Функционально-коммуникативный подход при отборе языкового материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: рассмотреть особенности функционально-коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам, при отборе и организации языкового материала.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:

- изучить и проанализировать методическую базу по теме исследования;

- описать существующие классификации подходов с позиции разных авторов;

- рассмотреть составляющие функционально-коммуникативного подхода;

- рассмотреть проблемы, возникающие при отборе языкового материала;

- выявить пути по предотвращению этих проблем.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 150.23 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Состояние современной теории обучения иностранным языкам и знания, накопившиеся за длительное время, на сегодняшний день возвращают актуальность концепции коммуникативного обучения. Обращая внимание на большой прогресс в области международного взаимодействия, межкультурной коммуникации, перспектив развития экономики и социальной сферы сейчас  важно формировать  у учеников новые профессиональные и личностные качества, такие как, мобильность, информационная культура, языковая и коммуникативная компетенция. Этого можно достичь при функционально - коммуникативном подходе, цель которого состоит в том, чтобы научить  свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.

Самым важным принципом данного  подхода является  практическое овладение иностранным языком. Механическое заучивание новых грамматических правил без применений их на практике практически  не несет пользы для обучаемых, куда полезней и результативней применение этих правил на примере их функционирования в речи. Учитель стимулирует учащихся активно взаимодействовать, помогает им правильно формулировать их рассуждения и мысли, преподносит новый материал так, что ученики сами формулируют его, исходя из полученного направления, а не просто заучивают списанные из учебника или рассказанные учителем правила. Данный подход увеличивает возможность групповой  работы и работы в парах, а это значит, что речевых упражнений больше чем неречевых, а ведь именно первые помогают многим обнаружить и проявить свой потенциал. Функционально - коммуникативный подход меняет понимание грамматики как механического заучивания правил на интересное, познавательное взаимодействие учеников и возможность проявить себя.

Бесспорным остается тот  факт, что без языковой компетенции, которая основывается на грамматических знаниях и умениях, коммуникация невозможна, так как языковая компетенция  является одним из важнейших составляющих при достижении основной цели обучения иностранным языкам - способности  коммуникации на иностранном языке.

Грамматическая сторона, являющаяся неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции, всегда подвергалась обсуждениям о том, какова её роль и значимость в обучении иностранного языка. На сегодняшний  день существуют две тенденции, порожденные  данным вопросом, одна из них принижает  роль грамматики, другая, наоборот, представляет грамматику доминирующим звеном в обучении иностранному языку. Но, к сожалению, ни одна из этих тенденций, не имеет  положительного эффекта на практическом применении иностранного языка. Необходим  альтернативный выход из сложившейся  ситуации - найти тот подход, который  можно применять с пользой  к обучению грамматической стороне, который одновременно и повысит эффективность усвоения грамматики и будет развивать способность к коммуникации, что является важнейшей целью в обучении иностранного языка.

К сожалению, на сегодняшний  день  закономерности функционально  – коммуникативного подхода изучены  и сформированы недостаточно  для  того, чтобы максимально грамотно и рационально  применять этот подход при обучении иностранному языку. Однако уже имеется достаточно богатый  фонд литературы и методической организации  функционально - коммуникативного обучения иностранным языкам.

Предметом исследования данной работы является применение функционально-коммуникативного подхода в обучение иностранным языкам, при отборе и организации языкового материала.

Объектом исследования являются обучение иностранному языку, ученики и преподаватель как члены этого механизма.

Цель данного исследования: рассмотреть особенности функционально-коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам, при отборе и организации языкового материала.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих  задач:

- изучить и проанализировать  методическую базу по теме  исследования;

- описать существующие  классификации подходов с позиции  разных авторов;

- рассмотреть составляющие  функционально-коммуникативного подхода;

         - рассмотреть проблемы, возникающие  при отборе языкового материала;

- выявить пути по предотвращению  этих проблем.

Для решения поставленных задач в качестве основных методов  исследования нами были выбраны описательный и сравнительно-сопоставительный методы.

Основным источником для  написания данной исследовательской  работы по теме «Функционально-коммуникативный  подход при отборе языкового материала»  явились труды таких авторов  как  Пассов Е.И., Гальскова Н.Д., Бим И.Л., Щерба Л.В., а также научно-исследовательские статьи, посвященные данной теме, которые были опубликованы в специализированных изданиях.

Рассмотрение вопросов, связанных  с данной тематикой, носит как  теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что были изучены и проанализированы источники по названной теме, определены проблемы при реализации данного подхода при отборе и организации языкового материала, а также озвучены возможные пути их решения.

Практическая ценность работы состоит в том, что рекомендации по применению функционально-коммуникативного подхода могут быть использованы при составлении планов урока, различных учебных программ.

Структура работы: данная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключение и библиографию. В введении рассказывается об актуальности данной темы, в нем также отражены цель и задачи данного исследования, объект и предмет, указана теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе данной дипломной работы, которая носит теоретическую направленность, дается описание современных тенденций в методике преподавания иностранного языка, раскрывается понятия функционально-коммуникативного подхода, а также рассказывается о коммуникативном аспекте, коммуникативной компетенции как об основных составляющих этого подхода, дается методическое обоснование использования данного похода, приводятся его важнейшие принципы.

  Вторая глава данной  работы носит аналитико-практический  характер и посвящена рассмотрению  вопроса о языковом материале,  проблемах при его отборе и  организации, возможным путям  решения данных проблем, а также  реализации функционально-коммуникативного  подхода при отборе языкового  материала. В заключении отражены  выводы по проделанной работе.Библиографический список, отражает основные работы, посвящённые общим и специальным вопросам выбранной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Функционально-коммуникативный  подход как один из ведущих  подходов в современной методике  ИЯ

    1. Современные подходы в методике преподавания ИЯ

 

Для оптимальной организации  процесса обучения помимо знания структуры  урока, его содержания и психолого-педагогической характеристики определенного возраста, необходимо помнить, что методической основой самого процесса обучения и деятельности педагога должна быть теоретически обоснованное направление, руководствуясь которым педагог будет действовать. Таковым направлением является – подход к обучению. Данный термин имеет множество интерпретаций.

Термин подход к обучению, используется для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь  относительно природы языка и  способов овладения им, был введен в научный обиход английским методистом А. Энтони. Его интерпретация считается  классической и используется чаще всего  в научной литературе.

Учитывая, что ученные  и методисты не определились с  точной интерпретацией данного понятия, то мы можем с уверенностью сказать, что пока нет единого определения  термина подхода к обучению.

Однако существуют и другие мнения относительно значения данного  термина. По мнению, М. В. Вятютнева: подход – это сущность предмета, которой необходимо обучить. И.Л. Бим использует как общую методологическую основу исследования в конкретной области знаний

«Подход – это самая общая исходная концептуальная позиция, отталкиваясь от которой исследователь рассматривает  большинство остальных концептуальных положений. Подход выступает тем самым как самая общая часто методологическая основа исследования в конкретной области знания. Обычно  подход  основывается на  одной исходной идеи» [1].

Подход к обучению является базисной категорией в методике, которая  дает представление о взглядах исследователя, как на сам язык, так и на способы  овладения им. Подход  является важнейшим  компонентом системы обучения языку, он выступает в качестве самой  общей лингводидактической основы овладения языком и дает представление  об избранной стратегии знаний, служащей  основанием для выбора методов и  приемов обучения.

Подход к обучению –  это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения.

Подход в обучении опирается  на соответствующую теорию языка (лингвистические  основы обучения) и на теорию обучения (дидактические основы обучения).

 Принято рассматривать  три компонента, определяющие подход  к обучению: лингвистические, дидактические  и психолингвистические основы  обучения. В связи с этим можно говорить о  подходе к обучению в узком и широком смысле. Подход в широком смысле означает наличие всех трех  компонентов. Это направление в обучении, опирающееся на данные всех наук, базисных для методик.

Зарубежные психологи  выделяют два таких направления: бихевиоризм и когнитивный подход. Основоположником бихевиоризма считается  Б. Скиннер, положивший в основу психологию бихевиоризма и разработавший систему принципов поведения человека в строго определенных условиях. Когнитивный подход к обучению основан на когнитивной психологии, согласно которой учащийся является активным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности преподавателя. В настоящее время ведутся серьезные исследования в области гуманистического подхода, который развился на базе когнитивного подхода.

В узком смысле  подход в обучении опирается на один из компонентов и позволяет выделить лингвистический, дидактический, методический и психологический подходы.

В современной методике преподавания иностранных языков не существует единой классификации подходов к обучению. В зависимости от точки зрения на направление, в котором должно вестись исследование, существуют разные классификации подходов к обучению иностранным языкам. Эти исследования могут вестись с позиции психологии овладения языком либо с точки  зрения объекта обучения, на основе лингвистических факторов либо с  позиции дидактики, с точки зрения объекта обучения и способа обучения.

М.В. Ляховицкий называет четыре общих подхода к обучению иностранным языкам:

- бихевиористский подход, основой которого является формирование навыков путем многократного повторения языкового и речевого материала. Овладение языком путем формирования речевых стереотипов в ответ на предъявляемые стимулы. Таким образом, происходит речевое научение обучающегося и формирование навыков общения, которые имеют длительный срок запоминания, но редко являются осознанными;

- индуктивно-сознательный  подход, когда овладение языковыми  правилами достигается путем  интенсивной работы над многочисленными  примерами. Овладение языком в результате наблюдения над речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи;

- познавательный (когнитивный)  подход, на основе которого осуществляется, прежде всего, усвоение теории изучаемого языка в виде фонетических и грамматических правил и правил словоупотребления. Этот подход предполагает конструирование высказываний на иностранном языке. Сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний;

- интегрированный подход, который предусматривает органическое  соединение в ходе занятий  и сознательных, и подсознательных  компонентов в процессе обучения, что проявляется в параллельном  овладении знаниями и речевыми  навыками и умениями.

М.Н. Вятютнев в одном случае выделяет пять подходов: грамматический, бихевиористический, чтения, коллективный, коммуникативно-индивидуализированный в другом случае -  три: формальный, тематический, и функциональный [3,с. 39]. И, наконец, приходит к выводу о существовании  двух основных подходов: формальном изучении языка и практическом. Формальный подход ориентирует на овладение формами языка для практического использования их в будущем; практический подход -  на овладение формами в конкретных ситуациях, в которых они тут же и используются. 

А.Н. Щукин предлагает свою классификацию подходов к обучению языку. Он считает, что подходы следует  классифицировать  либо с точки  зрения объекта обучения (язык, речь, речевая деятельность); либо с точки  зрения способа обучения (прямой, сознательный, деятельный).

С точки зрения способа  обучения языку А.Н. Щукин выделяет прямой, сознательный и деятельный подходы к обучению.

Прямой (интуитивный) подход предполагает овладение языком путем  слушания и интуитивного усвоения единиц языка при исключении родного  языка из системы обучения. Этот подход к обучению базируется на бихевиористской теории обучения, которая долгие годы считалась одним из ведущих направлений в психологии.

Сознательный (когнитивный) подход к обучению базируется на теории стадиальности развития навыков  и умений. Эта теория определяет четыре стадии усвоения материала: сначала  идет ознакомление, затем тренировка, следом применение и в конце  контроль. Такой подход предлагает разнообразные  виды упражнений, направленных на формирование речевых навыков, на развитие речевых  умений, на контроль уровня владения языком. Данный подход получил реализацию в  рамках сознательно-практического  метода обучения.

При деятельностном подходе обучение языку носит деятельный характер, реальное общение на занятиях осуществляется посредством «речевой деятельности». Участники общения стремятся решать реальные и воображаемые задачи с помощью средств изучаемого языка.

Информация о работе Функционально-коммуникативный подход при отборе языкового материала