Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:07, курсовая работа
С одной стороны, в настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранному языку: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. С другой стороны, ученикам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, и возникают большие затруднения при ее изучении.
Цель исследования - практически обосновать зависимость грамотной устной речи от сформированности грамматических навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы обучения устной речи на уроках англий-ского языка………………………………………………………………………………6
1.1.Сущность процесса обучения устно-речевым навыкам на уроках английского языка………………………………………………………………………..6
1.2.Психологические основы формирования речевых лексических навыков говоре-ния…………………………………………………………………………13
Глава 2. Особенности формирования грамматических навыков и умений у учащихся средних клас-сов……………………………………………………...18
2.1. Принципы формирования устно-речевых навы-ков………………………18
2.2. Анализ опыта по использованию упражнений на формирование грамматических навыков на уроках английского языка………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список литерату-ры………………………………………………………………36
Комбинаторно-рецептивные упражнения состояли в непосредственном (без анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.
Продуктивные упражнения состояли в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.
При обучении, прежде всего, весьма динамично соотношение удельного веса тренировки и речевой практики. На среднем этапе обучения речевая практика начинает доминировать, вот почему много внимания уделяется развитию речевых и грамматических навыков, а также навыков аудирования.
Следует заметить, что деление упражнений на языковые и речевые является условным и ценным лишь в чисто методическом плане. Одни и те же упражнения могут выступать то как языковые, то как речевые, в зависимости от этапа обучения.
Теперь приведем все упражнения в систему уроков, которая будет способствовать эффективному развитию грамотной устной речи.
При обучении нового раздела (Module 5) вводилась и отрабатывалась новая грамматическая тема “Present Simple Tense”.
В начале урока “Amazing creatures” была дана необходимая лексика для усвоения грамматического материала, затем последовало объяснение темы Present Simple Tense в утвердительных предложениях и правила правописания глаголов в 3 лице ед. числа.
После этого были даны упражнения на закрепление нового материала.
Особенности произношения окончания -s отрабатывались с помощью упражнения, к которому прилагался аудиоматериал (track 29):
Listen and tick ( ):
/s/ |
/z/ |
/iz/ |
/s/ |
/z/ |
/iz/ | ||
lives |
writes |
||||||
walks |
teaches |
||||||
goes |
relaxes |
На дом были заданы правила и упражнения (1,2) из рабочей тетради на закрепление и повторение грамматического материала и лексики, т.к. для развития грамотной устной речи необходимо не только знание грамматики, но и лексики.
Нужно отметить, что при проведении урока использовалось мультимедиа сопровождение, что стимулировало работу учащихся и способствовало лучшему усвоению материала.
Следующий урок «At the Zoo » начался с проверки домашнего задания, в ходе которого были выявлены ученики, которые справились с заданиями не допустив ни одной ошибки, и те, кто допустили ошибки. Домашняя работа проверялась с комментариями и объяснением.
Цель урока – расширение лексического запаса, развитие грамматических навыков, а также навыков аудирования, говорения и произношения.
Вводилась новая лексика по новой теме, были задания на аудирование, закреплялась тема Present Simple Tense в утвердительных предложениях.
На закрепление грамматического материала, было дано упражнение, где ученики должны были записать и прокомментировать свой ответ: (Workbook p.41, Ex. 3): Put the verbs in brackets into the correct present simple form.
Задание на дом: выучить наизусть диалог и правила правописания -s,
-es, -ies на конце глагола в 3 л. ед.ч..
На следующий урок была продолжена предыдущая тема, но большой акцент делался на грамматику. Было продолжено объяснение темы Present Simple Tense в вопросительных и предложениях с отрицанием.
Но прежде чем продолжить объяснение темы, был проверен диалог, заданный на дом, тем самым проверили уровень развития речевых умений.
На слайдах было объяснено правило, которое разбиралось, используя метод «Мозгового штурма».
Вопросы (Interrogative)
Do I/you/they/we like tiger? |
Does hе/she/it like tiger? |
Отрицание (Negative)
do not = don’t |
I/you/they/we = don’t |
I don’t go to school |
does not = doesn’t |
Не/she/it = doesn’t (3 лицо ед. число) |
She doesn’t go to school |
Короткие ответы (Short answer)
Do I/you/they/we like tiger? | ||
Does hе/she/it like tiger? | ||
Yes No |
I/you/we/they |
do don’t |
Yes No |
he/she/it |
does doesn’t |
Закреплялось объясненное правило через ряд упражнений, которые, согласно методике, постепенно усложнялись от подстановочных до продуктивных.
p. 69, Ex. 7 a) Fill in do, does, don’t or doesn’t.
A: ………. you like peacocks?
B: Yes, I ………. .
A: ……….. your friend eat fruits?
B: No, she …………….. .
A: ………… they live in Brazil?
B: No, they ………… .
A: ……….. Bob sleep a lot?
B: Yes, he ………… .
После разбора и проверки упражнения, задание усложнялось.
p. 69, Ex.7 b) Ask and answer.
После того, как было проверено и это упражнение, последовала командная игра, которая способствовала активизации лексики и закреплению грамматики, а также развитию мышления и сотрудничеству. Был дан образец.
Game: Play in teams. Think of an animal. The teams ask five questions each to find which animals it is.
Team A S1: Has it got wings? / Can it (run)? Is it (big)?
Leader: No, it hasn’t. / Yes, it can. / No, it isn’t.
На основе этого упражнения был виден уровень развития речевых навыков учащихся, их умение грамотно задавать вопросы и отвечать на них. Также были выявлены более слабые ученики, на которых стоило обратить внимание. Таким образом, был осуществлен контроль навыков говорения.
Домашнее задание было творческим (p. 69, Ex. 10 Portfolio: Write a paragraph about a wild animal. Write: its name; what it looks like; colour. Find a picture for your project), так как одна из целей урока была: развитие кругозора и познавательного интереса к языку и окружающему миру.
Следующий урок «My pet», как и предыдущие, был построен согласно основным этапам урока, причем основной вид деятельности был направлен на аудирование, работу с текстом, введение новой лексики. Так посредством аудиоматериала, мультимедиа развивались речевые навыки.
На закрепление и отработку грамматического материала учениками было выполнено имитационное упражнение, которое позволило сделать вывод, как ученики видят формы глагола и могут их вычленить из текста.
p.70, Ex. 3. Underline all the present simple verb forms. Explain their meaning.
“Hi guys! I’ve got a dog. His name is Nelson and he’s 3 years old. He is very big with golden fur. I take him for walks in the part every day. Does anyone else like dogs?”
В качестве домашнего задания предлагалась введенная лексика и повторение правил правописания, а также подготовка к проверочной работе по изученной грамматической теме “Present Simple Tense”.
Следующий урок
начинался с организационно-
Проверочная работа содержала ряд заданий, направленных на выявление уровня усвоения пройденного материала.
В начале следующего урока «Culture Corner. Furry Friends» c учениками была проведена работа над ошибками, в ходе которой индивидуально была рассмотрена каждая ошибка, повторялся и закреплялся изученный грамматический материал. Также в ходе урока были даны задания на развитие навыков аудирования, чтения и говорения (p. 71, Ex. 1,2).
На дом были заданы упражнения 1, 2, 3 из рабочей тетради (Workbook) на повторение и отработку грамматики:
Прежде, чем рассмотреть новую тему «A visit to the vet», была проверена домашняя работа. Затем были задания, направленные на активизацию лексики, развития фонетических навыков и навыков аудирования, разбирался диалог, отрабатывались выражения, используемые в нем, также была осуществлена работа на развитие речевых умений на основе диалога:
Ex. 4 p. 72. Answer the questions.
Домашняя работа заключалась в выполнении упражнений 4, 5 из рабочей тетради (Workbook) на странице 45, которые были направлены на развитие грамматических навыков и устной речи.
На последнем уроке (Extensive Reading. Across the curriculum: Science), перед контрольной работой, была введена и отработана новая лексика. Также была проведена работа с текстом – ученики слушали, читали, переводили текст и отвечали на поставленные вопросы. Работа над развитием речи велась через обсуждение текста. В качестве динамической паузы была использована песня, предлагаемая в учебнике.
Была осуществлена подготовка к контрольной работе, в ходе которой рассматривались подобные упражнения и повторялись необходимые правила.
Ex. 7 p. 46 (Workbook): Fill in do, does, have, has, can, is, are and answer the questions.
…………………
…………………
………………….
………………….
…………………..
…………………..
На следующем уроке была проведена контрольная работа (Progress Check 5), предлагаемая в учебнике на странице 74.
Таким образом, применяя все виды грамматических упражнений, выстроенных в порядке «от простого – к сложному», от элементарно-рецептивных – до продуктивных, мы способствовали тому, чтобы учащийся хорошо уяснил особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим связано многократное предъявление речевого образца и разнообразие типов и видов упражнений, которые также способствовали развитию грамотной устной речи.
Заключение
Грамматика является основой языкового развития. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом.