Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:50, курсовая работа
Предметом данного исследования является отражение речи мужчины и женщины в художественном тексте.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей речевого поведения персонажей романа Филиппа Рота «Обман».
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:
обобщить результаты достижений гендерной лингвистики (в ракурсе вышеназванной проблемы);
проследить то, как отображается в языке принадлежность к разным полам, обращая внимание на лексику, синтаксис, интонационное направление высказывания и т.п.;
Введение........................................................................................................2
Раздел 1. Гендерные стереотипы и их отражение в художественном тексте............................................................................................................7
1.1. Понятия «гендер» и «стереотип»..........................................................7
1.2. Отражение гендерных стереотипов в романе Ф. Рота «Обман»....................................................................................................13
Раздел 2. Гендерная специфика устной речи.............................................22
2.1. Мужской и женский стили общения....................................................22
2.2. Интонационный рисунок. Тон высказывания......................................26
Раздел 3. Отражение гендерных особенностей речи персонажей в художественном тексте (на материале романа Филиппа Рота «Обман»)...................................................................................................44
3.1. Речевая характеристика персонажей в художественном произведении...................................................................................................44
3.2. Грамматические особенности речи персонажей: гендерный аспект..50
3.3. Лексические особенности речи мужчин и женщин и их отражение в художественном произведении.................................................................53
Заключение....................................................................................................64
Список использованной литературы..........................................................
Если нет серьезных, глубоких чувств, то женщина относится к сексу как к неизбежности. Этот очень тонкий и едва уловимый момент может быть причиной больших эмоциональных проблем женщины.
Причина в том, что героиня уже не любит своего мужа, поэтому он стал ей неинтересен абсолютно во всех отношениях.
- I don`t want ot make love to anybody. At all. I don`t know the answer to this. I don`t think there`s anything wrong with me sexually in general. But there certainly is at the moment. It really hurts [12, 68].
Вот так, разочаровавшись в одном мужчине, девушке тяжело поверить другим. Испытав непонимание и недоверие один раз, на второй решиться будет уже сложнее.
Для женщины одной из главных вещей в жизни является любовь, к которой она так решительно стремится.
- I started to hate money. Anything I dream about was love. I think I will go to the Sigmund Freud doctor [12, 49].
Отсутствие любви и
счастливого брака может
Как правило, женщина высокого о себе мнения, и порой на заданные ей некорректные вопросы ответа не последует:
- You can`t ask this of a nicely brought`up English female [12, 109].
Другой отличительной особенностью женщины является крайняя обеспокоенность своей семьей, детьми, мужем. Для женщины жизненно необходимо в какой-то период жизни создать семью. Если создание счастливой семьи, брака, основанного на любви по каким-либо причинам не осуществилось, женщина переносит огромные страдания, ведь это ее природный инстинкт.
- Do you in any way, in any corner of your heart, still harbour the illusion that marriage is a love affair?[12, 110].
Родить и воспитать ребенка – обязательная миссия каждой женщины на Земле. Поэтому, выбирая жизненного партнера, женщина должна убедиться, что он тоже этого хочет.
- How many children do you want to interfere with your life?[12, 72].
Женщина - ответственная мать, которая защищает своих детей и делает все ради их блага.
Несмотря на проблемы с мужем, героиня полностью осознает ответственность за свою семью. Более того, в том, чтобы пожертвовать своими интересами, устоями ради ребенка, для нее нет ничего необычного.
Женщина более самокритична, чем мужчина и ей гораздо легче признать свою вину, сказать себе, что то, что случилось – именно ее вина.
- I think I `ve behaved very stupidly with my husband, but maybe it`s because I don`t know what I`ve done wrong [12, 46].
Слабому полу часто требуется сочувствие и моральная поддержка. Женщина чаще мужчины говорит о своих неудачах. Она склонна к тому, чтобы быть зависимой, особенно от мужчины. Поэтому минимальная поддержка, пусть даже недолгий разговор о ее проблемах способен повысить настроение и придать душевных сил.
- How are you?
- Oh, busy and tired, as usual [12, 93].
На самом деле женщине не так трудно справляться со всеми своими делами, как ей так кажется. Дело в том, что ей постоянно нужно, чтобы ее кто-нибудь пожалел и посочувствовал.
Как известно, женщина по своей натуре очень эмоциональна.
- You are trembling. Are you ill?
- No, I`m excited [12, 6].
У мужчины такого рода заявления вызывают недоумение. Ведь ему не свойственно настолько откровенно проявлять свои чувства.
Женщине жизненно необходимо внимание, причем внимание не только со стороны мужчины, а и со стороны друзей, детей, родителей и так далее. Женщина всегда сопоставляет факты и анализирует поведение людей по отношению к ней.
- Close your eyes. Let`s see how much attention you`ve been paying. Describe me [12, 88].
Героиня очень сентиментальна. Романтика, цветы – все это составляющие женской натуры.
- It`s very cozy with you on a snowy day. Lying just like this and all the snow going round the trees – quite wonderful [12, 79].
Женщина самокритична. Когда она поняла, в чем была не права, для нее не составит большого труда в этом признаться.
- Working in the American Library wasn`t a very clever thing to do.
- I was a stupid little girl and I behaved totally wrong with my husband [12, 77].
В большинстве случаев женщина готова винить в случившемся прежде всего себя.
- It was absolutely silly because he was an easy-going Еnglishman, who all he likes was the football and cricket. I can`t blame him. I can only blame myself [12, 15].
Героиня, будучи в затруднительном жизненном положении нашла в себе мужество признать самой себе, что именно она виновата в случившемся, а не кто-нибудь другой.
Исходя из приведенных примеров можно с уверенностью сказать, что абсолютно все черты и психологические характеристики, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими получили свое отражение в романе Ф. Рота «Обман», а именно – в речи мужского и женского персонажей. Будь то властность, самоуверенность, оптимизм в речи мужчины, или сентиментальность, отзывчивость, порядочность в речи женщины – все это можно проследить на материале примеров из текста. Однако стоит отметить, что примеров отражения психологических характеристик в речи женщины больше, чем в речи мужчин. Это говорит об их прежде всего немногословности и нежелании выносить на всеобщее обозрение какие-то интересующие их вопросы или проблемы. Речь женщины яркая, насыщенная, сложная, в то время как речь мужчины четкая и простая.
Раздел 2. Гендерная специфика устной речи.
2.1. Мужской и женский стили общения
Манере общения
мужчин и женщин придавали большое
значение еще в Древней Греции.
Отдельные представители
Свойственный
мужчинам стиль общения подкрепляет
их авторитет в обществе. Выступая
в качестве лидеров в ситуациях,
где нет жесткого распределения
ролей, мужчины склонны к авторитарнос
Мужское общение
характеризуется большей
По традиции принято определять мужской стиль общения как стремление к независимости, а женский - к созависимости. Было также отмечено, что мужчины склонны скорее прийти на помощь женщине, тогда как женщины помогают человеку безотносительно его пола [23, 89].
Как и стили общения, гендерные различия зависят от социального контекста. В провоцирующих обстоятельствах гендерные различия сходят на нет.
Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком. Женский стиль общения связан с такими межличностными отношениями, для которых характерны подчиненные либо социально желательные стратегии поведения, демонстрируя которые женщина опирается в большей степени на интуицию. Более или менее признанные различия мужского и женского делового стиля, по мнению ученых Харьковского центра гендерных исследований Аллы Кирилиной, Марии Томской, выражается в следующем [23, 256-257]:
1. Для мужчин
характерен так называемый
2. У мужчин
рациональность и простота - главные
критерии правильности решения,
3. Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам.
4. Женщина
в процессе общения следит
преимущественно за манерой,
5. Мужчина склонен
при обсуждении какого-либо
6. Женщины обычно лучше мужчин умеют объяснять. Мужчина хуже владеет навыками связной речи, долго говорить связно ему трудно. Он склонен к диалогизму в общении, не склонен произносить длинных связных речей.
7. Женщина - активный, заинтересованный слушатель (поэтому так приятно лекторам выступать в женской аудитории), мужчина же более сдержан, если не сказать, пассивен, когда слушает, стараясь критически относиться к тому, что слышит, сохраняя свое чувство компетентности и свой высокий статус знатока.
8. Мужчина размышляет молча, он старается выдать в словесной форме уже готовый результат мышления; а у женщины есть привычка «думать вслух», то есть немедленно вербализовывать свои мысли, часто без цели побудить партнера к действию, или принятию какой-либо точки зрения.
9. Женщина произносит
больше восклицательных
10. Типичной
особенностью женского общения
является привычка начинать
11. Женщины лучше
мужчин понимают подтекст, скрытый
смысл высказываний, поскольку они
лучше мужчин различают
12. Женщина склонна чаще, чем мужчина, комментировать слова тех людей, мнение которых она пересказывает.
13. Женщины более
вежливы, чаще извиняются
14. Слабость многих женщин - посудачить о доме, обновах, а то и пересуды. Мужчины больше говорят о работе, политике и спорте. Мужчины больше любят говорить о своих успехах, а женщины - о своих неудачах.
Поведение и общение мужчин и женщин в публичной и приватной жизни определяется нормами и стереотипами полового поведения. Многие мужчины полагают, что они правильно исполняют свою роль, когда ведут себя самовластно, напористо, невежливо. И женщины в условиях эмансипации начинают имитировать именно такое, авторитарное поведение мужчины. То есть, вместо освобождения от мужского шовинизма - юридического, социального и психологического, они попадают в принудительную зависимость имитирования чуждой им роли, то есть утрачивают внутреннюю независимость, стремясь к независимости внешней.
Проанализировав вышеперечисленные стратегии и тактики речеповедения мужчины и женщины, можно сделать вывод о том, что как мужчина так и женщина имеют свой собственный социологический и психологический образ, которого они в большинстве случаев придерживаются в процессе общения. Этот образ не является врожденным, а приобретается в зависимости от социальных условий и положения в обществе. Типичный образ мужчины или женщины достаточно легко выявить в художественном тексте (роман Ф. Рота «Обман»), так как автор нарочно опирается на гендерные особенности. В речи отображаются все типичные характеристики, позволяющие отнести высказывание к определенному гендеру. С помощью имеющихся выводов о стратегиях речеповедения мужчин и женщин можно провести анализ художественного текста и выделить гендерный подход, с помощью которого было написано художественное произведение.
2.2. Интонационный рисунок. Тон высказывания
Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка [24, 42].
На письме интонация передается с помощью вопросительных и восклицательных знаков, запятых и многоточий.