Современный урок по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является описание и анализ основных целей современного урока иностранного языка, его структуры, а также требований к его проведению. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по структуре и методикам проведения урока. 2.Дать определения понятию «урок» 3.Описать особенности современного урока иностранного языка 4.Выявить требования к подготовке современного урока иностранного языка 5. Разработать модель открытого урока иностранного языка Методы исследования - анализ методической литературы, изучение передового опыта, синтез, обобщение.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

 

2.3. Интерпретация результатов исследования

 

 

Мир новейших информационных технологий занимает все большее  место в нашей жизни. Внедрение  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения значительно  обогатило арсенал методических средств и приемов учителя английского языка, в том числе позволило разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, сделать занятия интересными и запоминающимися. Открылось множество возможностей в обучении, освоении знаний, организации учебного процесса. Как невозможна сегодняшняя жизнь без компьютера, так невозможна организация занятий (уроки, элективные курсы, факультативы) в школе без ИКТ.

Именно использование  современных технологий позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам. Использование ИКТ на уроках позволяет нам в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации на моих уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.

На уроках английского  языка применение компьютера не самоцель, по-моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Мы применяем информационно- коммуникационные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

В процессе работы мы используем нестандартные методы обучения: ролевые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, «мозговые штурмы", круглые столы, которые развивают языковую компетенцию учащихся и их социально активную позицию; творческие учебные задания на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма; тестовые задания, помогающие осуществлять контроль овладения умениями и навыками, тренажеры, проектную деятельность, тематические презентации, применяющиеся для развития самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в приготовлении которых учащиеся пользуются таблицами, плакатами и другим иллюстративным материалом; интернет.

На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателям иностранных языков. На таких сайтах мы находим готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги, презентации, которые перерабатываю и используем в нашей работе (приложение № 7).

Несомненным преимуществом  использования ИКТ является поисковая  и творческая деятельность учителя  и учащихся. Это помогает активно  воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности.

Использование мультимедиа  приложений формирует коммуникативные  умения в аудировании, говорении  и чтении на английском языке, повышение мотивации, развитие речевых способностей, памяти, мышления, воображения.  Следующий плюс при работе с дисками – обратная связь, контролирующая выполнение задания учеником. Правильное выполнение заданий оценивается анимацией.  Но не следует забывать, что по санитарным нормам и правилам дети 7 -8 классов могут работать не более 30 минут за компьютером.

Мультимедиа приложения можно использовать и для самостоятельной  работы учеником дома. А если родители хотят проконтролировать этот процесс, то подробные объяснения механизма выполнения каждого упражнения сформулированы на русском языке, стоит только нажать на кнопку « Help». Детям очень нравится работать по этим обучающим программам. Данная программа может быть применена и для индивидуальной, и для коллективной работы.

Программа разработана  с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников. Упражнения направлены на развитие всех видов  речевой деятельности. Компьютерная программа не “пропускает” учащегося  к выполнению следующего упражнения, пока предыдущее не будет полностью и правильно выполнено.

Чаще всего мы используем программу Microsoft PowerPoint. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе. Для нас как учителя особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, мы объединяем в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.        

Создавая презентации, мы помним, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности: простота (управления); умеренное эстетическое оформление слайда; соответствующий стиль подачи материала;

      Самостоятельно  созданные презентации требуют  серьезной подготовки, но зато, они  могут отвечать самым разнообразным  запросам. Именно здесь проявляться  индивидуальность учителя, его видение материала. Мы создаем презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, степень обученности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

Применение мультимедийных презентаций на уроке, созданных при помощи этой программы, позволяет нам: более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении; эффективнее использовать время на уроке; создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

С Power Point мы создаем презентации для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания, а также для актуализации, первичного закрепления, обобщения и систематизации знаний.

  При изучении страноведческого  материала наглядность незаменима, т.к., например, знакомство с достопримечательностями  страны изучаемого языка должно  сопровождаться их изображениями.  Например, с помощью использования Power Point в 7 классе мы совершили виртуальную экскурсию в Великобританию и познакомились с  ее достопримечательностями (приложение № 8).

Также на  уроках стараемся максимально призывать учащихся включаться в творческий подход к обучению. По окончании работы  по определенной теме прошу ребят на компьютере приготовить творческую работу, используя программы “Power Point”, “Excel” или просто “Word”. Предлагаю учащимся различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих учащихся. Вот только некоторые из тем: «Дискриминация», «Великобритания», «Загрязнение воздуха» и др. Так учащиеся предоставляют свои брошюры, буклеты, фильмы, презентации или просто рефераты и проекты, которые  представляют на уроках.

Для проверки и контроля полученных знаний разрабатываем тесты (приложение 9).

В Хотелось бы отметить особую роль дистанционного обучения в современном  мире, которое дает возможность получать образование всем желающим через  образовательные ресурсы и программы Skype. В своей работе мы используем следующую схему планирования урока с использованием ИКТ, состоящую из 4 этапов:

1. Концептуальный этап. На этом этапе определяется  дидактическая цель с ориентацией  на достижение следующих результатов:  формирование, закрепление, обобщение  или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т.д. Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. В соответствии с аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые и т.д.

2. Технологический этап. На основе вышеуказанного выбирается  форма урока иностранного языка (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, обучающий урок и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса. На этом этапе я определяю необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства).

3. Операциональный этап. На этом этапе выделяются основные  структурные элементы урока, осуществляется  выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся и т.д.) и их функциональные взаимосвязи.  На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т.д.

4. Педагогическая реализация. Основная цель данного этапа  – перевод педагогических принципов  в конкретные обучающие воздействия.  Для эффективного управления  процессом обучения на основе  средств ИКТ требуется решение  двух основных задач. Первая  из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью учащихся) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этом этапе урока, связанным с использование средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

Результативность работы.

Наблюдения и сравнительный  анализ результатов обученности  в классах, где ИКТ применяется  в системе показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую  степень вовлечённости в учебный  процесс, мотивации и радости  познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на   старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

Анкетирование, проведенное  в этих классах, показывает следующее:

• 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее;  

• 55% считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;

• 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;

 

                                  Диаграмма 1

      

                                                                                          

Как мы уже отмечали выше, в нашей практике после применения ИКТ на уроках английского языка заинтересованность в изучении предмета возросла, а также повысилась эффективность обучения.

 Положительными результатами  использования данного опыта  можно 

считать следующее:

1. Результаты анкетирования

Опрошено 21 человек.

1. Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы?

- Все ребята дали  положительный ответ.

2. Что дает применение ИКТ?

Самыми распространенными  были ответы:

- Способствует запоминанию;

- Дает дополнительную  информацию;

- Делает урок более  интересным, привлекает внимание;

- Реализует возможности  и развивает творчество.

3. Положительное отношение учащихся к использованию мультимедийных и интерактивных способов обучения (по итогам опроса учащихся 10 класса)

 

Вопрос

ответ

(в  %)

 

отчасти

(в %)

 

нет

(в  %)

 

да


 

1. Делают ли мультимедийные и интерактивные технологии  обучение интереснее  и познавательнее? 100 %  

2. Помогают ли Вам  мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять грамматику английского языка? 100% 

3. Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять и запомнить учебный материал? 100%   

4. Помогают ли Вам  мультимедийные и интерактивные технологии  при повторении ранее изученного учебного материала?  100% 

Количество учеников, принимающих участие в различных  проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается. Растет мотивация  к изучению английского языка  и интерес к предмету. Необходимо отметить еще один положительный эффект от использования ИКТ во внеклассной работе. Результатом работы с использованием ИКТ можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку,  а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.

Информация о работе Современный урок по иностранному языку