Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:50, курсовая работа
Предметом данного исследования является отражение речи мужчины и женщины в художественном тексте.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей речевого поведения персонажей романа Филиппа Рота «Обман».
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:
обобщить результаты достижений гендерной лингвистики (в ракурсе вышеназванной проблемы);
проследить то, как отображается в языке принадлежность к разным полам, обращая внимание на лексику, синтаксис, интонационное направление высказывания и т.п.;
Введение........................................................................................................2
Раздел 1. Гендерные стереотипы и их отражение в художественном тексте............................................................................................................7
1.1. Понятия «гендер» и «стереотип»..........................................................7
1.2. Отражение гендерных стереотипов в романе Ф. Рота «Обман»....................................................................................................13
Раздел 2. Гендерная специфика устной речи.............................................22
2.1. Мужской и женский стили общения....................................................22
2.2. Интонационный рисунок. Тон высказывания......................................26
Раздел 3. Отражение гендерных особенностей речи персонажей в художественном тексте (на материале романа Филиппа Рота «Обман»)...................................................................................................44
3.1. Речевая характеристика персонажей в художественном произведении...................................................................................................44
3.2. Грамматические особенности речи персонажей: гендерный аспект..50
3.3. Лексические особенности речи мужчин и женщин и их отражение в художественном произведении.................................................................53
Заключение....................................................................................................64
Список использованной литературы..........................................................
Содержание
Введение......................
Раздел 1. Гендерные стереотипы и их
отражение в художественном тексте........................
1.1. Понятия «гендер» и
«стереотип»...................
1.2. Отражение гендерных стереотипов
в романе Ф. Рота «Обман».......................
Раздел
2. Гендерная специфика устной
речи..........................
2.1. Мужской и женский стили общения.......................
2.2. Интонационный рисунок. Тон
высказывания..................
Раздел
3. Отражение гендерных особенностей
речи персонажей в художественном тексте
(на материале романа Филиппа Рота «Обман»)......................
3.1. Речевая характеристика персонажей
в художественном произведении..................
3.2. Грамматические особенности речи персонажей: гендерный аспект..50
3.3. Лексические особенности речи
мужчин и женщин и их отражение в художественном
произведении..................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Приложение....................
Введение
В настоящее время все большее внимание зарубежных и отечественных исследователей привлекают гендерные аспекты социально-политических и гуманитарных наук. Проведение гендерных исследований предполагает решение малоизученных проблем, существенно изменяет подход к их постижению. В последнее время понятие «гендер» становится все более популярным и широко распространенным, что свидетельствует об актуализации проблем, связанных с распределением социальных ролей в обществе в соответствии с принадлежностью к определенному полу. Активные дискуссии на эту тему начались в социолингвистике только в середине 80-х годов, поэтому число исследований в этой сфере невелико. Еще меньше таких исследований в литературоведении. Среди наиболее влиятельных исследований можно назвать труды Д. Таннен, посвященные проблемам в общении между мужчиной и женщиной, Дж. Коатс, по-новому подошедшей к проблеме соотношения языка и пола, Е. Горошко о гендерной проблематике в языкознании, а также Д. Лакоффа, М. Томской, А. Кирилиной, Т. В. Гомон и др.
Гендерные исследования называют «философией полов», так как предполагается раскрытие механизмов взаимоотношений между полами и их взаимодействие.
Данная магистерская работа представляет собой исследование, находящееся на границе двух дисциплин: гендерной лингвистики - специального раздела языкознания, который рассматривает влияние гендерного фактора на речь, а также литературоведения, где рассматриваются особенности художественного дискурса.
Первыми гендерными исследованиями в лингвистике начали заниматься американские и немецкие ученые, среди которых было немало женщин-феминисток. Особо можно выделить работы таких представителей зарубежной гендерной лингвистики, как О. Есперсен, У. Лабов, П. Траджилл, Р. Лакофф, Д. Спендер, Дж. Коатс, Д. Камерон, Д. Таннен, П. Смит, Б. Прайслер, М. Адлер, Дж. Холмс, Л. Иригарей, Э. Сиксу, С. Тремель-Плетц, Л. Пуш.
В начале 90-х годов двадцатого
века эта тема была подхвачена также
и представителями
Представленная магистерская работа решает вопрос о мере отражения в художественном дискурсе гендерной речевой и поведенческой специфики. Мужская и женская речь в тексте художественного произведения служит материалом для выявления соответствующей специфики.
Актуальность работы определяется важностью изучения гендерной специфики художественного текста, что позволяет определить как идейно-тематический ракурс произведения, так и степень его реалистичности.
Научная новизна магистерской работы состоит как в выборе современного художественного произведения в качестве материала исследования, так и в гендерном подходе к его изучению. Впервые на материале художественного текста определяются гендерно обусловленные речевые характеристики.
Объектом исследования данной магистерской работы является речевое поведение мужчин и женщин.
Предметом данного исследования является отражение речи мужчины и женщины в художественном тексте.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей речевого поведения персонажей романа Филиппа Рота «Обман».
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:
4) выявить
наличие гендерных стереотипов,
5) проанализировать
речевое поведение мужчины и
женщины в различных
Теоретическая значимость работы: осуществлен теоретический анализ отечественных и зарубежных лингвистических исследований по проблеме гендера, а также поставлена проблема отражения в художественном тексте гендерной специфики речи персонажей.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов при подготовке ряда спецкурсов по гендерологии, коммуникативистике и зарубежной литературе.
Методология исследования. Данная работа представляет собой лингвистическое исследование гендера как продукта культуры и социальных отношений, а также его отражения в художественной литературе, следовательно, методологической основой являются фундаментальные положения отечественных и зарубежных исследователей в областях лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, теории коммуникации и литературоведения.
В качестве методов исследования были использованы общефилософские методы анализа и синтеза, метод сплошной выборки при отборе практического материала, метод стилистического анализа, сравнительный метод. В качестве основного подхода к литературному произведению служит культуно–исторический, социологический и гендерный подход.
Материал исследования. Роман Филиппа Рота «Обман» выбран благодаря его диалогической форме: читатель не знает, произносит ли реплику мужской или женский персонаж, однако по ряду гендерных характеристик высказывания может легко догадаться. В романе описываются нелегкие отношения между мужчиной и женщиной, во многом являющиеся для писателя автобиографическими. Необычная диалогическая форма произведения позволяет очень правдоподобно передать ощущения, эмоции, переживания героев.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Во введении оговаривается актуальность и новизна проведенного исследования, его цель и задачи, основные методы, теоретическая и практическая ценность.
В первом разделе
даются определения таким понятиям,
как «гендер», «стереотип». Оговаривается
проблема отражения гендерных стереотипо
Второй раздел
рассматривает гендерную
В третьем разделе
выявляются типичные гендерные стратегии
и тактики речеповедения
Апробация результатов исследования. Основные положения данной дипломной нашли свое отражение в публикации в научном журнале «Культура народов Причерноморья», а также в докладах на студенческих научных конференциях Таврического Национального Университета в 2009-2010 гг.
Раздел 1. Гендерные стереотипы и их отражение в художественном тексте
Современная социальная наука различает понятия пол (sex) и гендер (gender). Пол детерминирован биологическими факторами, гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Другими словами, пол – это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины и женщины. Он употребляется только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Он относится к «нативистким» конструкциям, суммирующим биологические различия между мужчиной и женщиной.
Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например, испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно - ролевого поведения [3, 205].
Со временем стало ясно, что помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Поэтому пол человека из биологической характеристики трансформировался в характеристику социально-психологическую. Термин гендер (gender) был заимствован в западных междисциплинарных исследованиях из английского языка, где «гендер» означает грамматический род. Целью заимствования было отделение социального значения характеристик пола от его биологического определения. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. И с 1970-х годов это понятие стало использоваться для исследования социального неравенства по признаку пола.
Этот термин следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. Поэтому, гендер - это сложный социокультурный конструкт, а именно: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчинами и женщинами
Впервые термин "стереотип" (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») был введен в 1922 американским социологом У. Липпманом в работе "Общественное мнение" (1922) для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании, использование которого во многом "облегчает" людям восприятие новой информаци [4, 117].
Стереотип - это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы обработки информации, облегчающие ориентацию человека в мире. Признаки, содержащиеся в стереотипах, используются говорящими для оценки отнесенности предметов к тому или иному классу и приписывания им определенных характеристик.
У людей существуют разные представления по поводу разницы между мужчинами и женщинами, профессий и деятельности, которую могут выполнять оба пола, а также психологических черт мужчин и женщин. Сложились так называемые гендерные стереотипы. Под ними понимают сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины [3].
Гендернные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем им [1, 89].
Гендерные стереотипы являются частным случаем стереотипа и обнаруживают все его свойства. Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке. Гендерная стереотипизация фиксируется в языке, тесно связана с выражением оценки и влияет на формирование ожиданий от представителей того или другого пола определенного типа поведения.