Ролевые игры в изучении иностранных языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

Главной задачей учителя, является повышение мотивации к изучению иностранного языка, особенно это касается детей, ведь все мы помним себя, как тяжело было просидеть на одном месте, слушая монотонную речь учителя; именно здесь в помощь приходят различные игры, одним из видов которых являются ролевые. Однако, мнение о том что, применение в процессе обучения ролевых игр подходит только для детей или людей на раннем этапе изучения иностранного языка, ошибочно, так как, в настоящее время, широко распространен коммуникативный подход к изучению иностранного языка. Поэтому, одной из главных задач учителя является направить процесс обучения всем видам речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование; на практическое использование языка. Игра является простым и естественным способом познания окружающей действительности, поэтому, она является доступным путем овладения определенными знаниями, умениями и навыками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Понятие ролевой игры и ее историческое развитие………………..4
2.Функции, этапы и структура ролевых игр…………………………..5
3.Виды ролевых игр…………………………………………………….7
Заключение……………………………...……………………………...11
Список использованной литературы………………………………….13

Файлы: 1 файл

методика реферат.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

                                     Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. 1.Понятие ролевой игры и ее историческое развитие………………..4
  3. 2.Функции, этапы и структура ролевых игр…………………………..5
  4. 3.Виды ролевых игр…………………………………………………….7
  5. Заключение……………………………...……………………………...11
  6. Список использованной литературы………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Введение.

    В наши дни,  становится все более популярным  изучение иностранных языков  и методика их преподавания, не  стоит на месте, а развивается,  привнося что-то новое, чтобы  сделать процесс обучения более  интересным и продуктивным. 

    Главной задачей учителя, является повышение мотивации к изучению иностранного языка, особенно это касается детей, ведь все мы помним себя, как тяжело было просидеть на одном месте, слушая монотонную речь учителя; именно здесь в помощь приходят различные игры, одним из видов которых являются ролевые. Однако, мнение о том что, применение в процессе обучения ролевых игр подходит только для детей или людей на раннем этапе изучения иностранного языка, ошибочно, так как, в настоящее время, широко распространен коммуникативный подход к изучению иностранного языка. Поэтому, одной из главных задач учителя является направить процесс обучения всем видам речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование;  на практическое использование языка. Игра является простым и естественным способом познания окружающей действительности, поэтому, она является доступным путем овладения определенными знаниями, умениями и навыками. Игра помогает человеку раскрепоститься и освободиться от боязни допустить ошибку, которая является самой главной проблемой и из-за которой человек может замкнуться и так и не научиться устно выражать свои мысли.

    Все вышесказанное  является причиной актуальности  использования ролевых игр в  процессе обучения иностранному  языку.

    Целью реферата  является рассмотреть понятие  ролевой игры, ее происхождение,  функции, этапы и структуру  ролевой игры, а также различные  классификации ролевых игр.

 

 

    1. Понятие ролевой игры и ее историческое развитие.

    Ролевая игра-ситуативно-вариативное  упражнение, где создается возможность  для многократного повторения  речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному  речевому общению. 

    Точно определить момент формирования ролевой игры в истории невозможно. Историческое развитие зависит от страны, народа, условия существования и форм перехода на более высокую ступень развития. Например, на ранних этапах человеческого развития, когда производительные силы находились на примитивном уровне, не составляло труда и не требовалось специальной подготовки, для того чтобы включить детей в процесс труда взрослых. Однако, на более высоких ступенях развития человека, с развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьезном обучении, появились сложные отношения между людьми, а, следовательно, и проблемы в развитии детей, чтобы включить ребенка в наиболее важные области трудовой деятельности, появлялась необходимость специальной подготовки, она проходила на уменьшенных по своим формам орудиях, которые представляли собой нечто вроде символической игрушки. При их помощи, дети могли воссоздать те сферы производства и жизни к которым они стремятся. Исходя из этого, мы видим, что ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще Константин Дмитриевич Ушинский.

 

 

 

 

 

               2. Функции, этапы и структура ролевых игр.

    В условиях  обучения иностранному языку,  ролевая игра является и учебной  и игровой деятельностью одновременно. С точки зрения учителя, ролевая игра-форма организации учебного процесса с помощью которого можно сформировать и развить речевые навыки и умения учащихся, Однако, со стороны учащегося, ролевая игра- это игровая деятельность во время которой необходимо примерить на себя определенную роль.

    В процессе  общения реализуются межличностные  отношения, а ролевая игра, в  свою очередь, является моделью  межличностного общения и вызывает  потребность в общении на иностранном  языке, и, тем самым выполняет  мотивационно-побудительную функцию.

    Как уже было  сказано, ролевая игра способствует  развитию речевых навыков и  умений, представляет собой упражнение  для овладения навыками и умениями  диалогической и монологической  речи, готовит учащихся к речевым  ситуациям с которыми они могут  столкнуться в реальной жизни.  Исходя из вышесказанного можно  сделать вывод что ролевая  игра выполняет обучающую функцию.

    Ролевая игра помогает человеку раскрепоститься. При внедрении ролевых игр в учебный процесс задействуется весь коллектив, и это помогает каждому самоутвердиться, а коллективу сплотиться. Во время ролевой игры воспитывается взаимопомощь, необходимость найти оптимальное решение, прийти к консенсусу, из этого следует что ролевая игра выполняет воспитательную функцию.

    Ролевая игра  дает возможность учащемуся сыграть  любую роль, профессию, человека, увидеть себя с позиции партнера  по общению, развивает способность  контролировать собственное речевое  поведение, поступки, а также давать  объективную оценку речевому  поведению других. Из этого следует  что ролевая игра выполняет  ориентирующую функцию.

    Учащиеся особенно среднего и старшего школьных возрастов стремятся быть взрослыми, ролевая игра в свою очередь дает им возможность это осуществить и выйти за рамки своего осознания мира и даже расширить его. Из этого следует, что ролевая игра выполняет компенсаторную функцию.

    Н. Д. Гальскова  и Н. И. Гез отмечают, что  ролевая игра предполагает наличие  трех этапов:

  • Подготовка (начинается на первом занятии по новой теме, учитель вместе с учениками разбирает активную лексику урока, раскрывает содержание новой учебной темы, дает необходимые функционально-семантические опоры)
  • Проведение игры (после того как намечена цель игры, определен сюжет, распределены роли происходит проведение игры, чаще всего игра проводиться как заключительное занятие по теме)
  • Контроль (анализ и контроль может следовать сразу после проведения игры, причем лучше всего отметить положительные стороны, а негативные лучше обсудить индивидуально)

    Структура ролевой  игры:

  • Роли. Подбор ролей должен формировать у учеников активную жизненную позицию, взаимопомощь, умение работать в коллективе, взаимовыручку.
  • Исходная ситуация. При создании ситуации необходимо учитывать обстоятельства реальной действительности, ситуация должна быть максимально приближена к ситуациям которые в дальнейшем могут произойти с учащимися.
  • Ролевые действия. Их выполняют учащиеся играя определенную роль, могут быть как вербальными так и не вербальными. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью (главный компонент ролевой игры).

 

                           4. Виды ролевых игр.

    Ролевые игры группируются по следующим факторам:

  • Цель использования (игры направлены на овладение лексикой, грамматикой, навыками перевода и знаниями страноведения)
  • Функциональная значимость (игры направлены например на овладения речевыми навыками)

    Также различные виды ролевых игр формируются исходя из возраста и подготовленности учащихся:

  • Младший школьный возраст. На данном этапе обучения приемлемы сюжетные ролевые игры сказочного содержания, дети младшего школьного возраста с удовольствием берут на себя роли животных и сказочных героев. В ролевых играх для младшего школьного возраста используются картинки, фотоальбомы, журналы; также игры на этом этапе способствуют отработке лексики, поэтому перед игрой необходимо ввести слова по теме последующей ролевой игры. Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, друзьях, режиме дня, профессиях.

Примеры ролевых игр для детей младшего школьного возраста:

«Утро школьника» ученики  выбирают одного ведущего и просят его покинуть класс на некоторое  время, учитель раздает карточки, на которых написаны различные действия, например: умывать лицо, чистить  зубы, завтракать. Каждый ученик должен жестами и мимикой показать действие написанное в его карточке, ведущий  возвращается в класс и описывает  действия каждого из своих одноклассников.

«Профессия» каждый ученик получает карточку на которой написана профессия, дается время на подготовку небольшого сообщения, в итоге ученик должен выступить со своим сообщением, используя активную лексику урока, перед классом как представитель  профессии написанной на его карточке.

«В зоопарке» в классе на доске висят картинки с разными  животными, ученики выбирают одного человека который будет экскурсоводом  по зоопарку, этот человек в свою очередь должен рассказать о каждом животном не называя его, остальные ученики должны угадать что это за животное.

«Послы» класс делится  на подгруппы, не менее 5 человек. Каждая группа загадывает, например, профессию  или   знаменитость и так далее. Приняв на себя данную роль, один представитель  идет  в другую группу и отвечает там на вопросы  от имени этого  персонажа. Если догадываются, кто он, его берут в «плен», а группа выбирает другого посла. Выигрывает та группа, которая смогла  взять  в плен большее количество пленников.

 

  • Средний школьный возраст. На данном этапе обучения приемлемы сюжетные ролевые игры бытового содержания. Возрастной период школьников среднего возраста характеризуется тем, что учеников повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. Сферы речевого общенгия используемые на данном этапе обучения - это в школе, дома, в общественных местах, в местах культурного досуга.

Примеры ролевых игр для  детей среднего школьного возраста:

«Покупка одежды» ученикам предлагается составить диалог продавца и покупателя.

«Заказ билета» ученикам предлагается разыграть ситуацию на вокзале или в аэропорту, необходимо приобрести билет до пункта назначения и обратно на определенную дату и  время.

«В ресторане» ученикам предлагается разыграть ситуацию в ресторане, распределив роли на официанта и  посетителей.

«В самолете» ученикам предлагается разыграть ситуацию в  самолете используя активную лексику  урока, класс делится на стюардов и пассажиров, это игра относится к свободной ролевой игре, где учитель только называет тему, а ученики сами решают какие ситуации будут происходить на борту их воображаемого самолета.

  • Старший школьный возраст. На данном этапе обучения приемлемы имитационные ролевые игры познавательного содержания. В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение ролевых игр, расширяющих представления учеников об окружающем мире и подготавливающих их к различным социальным ролям. При помощи имитационных ролевых игр можно знакомить учеников с персонажами литературных произведений, биографиями деятелей искусств, науки, литературы, а также со страноведческими фактами страны изучаемого языка. Также имитационные ролевые игры используются для расширения у учеников возможности познавательной деятельности, формирования нравственной позиции. Они позволяют имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.

Примеры ролевых игр для  учащихся старшего школьного возраста:

«Интервью» игра проходит в группах по три-четыре человека, работающих вместе. Один из них играет роль известного человека, другие задают ему вопросы о жизни, творчестве, работе, семье и так далее. Затем  один из учащихся класса пересказывает  все, что он узнал об этой личности. Эту игру можно провести в форме  пресс-конференции по определенной теме с участием «известных людей» с неограниченным количеством журналистов, представляющих разные издания.

Информация о работе Ролевые игры в изучении иностранных языков