Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:11, дипломная работа
Цель данного исследования: рассмотреть особенности функционально-коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам, при отборе и организации языкового материала.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
- изучить и проанализировать методическую базу по теме исследования;
- описать существующие классификации подходов с позиции разных авторов;
- рассмотреть составляющие функционально-коммуникативного подхода;
- рассмотреть проблемы, возникающие при отборе языкового материала;
- выявить пути по предотвращению этих проблем.
Введение
Состояние современной теории
обучения иностранным языкам и знания,
накопившиеся за длительное время, на
сегодняшний день возвращают актуальность
концепции коммуникативного обучения.
Обращая внимание на большой прогресс
в области международного взаимодействия,
межкультурной коммуникации, перспектив
развития экономики и социальной
сферы сейчас важно формировать
у учеников новые профессиональные
и личностные качества, такие как,
мобильность, информационная культура,
языковая и коммуникативная компетенция.
Этого можно достичь при
Самым важным принципом данного подхода является практическое овладение иностранным языком. Механическое заучивание новых грамматических правил без применений их на практике практически не несет пользы для обучаемых, куда полезней и результативней применение этих правил на примере их функционирования в речи. Учитель стимулирует учащихся активно взаимодействовать, помогает им правильно формулировать их рассуждения и мысли, преподносит новый материал так, что ученики сами формулируют его, исходя из полученного направления, а не просто заучивают списанные из учебника или рассказанные учителем правила. Данный подход увеличивает возможность групповой работы и работы в парах, а это значит, что речевых упражнений больше чем неречевых, а ведь именно первые помогают многим обнаружить и проявить свой потенциал. Функционально - коммуникативный подход меняет понимание грамматики как механического заучивания правил на интересное, познавательное взаимодействие учеников и возможность проявить себя.
Бесспорным остается тот факт, что без языковой компетенции, которая основывается на грамматических знаниях и умениях, коммуникация невозможна, так как языковая компетенция является одним из важнейших составляющих при достижении основной цели обучения иностранным языкам - способности коммуникации на иностранном языке.
Грамматическая сторона, являющаяся неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции, всегда подвергалась обсуждениям о том, какова её роль и значимость в обучении иностранного языка. На сегодняшний день существуют две тенденции, порожденные данным вопросом, одна из них принижает роль грамматики, другая, наоборот, представляет грамматику доминирующим звеном в обучении иностранному языку. Но, к сожалению, ни одна из этих тенденций, не имеет положительного эффекта на практическом применении иностранного языка. Необходим альтернативный выход из сложившейся ситуации - найти тот подход, который можно применять с пользой к обучению грамматической стороне, который одновременно и повысит эффективность усвоения грамматики и будет развивать способность к коммуникации, что является важнейшей целью в обучении иностранного языка.
К сожалению, на сегодняшний день закономерности функционально – коммуникативного подхода изучены и сформированы недостаточно для того, чтобы максимально грамотно и рационально применять этот подход при обучении иностранному языку. Однако уже имеется достаточно богатый фонд литературы и методической организации функционально - коммуникативного обучения иностранным языкам.
Предметом исследования данной работы является применение функционально-коммуникативного подхода в обучение иностранным языкам, при отборе и организации языкового материала.
Объектом исследования являются обучение иностранному языку, ученики и преподаватель как члены этого механизма.
Цель данного исследования: рассмотреть особенности функционально-коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам, при отборе и организации языкового материала.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
- изучить и проанализировать методическую базу по теме исследования;
- описать существующие
классификации подходов с
- рассмотреть составляющие
функционально-
- рассмотреть проблемы, возникающие
при отборе языкового
- выявить пути по
Для решения поставленных
задач в качестве основных методов
исследования нами были выбраны описательный
и сравнительно-
Основным источником для
написания данной исследовательской
работы по теме «Функционально-
Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что были изучены и проанализированы источники по названной теме, определены проблемы при реализации данного подхода при отборе и организации языкового материала, а также озвучены возможные пути их решения.
Практическая ценность работы состоит в том, что рекомендации по применению функционально-коммуникативного подхода могут быть использованы при составлении планов урока, различных учебных программ.
Структура работы: данная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключение и библиографию. В введении рассказывается об актуальности данной темы, в нем также отражены цель и задачи данного исследования, объект и предмет, указана теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе данной дипломной работы, которая носит теоретическую направленность, дается описание современных тенденций в методике преподавания иностранного языка, раскрывается понятия функционально-коммуникативного подхода, а также рассказывается о коммуникативном аспекте, коммуникативной компетенции как об основных составляющих этого подхода, дается методическое обоснование использования данного похода, приводятся его важнейшие принципы.
Вторая глава данной
работы носит аналитико-
1 Функционально-коммуникативный
подход как один из ведущих
подходов в современной
Для оптимальной организации процесса обучения помимо знания структуры урока, его содержания и психолого-педагогической характеристики определенного возраста, необходимо помнить, что методической основой самого процесса обучения и деятельности педагога должна быть теоретически обоснованное направление, руководствуясь которым педагог будет действовать. Таковым направлением является – подход к обучению. Данный термин имеет множество интерпретаций.
Термин подход к обучению, используется для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им, был введен в научный обиход английским методистом А. Энтони. Его интерпретация считается классической и используется чаще всего в научной литературе.
Учитывая, что ученные и методисты не определились с точной интерпретацией данного понятия, то мы можем с уверенностью сказать, что пока нет единого определения термина подхода к обучению.
Однако существуют и другие мнения относительно значения данного термина. По мнению, М. В. Вятютнева: подход – это сущность предмета, которой необходимо обучить. И.Л. Бим использует как общую методологическую основу исследования в конкретной области знаний
«Подход – это самая общая исходная концептуальная позиция, отталкиваясь от которой исследователь рассматривает большинство остальных концептуальных положений. Подход выступает тем самым как самая общая часто методологическая основа исследования в конкретной области знания. Обычно подход основывается на одной исходной идеи» [1].
Подход к обучению является
базисной категорией в методике, которая
дает представление о взглядах исследователя,
как на сам язык, так и на способы
овладения им. Подход является важнейшим
компонентом системы обучения языку,
он выступает в качестве самой
общей лингводидактической
Подход к обучению – это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения.
Подход в обучении опирается на соответствующую теорию языка (лингвистические основы обучения) и на теорию обучения (дидактические основы обучения).
Принято рассматривать
три компонента, определяющие подход
к обучению: лингвистические,
Зарубежные психологи
выделяют два таких направления:
бихевиоризм и когнитивный
В узком смысле подход
в обучении опирается на один из
компонентов и позволяет
В современной методике преподавания
иностранных языков не существует единой
классификации подходов к обучению.
В зависимости от точки зрения
на направление, в котором должно
вестись исследование, существуют разные
классификации подходов к обучению
иностранным языкам. Эти исследования
могут вестись с позиции
М.В. Ляховицкий называет четыре общих подхода к обучению иностранным языкам:
- бихевиористский подход, основой которого является формирование навыков путем многократного повторения языкового и речевого материала. Овладение языком путем формирования речевых стереотипов в ответ на предъявляемые стимулы. Таким образом, происходит речевое научение обучающегося и формирование навыков общения, которые имеют длительный срок запоминания, но редко являются осознанными;
- индуктивно-сознательный
подход, когда овладение языковыми
правилами достигается путем
интенсивной работы над
- познавательный (когнитивный) подход, на основе которого осуществляется, прежде всего, усвоение теории изучаемого языка в виде фонетических и грамматических правил и правил словоупотребления. Этот подход предполагает конструирование высказываний на иностранном языке. Сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний;
- интегрированный подход,
который предусматривает
М.Н. Вятютнев в одном случае
выделяет пять подходов: грамматический,
бихевиористический, чтения, коллективный,
коммуникативно-
А.Н. Щукин предлагает свою классификацию подходов к обучению языку. Он считает, что подходы следует классифицировать либо с точки зрения объекта обучения (язык, речь, речевая деятельность); либо с точки зрения способа обучения (прямой, сознательный, деятельный).
С точки зрения способа обучения языку А.Н. Щукин выделяет прямой, сознательный и деятельный подходы к обучению.
Прямой (интуитивный) подход предполагает овладение языком путем слушания и интуитивного усвоения единиц языка при исключении родного языка из системы обучения. Этот подход к обучению базируется на бихевиористской теории обучения, которая долгие годы считалась одним из ведущих направлений в психологии.
Сознательный (когнитивный) подход к обучению базируется на теории стадиальности развития навыков и умений. Эта теория определяет четыре стадии усвоения материала: сначала идет ознакомление, затем тренировка, следом применение и в конце контроль. Такой подход предлагает разнообразные виды упражнений, направленных на формирование речевых навыков, на развитие речевых умений, на контроль уровня владения языком. Данный подход получил реализацию в рамках сознательно-практического метода обучения.
При деятельностном подходе обучение языку носит деятельный характер, реальное общение на занятиях осуществляется посредством «речевой деятельности». Участники общения стремятся решать реальные и воображаемые задачи с помощью средств изучаемого языка.
Информация о работе Функционально-коммуникативный подход при отборе языкового материала