Проблема контроля знаний по английскому языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и методическое обеспечение использования тестовой методики в процессе контроля знаний по иностранному языку на начальном этапе общеобразовательной школы.
Объект исследования: контроль в преподавании иностранного языка на 1 ступени общего среднего образования.
Предмет исследования: тест как форма контроля знаний по иностранному языку.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
Теоретически обосновать понятие контроля в процессе обучении иностранным языкам.
Охарактеризовать функции и задачи контроля знаний по иностранному языку.
Определить основные виды и формы контроля знаний в процессе обучения иностранному языку.
Разработать комплекс тестовых заданий, направленных на контроль сформированности языковых навыков (на примере английского языка).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Контроль в обучении иностранным языкам 5
1.2 Функции и задачи контроля 7
1.3 Виды и формы контроля в процессе обучения иностранному языку 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Тесты контроля знаний и их характеристика 25
2.2 Примеры тестовых заданий по английскому языку для начальной школы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Помимо упомянутых характеристик, тесты могут выполнять и обучающие функции (в формулировку ряда тестов, заданий или таблиц вводится информация, напоминающая учащимся основные понятия пройденного курса).

Объектом тестирования в лингводидактических  тестах является коммуникативная компетенция - знания, навыки и умения тестируемых  в их речевых действиях, т.е. лингводидактические  тесты имеют вербальный характер (задания и ответ - вербальны).

Тестовая методика представляется эффективным средством интенсификации и рационализации как процесса обучения в целом, так и иностранному языку в частности, если тест составлен на основе методических рекомендаций. Именно в этом случае он служит основой для получения системы объективных показателей знаний, умений и навыков обучающихся необходимых для решения таких важнейших задач осуществления управления процессом обучения и контроля, как:

а) установление уровня сформированности способностей, знаний, умений и навыков;

б) выявление языковых трудностей;

в) осуществление начальной, текущей  и конечной диагностики уровней  усвоения и развития, т.е. учета успеваемости учащихся;

г) определение пути дальнейшей работы с обучающимися и т.д.

Проблема учёта успеваемости школьников и студентов в процессе обучения, а также контроля и оценки их знаний, умений и навыков может быть решена использованием тестовой методики контроля, что объясняется следующими особенностями тестов:

а) относительно более высокой степенью объективности при фиксации результатов, т.е. независимостью оценки от мнения лиц, проводивших тест;

б) возможностью количественно охарактеризовать объём усвоенных знаний;

в) удобством для работы с современными техническими средствами оперативной обратной связи, обеспечивающими как отсроченную, так и оперативную связь - от перфокарт до обучающих комплексов на базе компьютерных классов;

г) наличием особых критериев эффективности - коэффициентов сложности и надёжности, получаемых статистическими методами;

д) возможностью совершенствования  тестов на основе результатов экспериментальной  проверки;

е) лёгкостью проведения и подсчёта результатов тестирования;

ж) экономией во времени, затрачиваемого на выполнение теста и его проверку;

з) удобством для массовой проверки.

Тестовое задание включает в себя:

1) констатирующую часть,  описывающую ситуацию (может и отсутствовать), которая не требует от тестируемого каких-либо действий;

2) процедурную часть,  содержащую предложения обучаемому выполнить какие-либо конкретные действия - выбрать правильный элемент из предложенного набора, установить соответствия или правильную последовательность, назвать дату, записать название и т.д. Процедурная часть это такой вид информации, после получения которой от тестируемого требуется произвести активные действия, связанные не только с изучением и анализом материала, содержащегося в задании, но и составлением и вводом ответа;

3) элементы самого  выбора (соответствия, перестановки) [24, c.232].

Свой вклад в практику лингвистического тестирования продолжают вносить компьютерные технологии. Тесты являются наиболее удобным средством контроля, ориентированным на использование технических средств, в том числе компьютера.

Среди преимуществ компьютерного  тестирования, особенно актуальных в ситуации многократно возросших масштабов тестирования, отмечаются следующие:

- большая стандартизация условий  тестирования;

- уменьшение количества персонала,  обслуживающего проведение сеанса  тестирования;

- возможности применения локальных  компьютерных сетей и глобальной сети Интернет;

- увеличение скорости и точности  при подсчёте сырых баллов  и статистической обработке результатов  тестирования;

Тесты являются не только наиболее экономной  формой контроля, но и более объективным  показателем степени усвоения обучающимися языкового или речевого материала, чем данные проверки в традиционной форме. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание обучающихся, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий, задаёт направление мыслительной деятельности, приучает варьировать процесс переработки воспринимаемой информации. Тестирование приучает к культуре труда.

 

2.2 Примеры тестовых заданий по английскому языку для начальной школы

 

Данные тесты предназначены  для итогового контроля знаний в 4 классе по различным видам речевой  деятельности.

TEST IN READING FOR THE FOURTH FORM

Прочитайте текст, состоящий из 6 частей (A-F). Перед вами 5 вопросов (1-5) к разным частям текста. Установите в каких частях текста можно найти ответы на эти вопросы. Ответ на каждый вопрос можно найти только в одной части текста. Занесите свои ответы в таблицу, приведенную ниже, где под номером вопроса впишите соответствующую букву. В задании одна часть текста лишняя.

MR.RABBIT AND HIS FAMILY

A. Once upon a time there lived a family of rabbits. There were five of them: Mr.Rabbit, Mrs.Rabbit and little baby-rabbits. Their parents called them “bunnies” and they loved them very much.

B. Sweety was big and fat. He liked only sweets, chocolate, sugar and honey. He didn’t like vegetables and porridge. Their sister’s name was Fruity. As you can see by her name, she liked fruit very much.

C. Mr. and Mrs. Rabbit bought their children the food they liked.

D. One day Mrs. Rabbit went shopping and bought many apples, sweets, potatoes, oranges, cakes, a box of  chocolate, ice-cream, carrots and tomatoes for breakfast.

E. She gave sweets, cakes, ice-cream and a box of chocolate to Sweety and he was happy. She gave apples and oranges to Fruity.She gave potatoes and carrots to Potato.

F. But what about tomatoes? Whom did she give tomatoes to? What is a tomato? It is a fruit! So she gave tomatoes to Fruity.

Questions

  1. Was Sweety big and fat?
  2. Whom did Mrs. Rabbit give tomatoes to?
  3. How did the parents call their children?
  4. What did Mrs. Rabbit give to Sweety?
  5. What did Mrs. Rabbit buy one day?

 

TEST IN GRAMMAR FOR THE FOURTH FORM

Прочитайте письмо английского  мальчика Майка Робинсона, который  решил завести переписку с кем-нибудь в Австралии. В письме есть пропуски, обозначенные номерами А1-А10. Эти номера соответствуют заданиям А1-А10, в которых представлены возможные варианты ответов. Запишите номер выбранного вами варианта ответа. Например: А1-2.

Dear Pen Friend,

Hello! My name ( A1) Mike Robinson. I (A2) from Bodmin, it’s the town of Cornwall. It (A3) half an hour to get to the ocean from our place by car. We often (A4) there in the summer. I like swimming very much.

I like football, too. We (A5) football at school. It’s a pity the field is rather small. Bodmin is on the hills and it’s difficult to find a place for the field.

I have already (A6) to London. I have (A7) the Tower of London, St Paul’s Cathedral, Trafalgar Square and other interesting places. I have (A8) a lot about the history of London. Have you ever been to London?

My favourite food is fish. My father (A9) a job in the bank. He says that in Australia there are a lot of people from Cornwall. They (A10) to Australia ten years ago.

Write soon! Best wishes, Mike.

       

 

А1

am

is

are

А2

am

is

are

А3

take

takes

took

А4

go

goes

went

А5

play

plays

played

А6

be

was

been

А7

see

saw

seen

А8

learn

learns

learnt

А9

have

has

had


 

TEST IN AUDING FOR THE FOURTH FORM

Вы услышите 5 коротких объявлений директора школы на утреннем собрании перед учениками (ASSEMBLY), когда вся школа собирается, чтобы послушать последние новости о спортивной и учебной жизни заведения и получить наставления или порицания. Установите соответствие между объявлениями 1-5 и утверждениями, данными в списке A-F. Используйте каждую букву, обозначающую утверждение только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите объявление дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

ANNOUNCEMENTS

  1. Our football team is the best one in our city. Yesterday it was a football match between two best schools of the city. Our boys played very well. Let’s congratulate them.
  2. Yesterday some pupils were late for classes. Certainly, you know the proverb: “Better late than never”. But you mustn’t be late for classes. Go to bed earlier and get up earlier. Come to school in time.
  3. Our school dining-room will not work tomorrow. You must take your lunch boxes. You can put there cookies, sandwiches, sweets and juice. Please, don’t forget about your uniform.
  4. We are sorry, but the teacher of Math is ill. Tomorrow you will not have Math , you will have Physical Education and Handicraft. Please, don’t forget about your uniform.
  5. On Friday it will be a very interesting film on at the cinema “Odeon”. This cinema is not far from our school. It is near the Main Road and tickets are not very expensive. So we can go there after classes.

This announcement is about:

  1. the place they can go after classes.
  2. the timetable for the next year.
  3. a packed lunch.
  4. pupils who were late for classes.
  5. the timetable for tomorrow.
  6. sport.

Объявление

1

2

3

4

5

Утверждение

         

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе дано теоретическое  обоснование понятия контроля в процессе обучении иностранным языкам, а также охарактеризованы функции и задачи контроля знаний.

Контроль и оценка уровня владения иностранным языком являются важнейшим компонентом учебного процесса. Основная задача контроля -объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их речевых навыков и умений, при этом объектом контроля является как языковая форма сообщения, так и его содержание.

Контроль знаний, умений и навыков  выполняет в процессе обучения следующие  функции: проверочную, обучающую, диагностическую корригирующую, управленческую, мотивационно-стимулирующую, оценочную, обобщающую, воспитательную, развивающую.

В работе также определены основные виды и формы контроля знаний в процессе обучения иностранному языку.

В педагогической и методической литературе обычно выделяю следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый.

Формы контроля — это способы  деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками. В процессе контроля знаний на уроках иностранного языка используют такие формы контроля как опрос, наблюдение, тест.

В практической части разработан комплекс тестовых заданий по английскому  языку, направленных на контроль сформированности языковых навыков (чтения, аудирования, грамматики).

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артёмов. - М.: Просвещение, 1996. – 256 с.
  2. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л.Бим. – М.: Высшая школа, 1974. – 322 с.
  3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
  4. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Просвещение, 2006. – 377 с.
  5. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А.Зимняя. – М.: Педагогика, 1991. – 328 с.
  6. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т.А.Ильина. - М., 1972. – 216 с.
  7. Коккота, В.А. Лингводидактическое тестирование / В.А.Коккота. – М.: Высшая школа. - 2000. – 123 с.
  8. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков [Текст]: учеб. Пособие / М. В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1981. – 159 с.
  9. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]: учебник / под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого. - М.: Высшая школа, 1982. -373 с.
  10. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ-Москва, 2008. – 321 с.
  11. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 522 с.
  12. Никонова, Н. К. Готовимся к урокам английского языка / Н.К. Никонова. - М: Айрис пресс, 2004. - 86 с.
  13. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М. : Рус. яз., 1989. - 276 с.
  14. Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.
  15. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 400 с.
  16. Практический курс методики преподавания иностранного языка [английского, французского и немецкого]: Учебное пособие для студентов специальности «Современные иностранные языки» вузов / П.К.Бабинская и др. 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 287 с.
  17. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Педагогика, 1991. – 345 с.
  18. Сергеева, В.П. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие Ф.В. Каскулова, И.С.Гричненко. – М.: АПКиППРО, 2005.-369 с.
  19. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005. -344 с.
  20. Старков, А.П. Обучение английскому языку в средней школе. / А.П.Старков. - М.: Просвещение, 1978. – 312 с.
  21. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / Под ред. А.А. Миролюбова. – М.: Просвещение. 1981. – 321 с.
  22. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Иностранные языки 3-11 классы. – Мн.: НМУ «Национальный институт образования», 2009. – 132 с.
  23. Щукин, А.Н. Методика обучения иностранным языкам / А.Н.Щукин. - М., 2002. – 254 с.
  24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для препод. и студентов / А.Н.Щукин - М.: Филоматис, 2004. – 361 с.

 

 


Информация о работе Проблема контроля знаний по английскому языку в начальной школе