Отражение гендерных особенностей речи персонажей в художественном тексте (на материале романа Филиппа Рота «Обман»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного исследования является отражение речи мужчины и женщины в художественном тексте.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей речевого поведения персонажей романа Филиппа Рота «Обман».
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:
обобщить результаты достижений гендерной лингвистики (в ракурсе вышеназванной проблемы);
проследить то, как отображается в языке принадлежность к разным полам, обращая внимание на лексику, синтаксис, интонационное направление высказывания и т.п.;

Содержание работы

Введение........................................................................................................2
Раздел 1. Гендерные стереотипы и их отражение в художественном тексте............................................................................................................7
1.1. Понятия «гендер» и «стереотип»..........................................................7
1.2. Отражение гендерных стереотипов в романе Ф. Рота «Обман»....................................................................................................13
Раздел 2. Гендерная специфика устной речи.............................................22
2.1. Мужской и женский стили общения....................................................22
2.2. Интонационный рисунок. Тон высказывания......................................26
Раздел 3. Отражение гендерных особенностей речи персонажей в художественном тексте (на материале романа Филиппа Рота «Обман»)...................................................................................................44
3.1. Речевая характеристика персонажей в художественном произведении...................................................................................................44
3.2. Грамматические особенности речи персонажей: гендерный аспект..50
3.3. Лексические особенности речи мужчин и женщин и их отражение в художественном произведении.................................................................53
Заключение....................................................................................................64
Список использованной литературы..........................................................

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Если нет  серьезных, глубоких чувств, то женщина  относится к сексу как к неизбежности. Этот очень тонкий и едва уловимый момент может быть причиной больших эмоциональных проблем женщины.

  • My husband is very keen on sex, but from my point of view, the way it`s all worked out, there`s nothing in it [12, 8].

Причина в том, что героиня уже не любит своего мужа, поэтому он стал ей неинтересен абсолютно во всех отношениях.

- I don`t want ot make love to anybody. At all. I don`t know the answer to this. I don`t think there`s anything wrong with me sexually in general. But there certainly is at the moment. It really hurts [12, 68].

Вот так, разочаровавшись  в одном мужчине, девушке тяжело поверить другим. Испытав непонимание и недоверие один раз, на второй решиться будет уже сложнее.

Для женщины одной из главных вещей в жизни является любовь, к которой она так решительно стремится.

- I started to hate money. Anything I dream about was love. I think I will go to the Sigmund Freud doctor [12, 49].

Отсутствие любви и  счастливого брака может привести к тяжелому психологическому состоянию.

Как правило, женщина высокого о себе мнения, и порой на заданные ей некорректные вопросы ответа не последует:

- You can`t ask this of a nicely brought`up English female [12, 109].

Другой отличительной  особенностью женщины является крайняя  обеспокоенность своей семьей, детьми, мужем. Для женщины жизненно необходимо в какой-то период жизни создать семью. Если создание счастливой семьи, брака, основанного на любви по каким-либо причинам не осуществилось, женщина переносит огромные страдания, ведь это ее природный инстинкт.

- Do you in any way, in any corner of your heart, still harbour the illusion that marriage is a love affair?[12, 110].

Родить и воспитать  ребенка – обязательная миссия каждой женщины на Земле. Поэтому, выбирая  жизненного партнера, женщина должна убедиться, что он тоже этого хочет.

- How many children do you want to interfere with your life?[12, 72].

Женщина  - ответственная  мать, которая защищает своих детей  и делает все ради их блага.

  • Then my daughter, since she`s been ill, has taken to waking me up at any time, three, four, five. What`s tiring is I`m responsible to all my responsibilities. I need a holiday. And I don`t think we can continue to have a sexual relationship. The day`s too short [12, 58].

Несмотря на проблемы с мужем, героиня полностью осознает ответственность за свою семью. Более того, в том, чтобы пожертвовать своими интересами, устоями ради ребенка, для нее нет ничего необычного.

  • I just went to these doctors and said, what would you do if there was something seriously wrong with the baby [12, 137].

Женщина более  самокритична, чем мужчина и ей гораздо легче признать свою вину, сказать себе, что то, что случилось  – именно ее вина.

- I think I `ve behaved very stupidly with my husband, but maybe it`s because I don`t know what I`ve done wrong [12, 46].

Слабому полу часто требуется сочувствие и моральная поддержка. Женщина чаще мужчины говорит о своих неудачах. Она склонна к тому, чтобы быть зависимой, особенно от мужчины. Поэтому минимальная поддержка, пусть даже недолгий разговор о ее проблемах способен повысить настроение и придать душевных сил.

- How are you?

- Oh, busy and tired, as usual [12, 93].

На самом  деле женщине не так трудно справляться  со всеми своими делами, как ей так  кажется. Дело в том, что ей постоянно нужно, чтобы ее кто-нибудь пожалел и посочувствовал.

Как известно, женщина  по своей натуре очень эмоциональна.

- You are trembling. Are you ill?

- No, I`m excited [12, 6].

У мужчины такого рода заявления  вызывают недоумение. Ведь ему не свойственно  настолько откровенно проявлять свои чувства.

Женщине жизненно необходимо внимание, причем внимание не только со стороны мужчины, а и со стороны  друзей, детей, родителей и так  далее. Женщина всегда сопоставляет факты и анализирует поведение  людей по отношению к ней.

- Close your eyes. Let`s see how much attention you`ve been paying. Describe me [12, 88].

Героиня очень сентиментальна. Романтика, цветы – все это составляющие женской натуры.

- It`s very cozy with you on a snowy day. Lying just like this and all the snow going round the trees – quite wonderful [12, 79].

Женщина самокритична. Когда  она поняла, в чем была не права, для нее не составит большого труда  в этом признаться.

- Working in the American Library wasn`t a very clever thing to do.

- I was a stupid little girl and I behaved totally wrong with my husband [12, 77].

В большинстве случаев  женщина готова винить в случившемся  прежде всего себя.

- It was absolutely silly because he was an easy-going Еnglishman, who all he likes was the football and cricket. I can`t blame him. I can only blame myself [12, 15].

Героиня, будучи в затруднительном жизненном  положении нашла в себе мужество признать самой себе, что именно она виновата в случившемся, а  не кто-нибудь другой.

Исходя из приведенных  примеров можно с уверенностью сказать, что абсолютно все черты и  психологические характеристики, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими получили свое отражение в романе Ф. Рота «Обман», а именно – в речи мужского и женского персонажей. Будь то властность, самоуверенность, оптимизм в речи мужчины, или сентиментальность, отзывчивость, порядочность в речи женщины – все это можно проследить на материале примеров из текста. Однако стоит отметить, что примеров отражения психологических характеристик в речи женщины больше, чем в речи мужчин. Это говорит об их прежде всего немногословности и нежелании выносить на всеобщее обозрение какие-то интересующие их вопросы или проблемы. Речь женщины яркая, насыщенная, сложная, в то время как речь мужчины четкая и простая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Гендерная специфика устной речи.

2.1. Мужской и женский стили общения

Манере общения  мужчин и женщин придавали большое  значение еще в Древней Греции. Отдельные представители мужского пола могут демонстрировать свой взгляд на жизнь и стиль поведения  в диапазоне от жесточайшей конкуренции до нежной заботы. То же самое верно и для женщин [14, 88].

Свойственный  мужчинам стиль общения подкрепляет  их авторитет в обществе. Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жесткого распределения  ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины - к демократичности.

Мужское общение  характеризуется большей эмоциональной  сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия. Женщины предпочитают менее прямые способы воздействия  на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми, они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны [26, 74].

По традиции принято определять мужской стиль  общения как стремление к независимости, а женский - к созависимости. Было также отмечено, что мужчины склонны скорее прийти на помощь женщине, тогда как женщины помогают человеку безотносительно его пола [23, 89].

Как и стили  общения, гендерные различия зависят  от социального контекста. В провоцирующих  обстоятельствах гендерные различия сходят на нет.

Женщины свободнее  выражают свои эмоции и чувства, в  том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим  диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком. Женский стиль общения связан с такими межличностными отношениями, для которых характерны подчиненные либо социально желательные стратегии поведения, демонстрируя которые женщина опирается в большей степени на интуицию. Более или менее признанные различия мужского и женского делового стиля, по мнению ученых Харьковского центра гендерных исследований Аллы Кирилиной, Марии Томской, выражается в следующем [23, 256-257]:

1. Для мужчин  характерен так называемый технократический  стиль, для женщин - эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям. С другой стороны, женщины (праводоминантные личности) легче видят все поле проблем и параллельно отдельные моменты; мужчины (леводоминантные) предпочитают рассматривать ситуации последовательно.

2. У мужчин  рациональность и простота - главные  критерии правильности решения,  у женщин - позитивные человеческие  последствия. 

3. Мужчины постоянно  стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам.

4.  Женщина  в процессе общения следит  преимущественно за манерой, тоном,  стилем общения, поскольку общение  для нее – способ установления и поддержания отношений с человеком, она обращает внимание на то, хочет ли собеседник установления близких отношений или пытается отдалиться от нее; мужчина же в разговоре подсознательно следит прежде всего за соблюдением статуса – сохраняется ли его высокий статус или собеседник пытается поставить его статус и компетентность под сомнение.

5. Мужчина склонен  при обсуждении какого-либо вопроса  давать готовые советы, не особенно  выслушивая собеседника и не  задавая ему дополнительных вопросов, уважая независимость собеседника; женщина, если хочет показать озабоченность проблемой подруги, начинает ее расспрашивать о подробностях, задает массу конкретизирующих вопросов, показывающих ее стремление разобраться, посочувствовать и помочь.

6. Женщины обычно  лучше мужчин умеют объяснять.  Мужчина хуже владеет навыками  связной речи, долго говорить  связно ему трудно. Он склонен  к диалогизму в общении, не  склонен произносить длинных  связных речей.

7. Женщина  - активный, заинтересованный слушатель (поэтому так приятно лекторам выступать в женской аудитории), мужчина же более сдержан, если не сказать, пассивен, когда слушает, стараясь критически относиться к тому, что слышит, сохраняя свое чувство компетентности и свой высокий статус знатока.

8.  Мужчина размышляет молча, он старается выдать в словесной форме уже готовый результат мышления; а у женщины есть привычка «думать вслух», то есть немедленно вербализовывать свои мысли, часто без цели побудить партнера к действию, или принятию какой-либо точки зрения.

9. Женщина произносит  больше восклицательных предложений,  чем мужчина.

10. Типичной  особенностью женского общения  является привычка начинать разговор  с подробностей, а не с главного (это часто ведет к тому, что  мужчина сразу теряет интерес  к разговору)

11. Женщины лучше  мужчин понимают подтекст, скрытый  смысл высказываний, поскольку они  лучше мужчин различают интонации  (звуковысотный слух у женщин  гораздо совершеннее, чем у  мужчин); мужчины  не любят,  когда с ними разговаривают намеками.

12. Женщина склонна чаще, чем мужчина, комментировать слова тех людей, мнение которых она пересказывает.

13. Женщины более  вежливы, чаще извиняются перед  собеседником, не склонны выдвигать  требований в открытую, чаще просят  или предлагают. Коммуникативная  цель женщины – установить и поддержать отношения, поэтому она склонна к компромиссам, ищет согласия, примирения. Для мужчины согласиться или извиниться – значит признать свою слабость и т.д. Особенно неохотно они извиняются перед женщинами.

14. Слабость  многих женщин - посудачить о доме, обновах, а то и пересуды. Мужчины больше говорят о работе, политике и спорте. Мужчины больше любят говорить о своих успехах, а женщины - о своих неудачах.

Поведение и общение мужчин и женщин в публичной и приватной жизни определяется нормами и стереотипами полового поведения. Многие мужчины полагают, что они правильно исполняют свою роль, когда ведут себя самовластно, напористо, невежливо. И женщины в условиях эмансипации начинают имитировать именно такое, авторитарное поведение мужчины. То есть, вместо освобождения от мужского шовинизма - юридического, социального и психологического, они попадают в принудительную зависимость имитирования чуждой им роли, то есть утрачивают внутреннюю независимость, стремясь к независимости внешней.

Проанализировав вышеперечисленные стратегии и  тактики речеповедения мужчины  и женщины, можно сделать вывод о том, что как мужчина так и женщина имеют свой собственный социологический и психологический образ, которого они в большинстве случаев придерживаются в процессе общения. Этот образ не является врожденным, а приобретается в зависимости от социальных условий и положения в обществе. Типичный образ мужчины или женщины достаточно легко выявить в художественном тексте (роман Ф. Рота «Обман»), так как автор нарочно опирается на гендерные особенности. В речи отображаются все типичные характеристики, позволяющие отнести высказывание к определенному гендеру. С помощью имеющихся выводов о стратегиях речеповедения мужчин и женщин можно провести анализ художественного текста и выделить гендерный подход, с помощью которого было написано художественное произведение.

 

 

2.2. Интонационный рисунок. Тон высказывания

Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка [24, 42].

На письме интонация передается с помощью вопросительных и восклицательных знаков, запятых и многоточий.

Информация о работе Отражение гендерных особенностей речи персонажей в художественном тексте (на материале романа Филиппа Рота «Обман»)