Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа
На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам проблема формирования у учащихся умений письменной речи занимает особое место. В течение достаточно длительного периода развития методики как науки в ней не уделялось должного внимания обучению письменной речи. Письменная речь, прежде всего на уровне записи, рассматривалась как средство обучения другим видам речевой деятельности или как один из приемов активизации учебного процесса.
Пояснительная записка 3
Технология проектирования комплекса «жанрово-ориентированных упражнений, направленных на формирование дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи уроках английского языка» 22
Педагогические условия реализации проекта «жанрово-ориентированные упражнений как средство формирования дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи» 33
Список литературы 45
Доминирование в каждый конкретный момент обучения либо подхода, ориентированного на продукт письменной речи, либо на процесс его создания, при их синтетическом использовании в процессе формирования дискурсивной компетенции в продуктивной и репродуктивной письменной речи, определяется следующими параметрами:
Таким образом, можно говорить о необходимости синтеза процессуального и результативного подходов к обучению для эффективной организации процесса формирования дискурсивной компетенции в экспрессивной письменной речи.
Описание дискурсивной
компетенции как целостной
Итак, под дискурсивной компетенцией понимают знание различных типов дискурсов и правил их построения, а также умение их создавать и понимать с учетом ситуации общения" [23; 10].
Комплекс упражнений по формированию дискурсивной компетенции включает упражнения на развитие умений всех ее структурных компонентов (стратегического, тактического, жанрового, текстового).
Теперь, нам хотелось бы заострить внимание на характеристике всех структурных компонентов дискурсивной компетенции, а также описать этапы её формирования.
В структуре дискурсивной
компетенции, в свою очередь, также
выделяются компоненты, позволяющие
более четко описать как
В состав дискурсивной компетенции входит прежде всего стратегический компонент, предполагающий умение субъекта речи осознать свое коммуникативное намерение и спланировать коммуникативное событие. Тактический компонент представляет собой умение проанализировать коммуникативную ситуацию и отобрать адекватные ей и оптимальные для реализации коммуникативного намерения средства и способы. Жанровый компонент ДК заключается в умении организовать дискурс в соответствии с канонами конкретного жанра, выбранного для достижения коммуникативного намерения субъекта в заданном экст- ралингвистическом контексте. Текстовый компонент предполагает владение умением организовать последовательность предложений таким образом, чтобы они составляли единое целое — связный текст со всеми присущими ему свойствами.
Анализ дискурсивной компетенции как совокупности выделенных структурных компонентов позволил отметить следующие их характеристики в условиях письменной формы речи.
Стратегический компонент ДК в письменной речи может быть охарактеризован по таким параметрам, как предварительная подготовленность, осознанность, мотивированность, произвольность. [34;60]
Первые два компонента предполагают, что экспрессивная письменная речь в качестве важнейшего своего этапа обязательно включает этап внутреннего продумывания, планирования, программирования высказывания. Говоря об устной речи, можно подвергать сомнению ее стратегичность, поскольку она не всегда является заранее продуманной, коммуникативное намерение часто не до конца осознано автором высказывания. Для письменной речи данная характеристика принципиальна, она обусловливает многие из ее прочих специфических свойств. [34;61]
Особенность мотивационной сферы письменной речи обусловлена отсутствием непосредственного контакта с адресатом, несоответствием ситуации написания текста ситуации общения. В отличие от устной речи, где мотив общения зачастую возникает из самой ситуации, письменная коммуникация всегда произвольна.
Таким образом, удельный вес стратегической компетенции в письменной речи значительно выше, чем в устной.
Специфика функционирования тактического компонента дискурсивной компетенции в устной и письменной речи объясняется, прежде всего, различием ситуации общения в этих двух формах речи. Ввиду отсутствия в письменной коммуникации непосредственной ситуации общения, необходимо эксплицитное выражение таких, например, ее параметров, как образ автора и образ адресата, которые отражаются в адресованности и модальности письменных текстов. Выделение данных категорий в качестве характеристик письменной речи не предполагает их отсутствия в устной. Адресованность и модальность — важные характеристики речи, сложность их выражения в письменных текстах обусловливает особое к ним внимание в процессе обучения.
Жанровый компонент ДК в устном и письменном общении будет различным прежде всего в силу специфического набора жанров в каждой из форм речи. Главное отличие жанров письменной речи от устной заключается в том, что большинство из них относится к сфере официального общения: они являются значительно более канонизированными, чем устноречевые высказывания. По этим причинам особенно велика значимость жанрового компонента дискурсивной компетенции именно в письменной речи. [34;63]
Ситуация выбора речевого жанра предполагает наличие некоего набора речевых жанров предпочтительно в виде типологии или классификации и критериев / параметров осуществления выбора. В качестве таких параметров предлагаются следующие:
Отсутствие прямого контакта с адресатом и непосредственной ситуации общения определяют и специфику текстового компонента ДК в письменной речи. Развернутость, последовательность, связность, цельность, законченность — все характеристики, присущие тексту, относятся прежде всего именно к письменному тексту в силу его предварительной подготовленности, необходимости максимальной эксплицитности и развернутости текстовой информации, тщательного редактирования.
Формирование дискурсивной компетенции возможно при выполнении рецептивно-аналитических, репродуктивных и продуктивных упражнений по формированию умений всех структурных компонентов дискурсивной компетенции.
Наиболее эффективным
для формирования дискурсивной компетенции
в письменной речи является сочетание
процессуального и
Таким образом, в пояснительной записке нами был подробно рассмотрен термин «коммуникативная компетентность», дана характеристика его основным структурным компонентам. Мы постарались раскрыть сущность понятия «дискурс», и «дискурсивная компетенция», проанализировать их определения, определить структуру дискурсивной компетенции, а также охарактеризовать этапы её формирования. Также нами был описан комплекс знаний и умений, составляющих дискурсивную компетенцию.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о важности формирования дискурсивной компетенции у учащихся.
Продуктом нашего курсового проекта является комплекс жанрово-ориентированных упражнений, направленный на формирование дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи.
Известно, что формирование коммуникативной компетенции, а в свою очередь всех её компонентов (в частности дискурсивного), осуществляется наиболее успешно, если оно носит систематический, комплексный характер. Именно этим положением была обусловлена необходимость разработки комплекса жанрово-ориентированных упражнений
Для того чтобы раскрыть технологию проектирования комплекса упражнений, обратимся к понятию «комплекс».
Комплекс - это сочетание, совокупность предметов, явлений или свойств, образующих одно целое (В.С.Безрукова)
Комплекс упражнений по формированию дискурсивной компетенции понимается нами как совокупность и последовательность различных типов и видов упражнений, которые на основе анализа дискурса и учета особенностей формирования умений письменной речи (процессуально-результативный подход) обеспечивают формирование у учащихся дискурсивной компетенции.
Цель данного комплекса – формирование дискурсивной компетенции учащихся 9 классов посредством выполнения жанрово-ориентированных упражнений. Предлагаемый набор упражнений можно назвать комплексом, так как соблюдены следующие условия:
дидактических, психологических и частно-методических.
Дидактические принципы:
В рамках методики формирования дискурсивной компетенции в письменной речи на иностранном языке предполагает прежде всего сообщение учащимся информации об особенностях дискурсов различных типов и специфике построения текстов в соответствии с коммуникативным намерением и ситуацией общения, контроль усвоенных знаний при помощи тестовых заданий различных типов и последующее ее использование при выполнении упражнений по формированию умений дискурсивной компетенции.
Выполнение каждого из заданий предполагает и направлено на включение учащихся в активную речемыслительную деятельность, в частности чтение текстов, перевод слов и выражений из текста, высказывание своего мнения по поводу содержания текста, т.е. требует предельной внимательности со стороны учащегося и напряженность мыслительных процессов.
Данный принцип реализуются, во-первых, в подборе учебного материала и в последовательности его изложения во всем комплексе упражнений в целом. Во-вторых, этот принцип определяет виды и трудность упражнений, а также их последовательность и преемственность. При этом имеется ввиду не только такая последовательность, как языковые —> условно-речевые —> речевые (подготовительные —> речевые), но и прежде всего постепенный переход от репродуктивных упражнений разного типа и уровня к продуктивным.
Все задания, входящие в комплекс, а также используемые в текстах лексические единицы и грамматические конструкции соответствуют уровню сложности, требуемому для данного возраста и требованиям ГОС.
Кроме того, нами будет реализовываться психолого-педагогический принцип - принцип преемственности.
Психологические принципы:
Данный принцип реализуется
посредством использования
Все упражнения предполагают
четкую последовательность: от повторения
и закрепления лексики и
Частно-методические принципы: