элементами проблемного обучения.

Р.П.Мильруд считает, что активизация учащихся возможна в процессе активной интеллектуальной деятельности на занятиях, при ее постоянном стимулировании. Для этого нужны не только новые по содержанию  задачи, но и обновление их формы, размышление над  все  более сложными вопросами, ориентировка  в  постоянно меняющихся обстоятельствах. Решение этих задач способствует развитию сообразительности и воображения, позволяет творчески представить ситуацию, действовать не в явных, а предлагаемых     условиях. Воображаемыми могут стать обстоятельства, сюжет ролевого общения, проблема групповой дискуссии, содержание реплик и речевых действий.

  В процессе активизации обучаемых педагог должен позаботиться об интеллектуальном развитии  детей, которое возможно при решении достаточного количества речемыслительных задач. Так, воспитанники принимают участие в разработке сюжетов и проблем речевого общения, то есть занимаются речевой композицией, проявляют смекалку, фантазию и другие качества, определяют собственную линию поведения в ролевых играх, учатся вступать в беседу и поддерживать ее, применяют разные формы речевого взаимодействия, решают головоломки, разгадывают ребусы.

  Для интеллектуального развития детей нужна творческая, продуктивная речевая деятельность, которая совершенствуется вместе с ростом мыслительных возможностей воспитанников и формирует речевую подвижность- способность к динамичному формированию мысли посредством иностранного языка.

   Речевая подвижность является одним из условий речевой продуктивности. Это свойство выражается в речевой инициативности высказываний на иностранном языке, самостоятельности суждений и их относительной независимости от изученного образца.

  К сожалению, в школьной практике речевая подвижность за частую сводится к усвоению правил и моделей, речевых клише, копированию речи преподавателя. Поэтому необходимо создавать ситуации, активизирующие воображение и заставляющие воспитанников говорить, самостоятельно строить высказывания, учитывая при этом интеллектуальную продуктивность.

  Продуктивность интеллекта проявляется в количестве идей, проектов и предложений, выдвигаемых воспитанниками в проблемных ситуациях. На занятиях воспитанники с разной продуктивностью интеллекта по-разному участвуют в речевом общении. Они с неодинаковой активностью участвуют в речевой ситуации, с разной мерой вовлеченности разрабатывают сюжеты ролевых игр, задают вопросы, ставят проблемы, ищут ответы. От интеллектуальной продуктивности в конечном итоге зависит продуктивность речи. Этого можно достичь при активном участии детей в учебном процессе, непременным условием которого является проблемное обучение.

  Для достижения этих целей я стараюсь вовлекать своих воспитанников в разработку сюжетов ролевых игр, в которых им необходимо проявлять смекалку и фантазию. Дети учатся вступать в беседу, поддерживать ее, применять различные формы речевого взаимодействия. Участвуют в спонтанно возникшем общении, решают головоломки, разгадывают ребусы. Тем самым мне удается активизировать мыслительную и речемыслительную деятельность школьников, применяя проблемное  изложение материала, элементы эвристической беседы, проблемные задания, проблемно- речевые ситуации, проблемные вопросы и реплики.

При введении новых слов я предлагаю им  найти слова, которые напоминают по звучанию русские. Так устанавливается связь между русскими и английскими словами. Далее  я  знакомлю их  с примерами их употребления в речи, уточняя, таким образом, значения слов. Затем я прошу воспитанников составить свои предложения на английском языке, используя новую лексику. Например, для раскрытия значения слов предлагаю следующие определения:

  • A house – it is a place where people live.

 

  • A door – you can go through it into a house.

 

  • A window – you can see the street through it from the house.

 

  • A wall – it is one side of a room or a house.

 

  • A chimney – it is a long tube on the roof of the house.

 

Такое проблемное изложение  нового материала не только вызывает интерес воспитанников, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций и улучшает запоминание слов.

Применение проблемно  – эвристической беседы также  способствует

повышению эффективности  обучения говорению на иностранном  языке.

Обычно я использую  элементы эвристической беседы при  введении

грамматических времен (Past  Simple, Past Perfect). Обучаемым даются

несколько фраз на английском языке с переводом, в которых используется новая видовременная форма глагола. Им необходимо определить их значение, опираясь на перевод и выделить новые формы глагола. В заключении беседы они самостоятельно формулируют правило.

      Проблемно – речевые ситуации    также являются одним из видов

проблемных задач. Эти  ситуации  применяются для побуждения обучающихся к речевым действиям и провоцируют продуктивную речь, способствуют развитию  творческого мышления, воображения.

    На своих занятиях я раздаю воспитанникам карточки с различными ситуациями. Примерная ситуация: ( Твой друг заболел. Что бы  ты  ему  посоветовал?),

a) Your mother asked you to go shopping, but you didn’t remember all products you need to buy. What would you do?

b) You are at the toy department, you want to buy a present for your friend, How would you ask the shop assistant to help you?

c) You need to make soup. What products would you buy to cook it? In what shops?

d) Look at the photo of this man. Do you like him? Why?

e) Have you seen the film? I think it is not interesting. What is your opinion?

f) Try to persuade your partner to help you to do your homework.

g) You have not understood the questions. Ask your teacher to repeat it.

 

  Применяя  проблемно – речевые ситуации, я формирую у воспитанников умения говорения, стимулирую неподготовленную речь, активизирую мышление.

Для младших школьников предлагаю составить рассказ по картинке. Дети работают в группах.

 

Тем не менее, обучение говорению можно и нужно  строить не только с 

помощью проблемных    ситуаций, а также с учетом возрастных

особенностей  и интересов детей.

     Необходимо отметить, что воспитанники с большим интересом выполняют коммуникативно-поисковые задания и отгадывают  загадки. Особенно  они нравятся учащимся младших школьного возраста. Это объясняется возрастными особенностями детей. Применение подобных заданий благоприятно сказывается на атмосфере в классе. Она становится более «теплой», располагающей к общению (выявлено путем наблюдения). Однако, воспитанники с меньшим энтузиазмом выполняют задания, требующие самостоятельных высказываний, выражения собственного мнения, что объясняется недостаточным уровнем владения иностранным языком.

Наряду с  традиционными  методами проблемного обучения  на своих

занятиях  считаю необходимым использование современных

методов предложенных профессором  В.В. Сафоновой.

В своей работе использую  поисково-игровые задачи, целевым

назначением, которых является совершенствование определенных

качеств восприятия, мышления, воображения и памяти обучаемых при отработке у них речевых умений.

Например:

Work in pairs. Look at these two pictures and ask each other questions to find eight mistakes in pictures 2. You may ask the questions like the following ones:

  • Are there 2 or 3 clouds in the sky?
  • Are there any birds in the sky?
  • Are they flying in the same direction?

 

  Применение таких задач позволяет развить у моих воспитанников                         определенные качества восприятия, мышления, воображения, внимания и  памяти; отработать выполнение таких умственных операций, как сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование; автоматизировать иноязычные речевые навыки и совершенствовать  коммуникативные  - речевые умения.

Возможен такой вариант задания при обучении диалогической речи:

…………………………

- I like my school.

…………………………

- Algebra, geography and literature.

………………………….

- I want to be a literature teacher.

………………………….

  • See you.

 

    Необходимо отметить, что  коммуникативно-ориентированные игры на иностранном языке также способствуют  развитию умений диалогической речи. Вот одни из примеров коммуникативно-ориентированной игры, которая применяется при изучении темы  «Магазин. Покупки».

   GAME “SHOPPING”

Work in two or threes. Draw the board like the one on the next page. There are squares on the board. Write “In the street”, “By the shop window”, “At the grocer’s” on the board squares. Then make several shopping lists cards and shop – window cards. A shopping list card includes the items, which a player is going to buy at different shops. A shop – window card is a picture of a possible shop – window.

    Целевым назначением таких игр является развитие у обучающихся диалогической и монологической речи, а также обогащение их знаний о различных аспектах культуры поведения  человека в ситуациях бытового общения; накопление воспитанниками опыта поведения в нестандартных ситуациях общения, что способствует выработке гибких умений говорения;

накопление  воспитанниками опыта оперирования иностранным языком в различных видах мыслительной деятельности, что подготавливает их к практическому использованию иностранного  языка;   развитие наблюдательности, мышления, воображения воспитанников, что способствует повышению уровня обучаемости иностранному языку.

       Несомненным достоинством этих заданий является, что при их выполнении происходит совмещение  коммуникативной практики с познавательной и ценностно – ориентированной деятельностью, что создает предпосылки для повышения эффективности занятий по иностранному языку, способствует развитию речевой подвижности, которая является одним из условий продуктивной речи. Это свойство выражается в инициативности высказываний на иностранном языке, самостоятельности суждений и их относительной независимости.

                                                                                                                                   

       Таким образом, проблемные задания стимулируют речевую активность воспитанников, позволяют реализовать потребность в общении. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно решить  поставленную перед ними задачу, показать свое видение ситуации, реализовать творческий потенциал. Все это помогает развивать интерес к иностранному языку.

       Применение проблемных заданий предусматривает организацию процесса общения, построенного на отношениях партнерства между педагогом  и воспитанниками. Это способствует развитию атмосферы сотрудничества, позволяет снять страх   перед педагогом, избавить от боязни совершить ошибку, помогает осознать речевую задачу.

 

 

 

 

 

 

4. Результативность опыта

Изучив положения  педагогов-теоретиков и психологов по данной проблеме,  можно сделать следующие выводы:

    1. В условиях дополнительного образования воспитанники имеют возможность развивать коммуникативные навыки благодаря дополнительной учебной часовой нагрузки и содержанию дополнительных образовательных программ.

 2. Речевое взаимодействие – это важное свойство общения, без которого        невозможно взаимодействие и взаимопонимание его участников.

3. Организация речевого взаимодействия –  важнейшая задача на занятиях по   иностранному языку, потому что способствует достижению основной цели обучения, т.е. развитию способности и внутренней потенции к межкультурному общению.

4. В условиях  реализации  активизируется мыслительная деятельность всех участников учебной деятельности, повышаются мотивация говорения и общий «тонус» занятия, обеспечивается более полное достижение практического, образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели обучения иностранным языкам.

 

5. Применение указанных в работе  приемов и методов на занятиях  выявляет воспитанников, имеющих предрасположенность, склонность к изучению иностранных языков, содействует мотивации к творчеству и познанию, содействует личностному развитию.

 

6. В процессе  содействия по диаде «Педагог-воспитанник»  складываются  предпосылки для  общего умственного развития, а  также специальных, более частных  умений и знаний.

7. Результаты моей педагогической деятельности ежегодно оформляются в виде таблиц результативности, где проводится количественно-качественная оценка достижения воспитанников.

Нормативная таблица  результативности за 5лет.

 

Информация о работе Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей