Каждый
раздел включает следующие этапы работы:
- выяснение цели написания текста данного типа, коммуникативного
намерения автора;
- изучение коммуникативной ситуации, которая влияет на выбор
жанра, функционального стиля, языковых средств, а также
отражается в текстовой категории адресованности (обращенности);
- ознакомление с текстом-образцом, изучение его структуры,
жанрово-стилистических особенностей, специфики использования
лексико-грамматических средств и других способов достижения
коммуникативной цели;
- различного вида репродукция текстов-образцов, упражнения по
овладению учащимися жанрово-стилистическими, риторическими
особенностями данного типа текста;
- создание (продукция) самостоятельных текстов данного типа; при
этом происходит постепенное варьирование условий и ситуации
- общения, а также изменение в пределах заданного жанра цели,
намерения автора
текста.
Третий
подэтап обучения посвящен
комбинированию и творческому применению
сформированных знаний и умений. На этом
уровне дискурсивная компетенция рассматривается
как целостная способность (построения
речевого произведения в соответствии
с коммуникативным намерением пишущего
в определенной коммуникативной ситуации)
без разложения на составляющие ее структурные
компоненты — стратегический, тактический,
жанровый и текстовый.
Обучение по предлагаемой
методике предполагает сочетание классной
и домашней форм работы. Обязательным
для работы в классе является ознакомление
с параметрами экстралингвистического
контекста и осознание их важности для
создания речевого произведения, обучение
планированию высказывания и выстраиванию
текстовой информации, овладение средствами
когезии и способами интеграции текста,
особенно на стадии знакомства с ними.
Работа в классе может быть как фронтальной,
в основном при объяснении учителем нового
материала, так и парной
и индивидуальной —
при работе над упражнениями
по формированию различных
умений ДК. Предпочтение того или иного
режима работы объясняется объективной
сложностью изучаемого материала, характером
заданий (рецептивно-аналитический, репродуктивный
или продуктивный), а главное - этапом обучения
по данной методике. Поскольку модули
построены по одной схеме уровень самостоятельной
и парной работы учащихся увеличивается
в процессе обучения. С другой стороны,
обучение письменной речи в принципе предполагает
высокий уровень самостоятельной работы
учащихся, поскольку создание произведения
письменной речи не требует непосредственной
коммуникативной ситуации и присутствия
партнера по общению, что позволяет учащимся
выполнять большую часть упражнений дома
самостоятельно.
Речевые произведения
учащихся продуктивного характера,
заканчивающие каждый раздел обучения
также пишутся ими преимущественно дома,
но в ряде случаев написание письменных
работ проводится в классе для контроля
овладения процессуальной стороной письменной
речи.
Контроль письменных
работ учащихся варьируется. В процессе
работы над модулем выполняемые учащимися
упражнения носят тестовый характер и не предполагают
обратной связи и подробного комментирования
ошибок. Собственно речевые произведения
учащихся — продуктивные и репродуктивно-продуктивные
— проверяются учителем, на полях отмечается
тип ошибки; типичные для класса и значимые
с точки зрения формирования ДК ошибки
анализируются и комментируются учителем.
Следующий основной, третий этап
– итоговый. Задача данного этапа заключается
в проверке действенности или недейственности
гипотезы, а также в определении у учащихся
уровня сформированности дискурсивной
компетенции после внедрения комплекса
упражнений. С этой целью учащимся предлагается
выполнить творческие задания (приложение
1).
Также на данном этапе сопоставляются
результаты, полученные в начале и в конце
экспериментирования, а также будут сделаны
выводы о том, насколько произошли изменения
в уровне сформированности дискурсивной
компетенции учащихся.
Таким
образом, необходимо сделать вывод,
что реализация проекта возможна
лишь при соблюдении всех предлагаемых
условий. По окончанию реализации
проекта уровень сформированности
дискурсивной компетенции учащихся должен
повыситься.
Список литературы
- Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иноязычной речью. - М.,
1988-128 с.
- Анисимова Т.В. К вопросу о типологии жанров речи.// Языковая
личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф.
Волгоград, 6-8 окт. 1998 г. /ВШУ. - Волгоград: Перемена, 1998.
- Аничков И.Е., Саакянц В.Н. Методика преподавания английского языка
в средней школе. — М. — Л., 1966 — 248 с.
- Бабаева Е.В. Характеристики речевого жанра с позиций
концептологического подхода.// Языковая личность: жанровая речевая
деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6-8 окт. 1998 г. /ВГПУ.
-Волгоград: Перемена, 1998.
- Бабушис Е.Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации (на старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка). Автореф. канд. дис. - Тамбов, 2000.
- Богин Г.И. Индивидуализация по речевому жанру в системе действий языковой личности.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6-8 окт. 1998 г. /ВГПУ.
- Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге.//
- Вежбицкая А. Речевые акты.// Жанры речи. - Саратов, 1997. -М., 1982.
- Гайда С.Т. Жанры разговорных высказываний.// Жанры речи: Сб. научн, ст. - Саратов, 1999.
- Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений/ Гальскова Н.Д., Гез Н.И. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Говорова В.Ф. Методика развития умений письменной речи студентов факультетов иностранных языков в контексте речеведения (на материале английского языка). Автореф. дис. канд. пед. наук. - Тольятти, 2002 - 24 с.
- Гужова Н.В. Методика обучения иностранных граждан продуктивной письменной речи на начальном этапе обучения (на материале сочинения с элементами рассуждения). Автореф. дис. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2000 - 23 с.
- Данилюк Л.Г. О социальной детерминации порождения речи в теории речевой деятельности. / Исследование различных типов и жанров текста: Межвуз. сб. научн. ст. [Отв. ред Л.В. Черепанова] - Сургут, 1999 -121с.
- Долгина О., Колесникова И. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков.
- Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия.// Жанры речи: Сб. научн, ст. - Саратов, 1999.
- Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. //Иностранные языки в школе - 2002 - № 3 - С. 9-13.
- Зимняя И.А. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе — 1992 - № 1 — С.
- Карасик В.И. Аспекты и категории дискурса. // Языковая личность: система, нормы, стиль: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 5-6 февр. 1998 г. /ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 1998.
- Карасик В.И. О категориях дискурса.// Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. научн. тр. /ВГПУ;
/ВГПУ. - Волгоград:
Перемена, 1999.
- Клеменцова Н.Н. Смысловая структура текста и ее понимание. //Текст в речевой деятельности (перевод и лингвистический анализ). АН СССР. Институт языкознания. - М.,1988.
- Конобеев А.В. Обучение письменному иноязычному дискурсу в жанре эссе (на материале младших курсов языкового вуза). Автореф. канд. дис. — Тамбов, 2001.
- Коротеева О.В. Дефинирование как один из жанров педагогического дискурса.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6-8 окт. 1998 г. /ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 1998.
- Кучеренко О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения (французский язык, неязыковой вуз). Автореф. канд. дис.-М., 2000.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник
/ Под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого и др. - М., 1982 - 373 с.
- Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи.
//Иностранные языки в школе — 1997 — № 2 — С. 5-11.
- Мусницкая Е.В. Обучение письму. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев - М., 1991 -360 с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранному языку. - М.,
1977-216 с.
- Пригарина Н.К. Об одном подходе к классификации жанров речи.// Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. научн. конф. Волгоград, 6-8 окт. 1998 г. /ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 1998.
- Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М., 1991 -287 с.
- Сафикулиев Ш.А. Роль и место письменных упражнений в развитии
речевых умений по английскому языку. Автореф. дис. канд. пед. наук. —
Баку, 1973-53 с.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова. - М., 1981 Филимонова Л. Обучение письменной речи: (на материале
английского языка): Система упражнений. - Самара, 1998 - 194 с.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: [Отв. ред. М.К. Колкова] - СПб.: КАРО, 2006. - 224 с. - (Модернизация общего образования).
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010. – 144 с. – (Стандарты второго поколения).