Способы повышения интереса к изучению английского языка для развития одарённости у учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:47, аттестационная работа

Описание работы

В своей работе я поставила цель обобщить факторы, которые способствуют повышению интереса и способностей к изучению английского языка у одарённых детей .
Задачами работы являются:
• Рассмотреть теоретические основы мотивации;
• Обобщить свой опыт внеклассной работы по английскому языку;
• Проследить мотивирующее значение проектно-исследовательской деятельности;

Файлы: 1 файл

обобщение опыта по одарённым.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)


МБОУ «Филатовская средняя общеобразовательная школа»                             

 

 

 

 

 

 

Способы повышения интереса к изучению английского языка для развития одарённости у учащихся

 

 

 

 

 

 

Автор: Кондрякова Татьяна

                                                           Анатольевна,

                                                                       учитель английского       
                                                          языка высшей

                                                                    квалификационной                                      
                                                   категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Филатово-2012

 

   Одаренность человека – это маленький росточек,

       едва    проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания.

                  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

                                  сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                   В.А.Сухомлинский

 

                                                        

                                        Введение

 

   Изучение иностранного языка является  одной из центральных проблем в школе. ИЯ обладает рядом специфических черт, одной из которых  является овладение  способностью общаться на ИЯ. К сожалению, на сегодняшний день обучение ИЯ в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников естественной потребности общаться на ИЯ. Опыт же знаменитых полиглотов показывает: чтобы овладеть иностранным языком, важны не столько способности, возраст, условия обучения и жизни, сколько наличие большого желания и жизненно необходимой потребности в изучении иностранного языка.

   В своей работе я поставила цель обобщить факторы, которые способствуют повышению интереса и способностей к изучению английского языка у одарённых детей .

Задачами работы являются:

      Рассмотреть теоретические основы мотивации;

      Обобщить свой опыт внеклассной работы по английскому языку;

      Проследить мотивирующее значение проектно-исследовательской деятельности;

      Сделать некоторые выводы о положительном влиянии компьютерных технологий на процесс изучения ИЯ

      Сделать выводы о наиболее действенных способах работы с одаренными детьми

  В I-ой части моей работы раскрыто понятие мотивации, насколько важным фактором является создание положительного  мотива к изучению ИЯ.

     Во II-ой части раскрывается значение внеклассной работы по иностранному языку.

      III-я часть посвящена использованию проектного метода, как одного из самых эффективных методов обучения в работе с одарёнными детьми.

       IV-я часть рассматривает мотивирующее свойство использования компьютерных технологий в процессе изучения английского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

                                                    

 

 

                                                                  I

Мотивация, как важнейший фактор стимуляции изучения иностранного языка

 

    Важнейшим фактором, стимулирующим процесс изучения иностранного языка следует считать мотивацию. В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению С.Л.Рубинштейном, А. Н. Леонтьевыми др. По словам И.А. Зимней, «мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего». Мотивационный аспект имеет решающее значение для активации всех психологических процессов, необходимых для успешного усвоения иностранного языка – мышления, восприятия, понимания, запоминания  материала на иностранном языке. Следовательно, повышение мотивации способствует развитию познания  у учащихся, что в конечном итоге приведёт к повышению эффективности обучения.

    Так как обучение иноязычному общению – процесс сугубо личностный, в котором происходит обмен идеями, интересами, становятся понятными черты характера говорящих, следовательно, при коммуникативном обучении (1) учёт личностных качеств  учеников является очень значимым. Без учёта личностных характеристик теряется желание изучать ИЯ. В свою очередь знание и учёт этих качеств приводит к ситуационной коммуникативной мотивации, т.е. обеспечивает условия для инициативного участия ученика в учебном или реальном общении. Естественно, сам учитель должен обладать рядом качеств, которые помогли бы ему усилить мотивирующий фактор обучения – личный опыт, желание работать интересно, разносторонние интересы, богатая эмоционально-чувственная сфера, умение понять и принять ученика со всеми его достоинствами и недостатками, желание сотрудничать с ним. Таким образом, учитель сам должен иметь высокий уровень мотивации для того, чтобы его дети успешно изучали ИЯ.

      Одарённые дети, без сомнения имеют высокий уровень мотивации, и важно, чтобы он не снизился у них, так как работать приходится с учащимися разного уровня. Нужно «не потерять» этих учеников

Согласованность средств обучения и способов подачи материала с реальными интересами и возможностями школьников, несомненно, способствуют формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка.

 

 

 

                          II  Внеклассная деятельность

 

     Одним из эффективных способов повысить интерес к изучению любого предмета  является внеклассная работа. При изучении иностранного языка она является не только важной и эффективной, но и просто необходимой частью учебного процесса.

  За двадцать лет работы у меня сложилась определенная система внеклассной работы, которая способствует повышению мотивации учащихся. Эта работа преследует следующие цели:

      увеличить активный языковой запас учащихся, усовершенствовать их произносительные навыки;

      расширить кругозор школьника, повысить их культурный уровень, возбудить познавательные интересы;

      улучшить умения практического владения разными видами речевой деятельности (монологической и диалогической, аудирования, чтения).

      стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

      всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально- волевую и духовно-нравственную сферы.

      повышение языковой уровень одарённых учащихся

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.

  Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка открывает внеклассная работа по предмету, которой в нашей школе уделяется большое внимание. Как правило, все внеурочные мероприятия основываются на страноведческом материале. Выпуск газет о странах, в которых говорят на английском языке, концерты, сказочные постановки, веселые путешествия, викторины, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации включаются в неделю иностранного языка.

     Проведение предметной недели способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому – таков девиз недели иностранного языка. Ученики с высоким уровнем интереса и способностей удовлетворяют свои запросы, а слабые ученики также выполняют посильные задания. Обычно, один день недели называется «Поговорим по-английски». Из числа хорошо успевающих учеников назначаются наблюдатели, которые выдают бонусы тем ученикам, которые используют в речи английские фразы, или даже ведут диалог. Итоги подводятся по ступеням – 2-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. Тот, кто наберёт больше всего бонусов, поучает звание «Знаток английского языка».

  В младших классах такие мероприятия обычно проводятся в форме викторин, конкурсов, ролевых игр. В старших – формы работы значительно расширяются.

   В нашей школе наиболее доступной и популярной формой внеклассной работы является проведение праздников.

   За время работы в школе мною был собран большой материал по наиболее известным праздникам, таким как "Рождество", "Хэллоуин", "День Святого Валентина". Впоследствии были проведены праздники "Веселое Рождество", « Международный слёт Дедов Морозов», "День Святого Валентина", "Хэллоуин".

   

    Более подробно я бы хотела остановиться на таком виде внеклассной работы, как драматический кружок. Драматизация вообще является мощным средством повышения интереса к языку. Для учителя это, конечно, довольно хлопотное дело, так как требует огромных затрат времени, кропотливой работы. Учащиеся же получают от участия в кружке максимум пользы. Драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей – они становятся раскованнее, увереннее в себе, в своем знании английского языка. В драматическом кружке  «от каждого ребёнка востребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают ни он, ни его родители или учителя»(3).

      В кружок я приглашаю учащихся разных классов и, что интересно, часто приходят ребята, которые по английскому имеют только «три». И вот здесь, в кружке они могут реализоваться, получив хотя бы крошечную роль. На уроки такие ребята ходят с большим интересом. Ребята же с хорошими способностями  также получают много пользы – совершенствуют произносительные, грамматические навыки, пополняют словарный запас, стимулируют свой интерес к языку.

Таким образом, внеклассная работа по английскому языку и в частности прием театрализации, оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка и, в частности, его эмоциональной сферы. В свою очередь подключение эмоциональной сферы обучаемого в процессе изучения иностранного языка способствует повышению мотивации к изучению языка, а, следовательно, и более успешному его усвоению

 

 

                                                       III

Проектная деятельность

    В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути (4). Методика проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщения знаний и умений по изученной теме. В нашем понимании проект - это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.

    По самой своей сути, таким образом, метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Естественно, что ученики, имеющие высокий уровень языка, получают более усложнённые задания при выполнении проекта. Использование метода проектов при обучении ИЯ позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Основная идея заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. (5). Проектно-исследовательская деятельность школьников является методической темой в нашей школе, и поэтому метод проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщения знаний и умений по изученной теме.

УМК по английскому языку (авт. Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш.), по которому я работаю,  позволяет в полной мере использовать данный метод. По окончании каждой темы имеется раздел «Project», и ученики, опираясь на свои интересы, выбирают задание. Мои ученики выполняют как групповые, так и индивидуальные проекты. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.

  А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Групповые проекты в большинстве своём выполняются в рамках урока или пары уроков, а индивидуальные – дома. Как показывает практика моей работы, ребята больше любят выполнять индивидуальные проекты. Для выполнения  данного вида заданий учащиеся получают достаточно времени – около недели, и ученикам предоставляется возможность выполнить задание более качественно и творчески. В нашей школе ученики имеют свободный доступ к сети Интернет, и это позволяет им выполнить задание информационно более глубоким.

Кроме проектных заданий, которые предлагаются  в учебнике, ребята очень часто сами предлагают темы проектов, которые они хотели бы выполнить. Даже очень слабые ученики никогда не отказываются от выполнения проекта, ведь они выполняют его на посильном им уровне и объёме. Проекты могут быть как совсем крошечными -  « Вывеска для магазина», « Медаль за достижения», «Расписание кружка» и т.д., так и довольно объёмными – журнал, бизнес-план, компьютерная презентация, экскурсия и т. д. Так, работая по теме «Changing Times, Changing Styles» в 8 классе (авт. Кузовлев В. П. и др.), ребята реализовали замечательный проект «Экскурсия по школьному музею». Этот проект имел подпроекты – экскурсии по разным экспозициям музея. Впоследствии эта экскурсия была проведена для учащихся 8, 9-11 классов и для учителей иностранного языка районного методического объединения. В следующем году у нас в планах совместно с участниками школьного кружка « Наш сайт» сделать сопровождение к страничке «Школьный музей» на английском языке. И это тоже очень интересный проект.

Информация о работе Способы повышения интереса к изучению английского языка для развития одарённости у учащихся