Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа
Целью исследования является описание и анализ основных целей современного урока иностранного языка, его структуры, а также требований к его проведению. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по структуре и методикам проведения урока. 2.Дать определения понятию «урок» 3.Описать особенности современного урока иностранного языка 4.Выявить требования к подготовке современного урока иностранного языка 5. Разработать модель открытого урока иностранного языка Методы исследования - анализ методической литературы, изучение передового опыта, синтез, обобщение.
Хотелось бы сказать, что многие учителя так же, именно в процессе творческого поиска интуитивно пришли к осознанию необходимости использования информационной технологии непосредственно на уроке. А, следовательно, данная инновационная работа на современном этапе плавно переходит в традицию и будет иметь полное право на существование. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что посредством применения мультимедийных продуктов мне удается добиваться от учащихся воспроизведения информации не на репродуктивном, а на осмысленном, и даже творческом уровне. Результатом обучения становится креативно - мыслящий творческой направленности человек, способный решать любые поставленные перед ним задачи, что важно не только для конкретной личности, но и для страны в целом.
Необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование новых технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Из нашего практического опыта следует, что применение на уроках разных типов разнообразных цифровых образовательных ресурсов во всех видах речевой деятельности повышает познавательный интерес учеников к предмету (Таблица 1), а соответственно и мотивацию к изучению иностранного языка.
Анкета: «Использование ИКТ на уроках английского языка»
Мне не нравиться, когда использует учитель ИКТ на уроках |
- |
Мне нравиться, когда учитель использует ИКТ на уроках |
87% учащихся |
Мне интересно работать с интерактивной доской на уроках |
89% учащихся |
На уроках с использованием средств ИКТ обучающиеся работают активнее, результативнее, о чем свидетельствует опрос самих учащихся. 98% ученикам группы нравится, когда на уроке использует учитель и сами дети непосредственно средства ИКТ (опрос, анкетирование учащихся).
Результат успеваемости в классе подтверждает гипотезу, т.е. то, что использование ИКТ технологий на уроках иностранного языка для развития УУД школьников положительно влияет на качество знаний учащихся. Одной из задач работы было отследить эффективность применения приемов информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка в специализированной школе. Авторами работы было проведено анкетирование учащихся «им.Саттарова № 57 школа-гимназия ».
Целью данного анкетирования было выяснить отношение учащихся к применению ИКТ на уроках. В анкетировании приняли участие 43 ученика. Детям были предложены следующие вопросы:
Легче ли вам усвоить материал, если на уроке используется ИКТ?
Повышается ли ваша активность на уроке, если используется ИКТ?
В какой форме вы предпочитаете выполнять домашнее задание: традиционной или электронной?
На каком уроке вы устаете меньше: традиционном или с использованием ИКТ?
Результаты анкетирования отражены в диаграмме 2.
Как видно из результатов анкетирования большинству учащихся на уроках с использованием ИКТ легче усвоить материал. Такие уроки повышают активность учащихся и снижают их утомляемость, что является немаловажным фактором повышения учебной мотивации.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике осуществить переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, практически их применять, что способствует развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение иностранному языку – это не только изучение лингвистики, но и процесс узнавания иной культуры. Воздействие культуры на язык проявляется в своеобразии самого процесса общения в разных культурах. Существенным компонентом ролевого поведения является речь, поэтому при обучении иностранному языку необходимо совершенствовать и процесс общения, и речь, тренируя социальные аспекты коммуникации, развивая культуру взаимоотношений, общения и жизненного мира, органически сочетая взаимное влияние культур родного и иностранного языка.
Современный мир быстро становится все более взаимосвязанным в силу явлений и процессов, которые неизбежно вызывают постоянное расширение международных связей, исчезновение национальных границ, межкультурный обмен.
Неудивительно, что одной из важнейших особенностей нашего времени, развития современного общества является сближение стран в их взаимодействии для решения глобальных проблем, стоящих перед все-ми странами и народами для выживания: это и проблемы экологии окружающей среды, проблемы борьбы за здоровье людей, и проблемы дальнейшего развития науки и техники для служения человеку.
Происходит глобализация и гуманизация человеческих взаимоотношений в условиях «открытого общества». В связи с этим становится актуальным изменение задач, стоящих перед образованием. С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. В числе приоритетных задач образования выступает задача подготовки детей к жизни в многонациональной и многокультурной среде.
Планирование уроков
иностранного языка играет важную роль
в работе учителя, и учитель должен
руководствоваться основными
При обучении иностранному языку необходимо понимать общие и учитывать особые характеристики общения, обусловленные спецификой предмета преподавания. Поскольку иностранный язык – другая культура, ее воздействие на обучаемого – необходимый элемент процесса обучения. Преподаватель выступает в роли лингвофонематического носителя информации, посредника между двумя культурами и организатором общения.
Любой урок следует начинать с основных контактоустанавливающих языковых форм и речевых формул иностранного языка, данной социальной среды, дающих возможность организовать коммуникацию преподавателя и студентов и студентов между собой. При этом необходимо пояснять учащимся, как ведет себя человек в типичной ситуации в стране изучаемого языка, так как стандарты социальных ролей могут оказаться нетождественными с коммуникативными ситуациями и стереотипами ролевого поведения в стране родного языка.
При правильной организации обучения преподаватель работает в соответствии с определенной концепцией курса, строит динамику состояния языковой способности, коммуникативных возможностей обучаемых, тренируя социальные аспекты коммуникации, развивает творческий потенциал обучаемых, культуру взаимоотношений, общения и жизненного мира, органически сочетая взаимное влияние культур родного и иностранного языка.
«Урок – это педагогическое произведение» [Скаткин, 1971 : 24], и иногда легче его создать, чем объяснить, как следует создавать. Тем не менее объяснять надо. Учителю необходимо знать, на какой «рычаг» нажать, чтобы добиться желаемого результата. А для этого надо в совершенстве владеть механизмом урока, механизмом сложным и пока еще до конца не познанным.
Конечно, успех зависит от множества факторов – от знания учителем предмета и общей эрудиции, даже от человеческого обаяния, другими словами – от личности учителя. Но этого мало – нужно еще и владение методическим мастерством, тем более это необходимо учителю иностранного языка.
Методическое мастерство учителя в организации урока должно быть настолько отточено, чтобы он сумел преодолеть обилие отрицательных, тормозящих факторов и психофизиологического, и коммуникационного порядка.
Необходимо уметь планировать,
проводить и анализировать
Урок – это важнейшая часть учебно-воспитательного процесса. На уроке как в зеркале отражается методическая компетентность учителя. Однако профессиональное мастерство учителя проявляется не только в умении методически грамотно подготовить и провести урок иностранного языка, но и в способности проанализировать собственный урок и дать объективную оценку его результативности. Урок должен представлять собой относительно законченное произведение, построенное в соответствии с определенными требованиями, вытекающими из целей, содержания и технологии обучения этому предмету в школе.
Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач. Задачи воспитательные, образовательные и развивающие определяет сам учитель. Их не всегда можно конкретно сформулировать к каждому уроку, так как они зависят от группы, класса; от уровня обученности и воспитанности класса; от событий, происходящих в данное время в группе, классе, школе, городе (селе), стране; от личности самого учителя, его интеллигентности, изобретательности, находчивости, чувства юмора, коммуникабельности и, наконец, от стимулов, идущих от самого материала. Учащиеся должны видеть, ощутить, чему они научились на уроке, дать оценку деятельности, психологически и фактически подготовиться к самостоятельной работе вне урока.
Урок должен иметь коммуникативный характер. Упражнения должны быть подчинены коммуникативным целям. Коммуникативная направленность – это речевая деятельность в новой ситуации с определенной целью. Коммуникативная направленность должна пронизывать весь урок.
Все виды речевой деятельности должны развиваться в равной степени, они влияют на формирование один другого.
Содержательность урока определяется также подбором приемов и упражнений, точно соответствующих поставленным задачам. Под соответствием задачам мы имеем в виду для устной речи учебные ситуации общения, для чтения — характер текстового материала. Под учебной ситуацией понимается специально созданные условия, обстоятельства, система взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватна реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление. Учебная ситуация должна быть предельно ясна учащимся. Это значит: четко определена задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т. п.). Учащиеся знают то, что от них требуется, что они могут сделать, так как выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые клише) материалом, усваиваемым или усвоенным.
Итак, содержательность урока в плане развития устной речи определяют точно подобранные в соответствии с задачами урока и особенностями учащихся ситуации, и, конечно, языковой и речевой материал в этом случае становится мотивированным, а его употребление — естественным.
Содержательность урока определяет также оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении языкового материала, в формировании на его основе навыков и его применение при решении речевых задач.
Высшая оценка урока – урок носил обучающий характер.
Главной задачей любого учителя должна быть следующая: развить в себе умение творчески планировать и проводить любые уроки на любом материале, в любых новых условиях. Вряд ли найдется учитель, который был бы полностью доволен тем, что и как он делает, какие результаты он получает: неудовлетворенность собой и своими достижениями – первый признак профессиональной добросовестности и долга. Каждый педагог должен стремиться сделать свои уроки еще более интересными, красивыми, эмоциональными, эффективными, современными. Результатом работы с использованием ИКТ можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку, а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.
Хотелось бы сказать,
что многие учителя так же, как
и я, именно в процессе творческого
поиска интуитивно пришли к осознанию
необходимости использования