Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:24, аттестационная работа

Описание работы

В условиях стремительного развития науки и техники и социального прогресса предъявляются более высокие требования и к тем, кто учит и к тем, кто учится, ибо для того, чтобы современное российское общество уверенно двигалось вперед, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры. Кроме того, изменения социально-экономических и политических условий неизбежно влекут за собой изменения отношения к системе образования в целом, но и к качеству обучения отдельным предметам (в частности, иностранному языку).

Содержание работы

1. Теоретическая интерпретация опыта

2. Система работы педагога

3.Практическая интерпретация опыта:
3.1 Дополнительные образовательные программы
3.2 Методические приемы, обеспечивающие речевое взаимодействие
3.3 Значении игры в активизации речевого взаимодействия
3.4 Проблемное обучение как средство активизации речевой деятельности

Результативность опыта

Приложения

Использованная литература

Файлы: 1 файл

«Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей».doc

— 4.73 Мб (Скачать файл)

Раннему обучению предшествовал эксперимент, начатый  НИИ школ в 1987 году по инициативе Министерства образования Российской Федерации.

Возраст 5 – 8 лет  особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка, так как речь ребенка на родном языке уже более или менее сформирована, и он говорит, хотя и очень короткими, но правильно оформленными предложениями.

 В этом  возрасте дети отличаются особой  чуткостью к языковым явлениям. Они легко и прочно запоминают  небольшой по объему языковой  материал и хорошо его воспроизводят.

ЦЕЛЬ  ОБУЧЕНИЯ: активизация креативного мышления и конструктивного общения на основе  развития языковых способностей обучаемых.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

1) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  – предполагает воспитание у  детей интереса к изучению  иностранного языка, формирование навыков учебной деятельности.

2) РАЗВИВАЮЩАЯ  – развитие мышления, внимания, воображения,  воли, памяти, познавательных и языковых  способностей, формирование навыков  межличностного общения, навыков  самоконтроля.

3) УЧЕБНО –  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – формирование навыков самостоятельного решения коммуникативных задач в рамках тематики, предложенной программой, приобретение элементарных страноведческих знаний.

Программа может  быть использована в учреждении дополнительного  образования детей. Она рассчитана на 3 года обучения.

При обучении не применяется прямой контроль, то есть воспитанники не знают о том, что их деятельность в данной ситуации специально оценивается.

Уровень сформированности речевых навыков и умений устанавливается  с помощью специальных контрольных заданий. Характер контрольных заданий определяется содержанием обучения, а также учитывает психологические особенности возраста обучаемых. Для проверки уровня обученности предусмотрены задания по аудированию и говорению (диалогическая и монологическая речь). Контроль проводится в конце первого полугодия и в конце второго полугодия.

Формы учета  ЗУН включают в себя тестовый контроль и таблицы определения результативности обучения (промежуточный и итоговый контроль).

В работе используются основные методы обучения: упражнения творческого и подражательного характера, игры сюжетно-ролевые, словесные, подвижные игры, драматизация.

 Условия  реализации программы.

Для реализации программы имеется в наличии  методический, дидактический, наглядный материал, тестовые задания.

Знания, умения и навыки отражаются  по пяти уровням  успешности.

 

Программа «Мой любимый английский» составлена в 2000 году, рекомендована детям 8 – 16 лет и ставит своей целью помочь им  овладеть английским языком как средством общения.

Программа актуальна  тем, что способствует воспитанию гражданских  качеств и творческой активности  личности через овладение  воспитанниками современным английским языком.

Программа имеет  ряд особенностей. Важнейшей особенностью является  обучение иноязычной культуре, которая включает в себя  развитие лингвистических способностей,  психических процессов  и свойств личности воспитанников, познание культуры стран изучаемого языка и родной культуры, овладение иностранным языком как средством общения и осознание системы родного языка, воспитание личности обучающихся через усвоение общечеловеческих ценностей.

Программа полностью  соответствует структуре построения авторских программ.

Содержание  курса многогранно, исходит из принципов  дифференциации, интеграции, принципа сознательности и активности и принципа наглядности.

Программа рассчитана на всех и доступна всем воспитанникам, независимо от уровня их способностей.

В программе воплощается  комплексный подход к овладению  иностранного языка. Программа способствует развитию коммуникативной компетенции.

Для оценки результатов  учебной деятельности учащихся выработаны критерии оценивания по уровням успешности.

 

3.2 Методические приемы, обеспечивающие  речевое взаимодействие

       Осознание того, что развитие умений говорения – процесс, где многое зависит от педагога и от методики, которую он избрал, а также изучение методической литературы, позволило мне прийти к выводу, что одним из эффективных приемов формирования умений говорения, является применение коммуникативной методики. Этот метод впервые был применен 50 лет назад и на сегодняшний день распространился повсеместно. Он предполагает развитие устной речи. Главная цель - научить человека разговаривать на иностранном языке легко и относительно легко.

Занятия в соответствии с этой методикой провожу в группах из 12-14 человек. Это количество воспитанников  считается оптимальным для достижения цели обучения – умения свободно излагать свои мысли на иностранном языке. Я имею возможность объединять воспитанников в небольшие подгруппы или пары, давая им коллективные задания. Совместное обучение воспитанников расширяет словарный запас вследствие постоянного обмена лексикой восприятия новых слов из уст не только педагога, но и своих одногруппников. В процессе групповой или парной работы воспитанники избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретную задачу, поставленную мной, воспитанники используют новые и уже известные им грамматические и лексические структуры в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.

Целью обучения иностранному языку  при коммуникативной методике предполагается обучении общению на иностранном языке. Способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению есть развитие у обучаемых способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять речевое общение в разнообразных ситуациях.

 Для создания условий, которые способствуют общению в процессе обучения, мною используются такие способы активизации, которые учитывают мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, самостоятельность и ситуативность. Преимущества этих способов в том, что воспитанники, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

Для того чтобы  организовать речевое взаимодействие воспитанников, недостаточно предъявить им речевую задачу, образцы речевых действий. Необходимы такие методические приемы, которые обеспечивали бы речевое взаимодействие воспитанников  на иностранном языке. На учебных занятиях я использую следующие приемы:

Интервью. Общим признаком этого  приема является задача опросить как можно больше присутствующих на занятии  воспитанников                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого обучающиеся, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают партнера, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы. Общие итоги такого опроса записываются и используются для дальнейшего обсуждения. Данный прием не имеет возрастных или тематических ограничений. На начальном этапе обучения воспитанники  могут собрать ответы на вопросы о профессиях родителей и сделать вывод о том, у скольких детей в группе  родители рабочие, инженеры, врачи и т.д. На продвинутых этапах обучения используются разнообразные анкеты, в которые часто включаются проблемные вопросы. С помощью интервью можно выяснить уровень воспитанников  об актуальных событиях, о нашей стране или странах изучаемого языка.

Интервью проводится не только для того, чтобы получить ответы, но и для того, чтобы обучаемые могли узнать друг друга лучше.

 

Банк  информации. Общая особенность этого приема  заключается в том, что каждый ребенок сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия  с другими получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.

  Одной из  форм этого приема можно назвать работу с текстом, разделенным на фрагменты. Каждый воспитанник получает один фрагмент на карточке, изучает его и начинает расспрашивать своих остальных о содержании других фрагментов этого текста, сообщая им при этом свои сведения. После того, как все завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту. Естественно, что ответить на все поставленные вопросы может только тот, кто расспросил каждого члена группы, понял содержание всех фрагментов, запомнил или записал полученные сведения.

Поиск пары. В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый ребенок имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим ребятам вопросы.

Групповые решения.

Воспитанники  делятся на несколько групп, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и докладывают о них.

Дискуссионная игра.

По условиям дискуссионной игры участники общения реагируют на прочитанную, услышанную, увиденную информацию следующими способами: сообщением дополнительной информации, вопросом, согласием, возражением.

Взаимодействие  участников проявляется в том, что  на все реплики нужно реагировать  соответствующим образом, с тем, чтобы всесторонне обсудить предложенный тезис.

Итак, я считаю, что выше перечисленные приемы  активизируют мыслительную деятельность, повышают мотивацию говорения, способствуют дальнейшей речетворческой  деятельности воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       3.3  Значение игры  в активизации речевого взаимодействия

В учебном процессе, имеющем своей целью развитие у обучаемых способностей к взаимодействию, необходимо обучать  умению не просто говорить, читать и писать, а обучение этим видам речевой деятельности должно осуществляться взаимосвязано, дифференцированно и личностно-ориентированно. Существует много приемов и методов повышения творческой активности детей. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обучении иностранным языкам. Многие современные учебники как отечественные, так и зарубежные, широко используют игровую методику в обучении детей иностранным языкам. Игра – хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Еще в работах Я.И. Коменского отмечалось, что с помощью игры легче осуществлять включение в учебную деятельность. Игра требует от ребенка произвольного внимания, запоминания, эмоциональной сдержанности. Занятие  может стать незабываемым путешествием в мир английского языка, даст возможность не только сильным, но и слабым ребятам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания. Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на занятии иностранного языка и многократное повторение языкового материала. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают употребляемые в ней слова. Когда дети начнутся читать и писать, я использую игры для отработки правописания слов. Поскольку целью обучения иностранного языка является формирование у воспитанников способности использовать изучаемый язык как инструмент реального общения в различных ситуациях, то в учебных условиях  я отдаю предпочтение и устным и письменным формам общения.

 Кроме парной, групповой работы на своих  занятиях я провожу ролевые  игры. На занятии по  ИЯ использую организованное ролевое общение. Оно позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в некотором количестве специально отобранных "жизненных" ситуаций. Ролевое общение реализуется в ролевой игре – виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределёнными ролями и межролевыми отношениями.

Наиболее простой  является ролевая игра, для участия в которой обучаемые получают необходимые реплики. Их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.

Более сложной  является ролевая игра, в которой  участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности  ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнёр, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Для успешного  проведения ролевых игр, детям необходимо овладеть хотя бы минимумом диалогических единств на английском языке, которые развиваются в процессе выполнения упражнений. Прежде чем ввести данный приём в учебный процесс, необходимо провести большую работу. Нельзя забывать о том, что у детей младшего  школьного возраста нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на занятии. Следовательно, чтобы организовать взаимодействие в рамках ролевой игры необходимо сформировать эти навыки в условиях учебного процесса. Для достижения этих целей я использую:

1. а) упражнения на тренировку выражений этикетного характера; 
    б) упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону.

2. Упражнения на тренировку воспитанников в составлении микродиалогов в парах в рамках предложенной ситуации.

3. Воспитанникам предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работа проводится поэтапно:

  • чтение диалога по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие усвоению;
  • чтение диалога, с целью восстановить пропущенные реплики;
  • инсценировка диалога с воспроизведением реплик по ролям;
  • самостоятельное составление диалога, аналогичного данному, но в другой ситуации общения.

Работа с  диалогическими единствами протекает  более эффективно в том случае, если реплики снабжены зрительными опорами (картинками, схематическими рисунками, символами), указывающими на вид коммуникативного намерения. 

Информация о работе Активизация речевого взаимодействия на занятиях по иностранному языку в учреждении дополнительного образования детей