Методические основы использования электронных учебных изданий при обучении иностранному языку в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:55, статья

Описание работы

Электронное учебное издание (ЭУИ) - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации, систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, способствующий творческому и активному овладению обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области .

Файлы: 1 файл

статья Королева.docx

— 24.99 Кб (Скачать файл)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

Королева Елена Владимировна

к.ф.н., старший преподаватель МосУ МВД России, г. Москва

Современное общество характеризуется высоким уровнем информатизации - направленного процесса системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума [3]. Компьютер, мобильный телефон, интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Электронные средства позволяют с легкостью получать и обрабатывать информацию, зачастую замещая бумажные источники. Электронные словари избавляют от необходимости поиска переводных эквивалентов незнакомых лексических единиц в словаре, он-лайн энциклопедии объясняют новые понятия, предоставляют исчерпывающую информацию по интересующим вопросам, все большее распространение получают электронные версии книг. Ответ практически на любой вопрос не составляет труда найти в интернете. Активный интерес молодых людей к компьютерным технологиям, несомненно, можно эффективно использовать и при обучении иностранному языку путем применения электронных учебных изданий.

Электронное учебное издание (ЭУИ) - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации, систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, способствующий творческому и активному овладению обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области [4].

Электронный учебник не должен быть электронной версией печатного издания, при создании ЭУИ следует максимально использовать возможности современных информационных технологий, только в этом случае оно может стать необходимым дополнением базового печатного учебного пособия, его продолжением, поскольку обладает рядом отличительных особенностей:

- индуктивный подход;

- мультимедийное сопровождение;

- интерактивность

- возможности для самостоятельной  работы;

- быстрое и эффективное  осуществление контроля.

-дифференцированный подход;

Индуктивный подход представляет собой методику обучения, при которой новый языковой материал представляется обучающимся в реальном языковом контексте. В этом случае, «задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить студентов контекстом на определенное правило; студенты же, в свою очередь, должны обучаться этому правилу непосредственно на практике» [5, c.110].  Практика применения индуктивного подхода при обучении иностранному языку показывает его эффективность, поскольку изучение и отработка языкового материала в актуальном контексте облегчает его понимание, воздействует на слуховую и эмоциональную память, что способствует активному запоминанию изучаемого материала. Если реалии изменились и контекст, на базе которого в ЭУИ вводится тот или иной языковой материал, потерял актуальность, то несложно изменить его, тогда как для печатного пособия в этом случае требуется переиздание, что, очевидно, является значительно более долгим процессом.

Включение в структуру электронного пособия элементов мультимедийного сопровождения (текста, звука, графики, анимации и видео) позволяет осуществить одновременную передачу различных видов предоставления информации. Кроме того, современные технологии облегчают задачу преподавателя и экономят учебное время, поскольку мультимедийные элементы могут быть вставлены непосредственно в текстовый файл или присоединены к нему в виде гиперссылок. Таким образом, на занятии преподаватель не отвлекается на поиск нужного аудио или видео файла, презентации. При наличии современного программного обеспечения, нажав на соответствующую ссылку в электронном учебном пособии, он моментально запускает воспроизведение. Мультимедийные технологии позволяют сделать занятие более динамичным, так как постоянная смена вида деятельности способствует поддержанию интереса обучающихся, повышению мотивации, всестороннему развитию навыков устной и письменной речи (аудирования, говорения, чтения и письма).

Благодаря высокой степени интерактивности, использование ЭУИ содействует активному участию обучающихся в учебном процессе, выявлению и развитию их творческих способностей, формированию потребностей в приобретении знаний в процессе изучения учебного материала. Интерактивность в обучении - «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» [2, с. 102]. С помощью компьютера, проектора, интерактивной доски преподаватель может более эффективно организовать дискуссию, круглый стол, мозговой штурм, анализ ситуации, ролевые игры: качественно представить проблемную ситуацию, легко направлять и контролировать ход дискуссии, своевременно отражать на экране/мониторе предложения участников, эффективно подвести итоги обсуждения. Работа с интернет-ресурсами также дает возможность организовать общение с носителями языка, находящимися в другом месте (видеоконференции, телемосты).

Применение ЭУИ ориентировано на целенаправленное формирование системы знаний, развитие аналитического, логического мышления, а не на форсированное прохождение учебного материала. Важно обеспечить обучающимся возможность организации самостоятельной работы, в целях повышения эффективности которой необходимо предоставить им учебные комплексы, разработать систему упражнений для отработки изучаемого материала, а также проведения самоконтроля усвоения знаний с помощью интерактивных компьютерных программ. Преподаватель в процессе такой работы выступает как руководитель и консультант.

Поскольку электронный учебник представляет собой законченный учебно-методический комплекс, он зачастую содержит компьютерные тесты, позволяющие быстро и эффективно провести промежуточный и итоговый контроль усвоения учебного материала. Необходимым требованием при использовании подобных тестов служит техническая обеспеченность учебного процесса, достаточное количество компьютеров, оснащенных соответствующими программами. Результаты тестирования выводятся на монитор сразу после выполнения заданий, что позволяет незамедлительно оценить, насколько усвоена тема и какой материал требует дальнейшей отработки. Для осуществления самоконтроля в процессе обучения тесты могут выполняться в обучающем режиме, когда верный ответ выводится на экран после каждого невыполненного задания.

Зачастую учебные группы состоят из обучающихся с различным исходным уровнем знаний. Электронные учебные пособия, в отличие от печатных учебников, ориентированных на среднестатистического студента, позволяют легко их адаптировать к потребностям, различному уровню подготовки обучающихся благодаря интегрированным вспомогательным средствам (глоссариям, грамматическим справочникам, схемам). Также ЭУИ дают возможность воспроизводить аудиотексты, видеозаписи с различной скоростью и многократно, то есть адаптировать тексты для различных уровней владения языком. Гипертекстовая структура электронного учебного издания позволяет моментально перейти в справочный раздел или вернуться к ранее изученному материалу, причем объем электронного учебника неограничен и может включать большое количество различного дополнительного материала и заданий.

Следует, однако, заметить, что применение ЭУИ возможно при наличии единой компьютерной среды на практических занятиях, в аудиториях для самостоятельной работы и дома у обучающихся. В противном случае, эффективность обучения значительно снижается.

Таким образом, полезность и эффективность электронных учебных изданий очевидна, поскольку они не только делают процесс обучения более интересным, повышают мотивацию обучения, но и призваны максимально облегчить понимание и активное усвоение наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения [1]. Стремительное развитие информационных технологий, оснащение учебных заведений мультимедийной аппаратурой, компьютерами, интерактивными досками предоставляет уникальные возможности создания и применения качественных электронных учебных пособий, учебников, располагающих всеми необходимыми ресурсами для организации процесса обучения иностранному языку в высшей школе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта нового поколения и формирования готовности обучающихся к качественному применению иностранного языка в профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М: Изд-во МЭИ, 2003.
  2. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – М.: Изд-во «Профит Стайл», 2007. – 224 с.
  3. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. — М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. — 472 c.
  4. Приложение N 1 к Приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19 июня 1998 г. N 1646: Положение о федеральном экспертном совете по учебным электронным изданиям министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
  5. Rivers, Wilga M., Temperley, Mary S. A Practical Guide to the Teaching of English as a Second or Foreign Language. - Oxford University Press, 1978.

 


Информация о работе Методические основы использования электронных учебных изданий при обучении иностранному языку в высшей школе