Отражение гендерных особенностей речи персонажей в художественном тексте (на материале романа Филиппа Рота «Обман»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного исследования является отражение речи мужчины и женщины в художественном тексте.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей речевого поведения персонажей романа Филиппа Рота «Обман».
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:
обобщить результаты достижений гендерной лингвистики (в ракурсе вышеназванной проблемы);
проследить то, как отображается в языке принадлежность к разным полам, обращая внимание на лексику, синтаксис, интонационное направление высказывания и т.п.;

Содержание работы

Введение........................................................................................................2
Раздел 1. Гендерные стереотипы и их отражение в художественном тексте............................................................................................................7
1.1. Понятия «гендер» и «стереотип»..........................................................7
1.2. Отражение гендерных стереотипов в романе Ф. Рота «Обман»....................................................................................................13
Раздел 2. Гендерная специфика устной речи.............................................22
2.1. Мужской и женский стили общения....................................................22
2.2. Интонационный рисунок. Тон высказывания......................................26
Раздел 3. Отражение гендерных особенностей речи персонажей в художественном тексте (на материале романа Филиппа Рота «Обман»)...................................................................................................44
3.1. Речевая характеристика персонажей в художественном произведении...................................................................................................44
3.2. Грамматические особенности речи персонажей: гендерный аспект..50
3.3. Лексические особенности речи мужчин и женщин и их отражение в художественном произведении.................................................................53
Заключение....................................................................................................64
Список использованной литературы..........................................................

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: "… по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины" [3].

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:

Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. "Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален". "Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты" [4, 18]. В то же время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки.

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны [5, 309].

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.

Гендерные стереотипы приняты всеми членами общества, потому что, несмотря на то, что на уровне сознания мы от них отказываемся, мы по прежнему поступаем в соответствии с ними и видим, как другие люди делают тоже самое в повседневной жизни, в которой мужчинам и женщинам отводятся неравные роли и статус. Точно также гендерные стереотипы тиражируются в средствах массовой информации, и ложные представления все же проникают в наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. В результате считается, что мужчины и женщины обладают стереотипными чертами [1, 73-74].

Особенность стереотипов  такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что  их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Говоря о стереотипах, можно провести аналогию с айсбергом, только небольшая часть которого находится на поверхности, что делает его крайне опасным и разрушительным. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно, на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах - гендерного равенства [6].

Итак,  можно  с уверенностью сказать, что гендерные  стереотипы плотно укоренились в  обществе. Сегодня мужчинам и женщинам независимо от их социального положения приписывают определенные нормы, согласно которым они должны себя вести. Образовались так называемые типичные  «мужские» и «женские» черты, которые имеют место в каждом конкретном случае.

Анализ основных концепций гендера как социо-культурного феномена показал, что различение понятий пол и гендер обозначило выход на новый передний план осмысления социальных процессов. Гендерные исследования носят междисциплинарный характер и ведутся на стыке общей гендерологии и многих других наук, в том числе и литературоведения, о чем свидетельствуют работы исследователей-гендерологов. Современная гендерная теория, учитывая существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между женщинами и мужчинами, утверждает, что не столь важен сам по себе факт этих различий, главное – их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение на основе этих различий системы межличностных отношений.

 

 

 

1.2. Отражение гендерных стереотипов в романе Ф. Рота «Обман»

Филип Милтон Рот - американский писатель,  удостоенный  многих премий, в том числе Национальной литературной премии (1960), премии Американского  института искусств и литературы (1969). С 1974 г. Рот — главный редактор серии «Роман из другой Европы» (издательство «Пингвин букс»), в рамках которой издаются переводные произведения современных писателей Восточной Европы.

В 1990-м появился роман, «Обман» («Deception»), которым Рот отыгрался  на своей бывшей жене, английской актрисе  Клэр Блум, после развода с которой он попал в больницу с диагнозом «нервное истощение». Он и не скрывал своего отношения к бывшей супруге, описывая жизнь некоего Филиппа с безвкусно одевающейся, избалованной актрисой средних лет, которую, между прочим, зовут Клэр. Надо сказать, книга настолько возмутила Блум, что она потребовала изменить имена главных героев романа. И для писателя этот факт стал маленькой победой [18] .

 «Обман»  - это роман в диалогах. Замужняя  женщина и женатый мужчина  разговаривают между собой в  перерывах между занятиями любовью. Диалоги живые и увлекательные. Молодые люди разговаривают обо всем: о работе, о семье, о детях, о религии. Главной идеей романа является идея обмана, ведь почти все диалоги героев ведутся сквозь призму обмана и лжи. Солгасно автору, обман сопровождает нашу жизнь всегда и везде. Следовательно, мужья изменяют женам, любовники изменяют друг другу, а в итоге каждый обманывает сам себя.

Ниже представлено стереотипное описание характерных  мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.

Характерные черты  мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей  внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.

Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности  и боится старости; проявляет привязанность  к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.

Существует много психологических  разработок, книг, которые, якобы, помогают женщинам понять, как расшифровать речь мужчин,  как правильно ее понимать, и как эффективно общаться с мужчинами. К таким работам относятся: «Язык и место Женщины» Робин Лакофф (1975), «Ты просто не понимаешь» Деборы Таннен (1990), и, наверное, наиболее известная «Мужчины – с Марса, а женщины – с Венеры» Джона Грея (1992) [8, 234].

Гендерная стереотипизация  фиксируется в языке, тесно связана  с выражением оценки и влияет на формирование ожиданий. В каждой культуре мужскому и женскому полу приписывается ряд обязательных норм и оценок, что отражается в языке в виде устойчивых словосочетаний. В языке фиксируются практически все гендерные стереотипы, ряд которых употребляется наиболее часто [4, 9].

Исследования  подтверждают, что мужчины имеют  более властный голос, они более  авторитетны, всегда говорят по теме, немного грубоваты, влиятельны, хвастливы, воинственны, чаще используют сленг  и слова-паразиты. У женщин, как  правило, предложения построены грамматически правильно и отчетливо; они говорят быстро, вежливо, мягко, эмоционально; говорят много и о всяких мелочах, любят посплетничать. Спендер суммировал выводы о влиянии гендера в общении: «Вкратце, женское общение похоже на милое общение о всяких мелочах, в то время как мужское – сухой и грубый разговор о чем-то важном» [9, 81].

Но несмотря на то, что условные стереотипы распространяются на всех людей, они не охватывают личностного  общения. Например, исследования показывают, что иногда женщины бывают настроены  враждебно  в конфликтных ситуациях, в то время как мужчины ведут себя мирно, или стараются вовсе избегать конфликтов. Так, следуя некоторым стереотипам, можно предположить поведение мужчин и женщин  при некоторых обстоятельствах (особенно когда люди не знакомы друг с другом) и увидеть, когда преобладают устоявшиеся нормы. Тем не менее, стереотипы являются важным моментом в исследовании влияния гендерных различий на речь, так как они показывают не только «как есть», но и «как должно быть», в соответствии с нормами общества [10, 382].

Таким образом, стереотипное поведение мужчин и  женщин объясняет все различия коммуникативного поведения. Психологические различия мужчин и женщин определяют тактику их общения: женщины, которые более лояльны и разговорчивы, в отличие от мужчин склонны использовать тактику коллективного общения, в то время как мужчины, будучи согласно стереотипам более сдержанны, склонны использовать тактику «конкурентного» общения.

Исследования показали, что уже с  детства мальчики и девочки склонны иметь существенные различия в стиле общения.  Мальц и Боркер пришли к следующим выводам: мальчики задают больше вопросов, рассказывают различные приключенческие истории, часто перебивают, иногда угрожают, похваляются, склонны иметь власть, господство надо остальными, и не хотят уступать. Девочки осознают и подтверждают то, что сказал собеседник, дают возможность высказаться другим, и чаще всего соглашаются с мнениями остальных [11, 134].

Психологические характеристики и отличительные черты, предписываемые каждому гендеру, находят свое отражение в речи персонажей художественного текста. Гендер отражается в языке сквозь номинативную систему, лексикон, синтаксис. Такой подход состоит в описании и объяснении того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола, какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее распространены, какие лингвистические механизмы лежат в основе этого процесса.

 Подтверждение предписываемым мужчинам и женщинам стереотипам можно найти в речи персонажей художественной литературы.

Рассмотрим каждый стереотип на примере художественного текста, а именно – на материале романа Филиппа Рота «Обман». 

К вопросам возраста мужчина относится спокойно, он не испытывает никакого страха перед старостью и смертью.

- The – Lovers – Dreaming – About – Runnung – Away - Together Questionnaire

- The Middle Aged –  Lovers – Dreaming – About – Runnung – Away - Together Questionnaire [12, 56].

Придумывая  обще название списку вопросов, которые любовники будут задавать друг другу, мужчина не учел их возраст, его это не волнует. В то время как женщина поправила: «Вопросник любовников среднего возраста».

Мужчина считает  себя экспертом в вопросах сексуальных  отоншений, для него это является крайне важным моментом жизни.

- What was driving me nuts?

- Well, all these sexual matters. You said you didn`t think you were very keen on just a romatic friendship. How could that be possible?[12, 45]

Для мужчины невозможна любовь без сексуальных отношений.

Для женщины, как правило, главным страхом является невозможность  сохранить молодость. Известно, что женщины боятся старости и стараются как можно надольше отложить ее приход. Героиня романа «Обман» не исключение. Она подсознательно боится, что, состарившись, она уже не будет выглядеть так же отлично и перестанет быть привлекательной для противоположного пола.

- You must never get older. Do you think the same about me? Do you think about this at all?[12, 78]

Женщина не может не обращать внимания на возраст, и, делая акцент на своем, возможно, уже немолодом возрасте, старается добиться подтверждения ее неповторимости, пусть даже в таком возрасте.

- The – Lovers – Dreaming – About – Runnung – Away - Together Questionnaire

- The Middle Aged – Lovers – Dreaming – About – Runnung – Away - Together Questionnaire

- You are not middle – aged.

- I certainly am.

- You seem young to me [12, 6].

Героиня книги чутко реагирует на любое замечание по поводу своей внешности. Ее интересует каждая деталь, изменившаяся в ней.

- You look a bit different. What`s been happening to you?

- What makes me look so different? Am I taller, fatter, wider?

- No, it`s very subtle [12, 53].

Женщина всегда очень обеспокоена  своей внешностью. Ей всегда необходимо выглядеть неотразимо, и она часто спрашивает окружающих, что они думают о ее внешности.

  • You look lovely. That`s a nice outfit.
  • You never noticed. It`s terribly smart [12, 18].

Задавая вопрос о том, как она выглядит, женщина, желая услышать комплимент в свой адрес, говорит об обратном.

- Do I look horrible?[12, 97].

Вряд ли мужчина  ответит: «Да, ты выглядишь ужасно». Женщина это знает, но все же задает этот вопрос, чтобы еще раз удостовериться в своей красоте.

В вопросах сексуальных  отношений для женщин огромную роль играет эмоциональность, то, что она чувстует по отношению к партнеру.

- I`m kind of grieving today over the fact that we don`t have any kind of sexual life. I mean, whatever sexual life we have is not what I want [12, 71].

Информация о работе Отражение гендерных особенностей речи персонажей в художественном тексте (на материале романа Филиппа Рота «Обман»)