Жанрово-ориентированные упражнения как средство формирования дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи н

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам проблема формирования у учащихся умений письменной речи занимает особое место. В течение достаточно длительного периода развития методики как науки в ней не уделялось должного внимания обучению письменной речи. Письменная речь, прежде всего на уровне записи, рассматривалась как средство обучения другим видам речевой деятельности или как один из приемов активизации учебного процесса.

Содержание работы

Пояснительная записка 3
Технология проектирования комплекса «жанрово-ориентированных упражнений, направленных на формирование дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи уроках английского языка» 22
Педагогические условия реализации проекта «жанрово-ориентированные упражнений как средство формирования дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи» 33
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 96.28 Кб (Скачать файл)
  1. Принцип коммуникативности.

Принцип коммуникативности предполагает понимание цели обучения как формирования у учащихся способности и желания участвовать в общении на иностранном языке. Данная способность называется коммуникативной компетентностью и рассматривается как совокупность входящих в нее (суб-)компетенций. Формирование дискурсивной компетенции, таким образом, является одной из частных целей обучения иностранному языку, определяющей отбор содержания обучения и специфику его организации. Данный принцип требует организации учебного процесса как практики в общении, что отражено в принципе речевой направленности.

  1. Принцип речевой направленности.

Согласно данному принципу, «приоритет отдается упражнениям условно-речевого и речевого характера». В нашем случае это означает, что комплекс упражнений, входящий в методику по формированию дискурсивной компетенции в процессе обучения письменной речи, должен включать преимущественно упражнения в самой письменной речевой деятельности, с разной степенью условности предлагаемых заданий и возможным присутствием репродуктивных элементов.

  1. Принцип опоры на родной язык учащихся.

Лексический и грамматический материал, представленный в текстах  и упражнениях, не вызывает больших  трудностей у детей; упражнения по этапам расположены в порядке "от простого к сложному";

  1. Принцип сочетания процессуального и результативного подходов к обучению позволяет не только учесть все компоненты как дискурса так и дискурсивной компетенции, но и организовать процесс обучения оптимальным для формируемых в данный момент умений способом. В предлагаемой трехэтапной модели обучения первый этап является процессуально-текстовым, второй - преимущественно жанровым, третий — синтетическим, комплексным.
  2. Принцип устного опережения предполагает устное ознакомление и закрепление некоторых незнакомых иноязычных слов на предтекстовом этапе, наличие речевой практики, протекающей в устной форме, на основе выполнения ряда упражнений на последующих этапах. Таким образом, технология выполнения от устного к письменному, от активных форм (говорение на предтекстовом этапе) к пассивным (письмо на текстовом и послетексто- вом этапах).
  3. Принцип аппроксимации означает «снисходительное отношение» учителя к допускаемым учащимися ошибкам в процессе выполнения лексических упражнений (например, неправильный перевод слова), если они не приводят к искажению смысла предложения, части текста или текста в целом [10; 78 - 85].
  4. Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности предполагает присутствие на уроках четырех видов речевой деятельности:
  • говорение (выделение незнакомых слов, их перевод в зависимости от контекста, выражение отношения к вопросам, затронутым в иноязычном тексте и т.д.);
  • письмо (выполнение ряда упражнений в письменной форме);
  • чтение (прочтение текстов);
  • аудирование (педагог озвучивает задания на иностранном языке, высказывание сверстников по различным вопросам, заданным в тексте также на иностранном языке).
  1. Принцип учета уровня владения языком предполагает организацию процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащихся посредством использования разноуровневых упражнений на уроке (упражнения по этапам расположены в порядке от простого к сложному), индивидуального подхода к некоторым ученикам.
  1. Основанный на данных физиологических, психологических и лингвистических исследований, принцип учета положительного взаимовлияния различных видов речевой деятельности друг на друга предполагает использование в процессе обучения, направленного на формирование дискурсивной компетенции в письменной речи, упражнений для развития умений в других видах речевой деятельности, прежде всего в чтении. Кроме того, следствием данного принципа является предположение, что формирование дискурсивной компетенции в письменной речи будет положительно влиять на ее уровень в устной, подтверждение которого не входит в задачи данной работы, однако может послужить направлением дальнейших исследований в данной области.

Кроме перечисленных выше принципов в основе проектирования предлагаемого нами комплекса упражнений лежит единство используемых методов и форм организации познавательной деятельности подростков, что в большей степени способствует успешности апробирования комплекса.

Весь комплекс состоит  из 37 упражнений. Предлагаемые в комплексе тексты соответствуют по степени сложности их языковому и речевому опыту в родном и иностранном языке. Тексты содержат до 10 - 12 незнакомых слов. Также при подборе текстов мы учли главное требование - иноязычные тексты будут восприниматься учащимися как "носитель" не только лингвистической (языковой), но и содержательной информации.

В упражнениях подобраны тексты разного характера. Выбор и содержание текстов и упражнений соответствует уровню подготовки и интересам учащихся.

В результате отбора в содержание обучения были включены следующие типы текстов:

  • личное письмо с рассказом о себе (formal letter);
  • письмо-выражение благодарности (thank-you letters);
  • приглашение (invitation letters);
  • письмо-извинение (Letters of apology)
  • письмо-заявление о приеме на работу (letters of application for a job);
  • сочинение (эссе) (essays);

Большинство упражнений направлены на анализ текста, либо на овладение  учащимися лексическими единицами, характерными для данного типа текста, а также союзами, обеспечивающими  связность текста на разных уровнях. Упражнения, в основе которых лежит анализ текста, могут быть следующими:

  1. проанализируйте текст и оцените его по данным критериям;
  2. сравните два письма, написанные в соответствии с представленным 
    выше заданием, по следующим параметрам...;
  3. определите, какие из аргументов представлены в защиту ..., а какие 
    против;
  4. разделите текст на абзацы;
  5. расположите абзацы рассказа в правильном порядке;
  6. исправьте ошибки в пунктуации, порядке слов;
  7. допишите письмо, начало и окончание которого вам представлены;
  8. найдите слова в тексте, являющиеся синонимами слов в списке;
  9. вставьте в текст подходящие слова-связки;
  10. найдите в тексте слова и грамматические конструкции, которые 
    передают последовательность действий.

В комплексе присутствует также упражнения (в основном подстановочного характера) на формирование лексических и грамматических навыков, умений построения текста.

Упражнения касающиеся обучения написанию писем, включают работу над письмами неофициального стиля.

Большинство упражнений, включает текст; задание по написанию собственного текста; стимул и опоры для высказывания; упражнения, направленные на овладение учащимися умениями по написанию текста определенного типа.

Кроме того, тексты и упражнения позволяют развивать  у учащихся языковую догадку, совершенствовать речевые и языковые умения и навыки у учащихся.

Все упражнения, входящие в комплекс, представляют собой совокупность на основе общности цели, темы, результатов, единства используемых материалов и форм. Упражнения, входящие в комплекс, четко структурированы по 3-м видам (рецептивные – рецептивно-продуктивные - продуктивные) и не только заключают в себе изучение материала, но и предшествуют ему, т.е. выступают в качестве средства усвоения знаний.

В разработанный  нами комплекс вошли следующие группы упражнений по развитию умений всех компонентов дискурсивной компетенции:

1. Упражнения,        направленные        на        формирование       умений

стратегического компонента дискурсивной компетенции:

  • осознавать цель собственного речевого поведения;
  • осуществлять общее планирование дискурса в соответствии с 
    коммуникативной целью.

2. Упражнения, направленные на формирование умений тактического 
компонента дискурсивной компетенции:

  • анализировать коммуникативную ситуацию;
  • уточнять на этой основе коммуникативное намерение и четко 
    спланировать свое высказывание;
  • учитывать параметры коммуникативной ситуации на всех стадиях создания речевого 
    произведения;

3. Упражнения,  направленные на формирование умений жанрового 
компонента дискурсивной компетенции:

  • выбирать жанр текста;
  • соблюдать каноны жанра.

4. Упражнения,  направленные  на формирование умений текстового 
компонента дискурсивной компетенции:

  • представлять     информацию     как     иерархию     смысловых 
    предикатов;
  • отражать данную иерархию в построенности частей текста;
  • осуществлять интеграцию отдельных частей в единое целое 
    через     использование различных групп признаков цельности;
  • организовывать связную последовательность предложений при 
    помощи лексических и грамматических средств когезии на 
    уровне сегмента текста (СФЕ) и цельного текста.

Выполнение упражнений включает следующие этапы работы с ними:

  1. выяснение цели написания текста данного типа, коммуникативного намерения автора;
  2. изучение коммуникативной ситуации, которая влияет на выбор жанра,   функционального   стиля,   языковых   средств,   а   также 
    отражается в текстовой категории адресованности (обращенности);
  3. ознакомление   с   текстом-образцом,    изучение   его   структуры, жанрово-стилистических особенностей, специфики использования лексико-грамматических средств и других способов достижения 
    коммуникативной цели; различного вида репродукция текстов-образцов, упражнения по 
    овладению учащимися жанрово-стилистическими, риторическими особенностями данного типа текста;
  4. создание (продукция) самостоятельных текстов данного типа; при этом происходит постепенное варьирование условий и ситуации общения, а также изменение в пределах заданного жанра цели, намерения автора текста.

Стоит отметить, что данный комплекс упражнений предполагает использование  различных приемов работы на уроке: прием работы со словарем, прием  семантизации, прием осложненного списывания и т.д.

Итак, можно сделать вывод  о том, что наш комплекс упражнений является оптимальным, т.к. соответствует  всем критериям и параметрам. С  помощью рецептивных упражнений усваиваются форма и значение лексических единиц, а также действия с ними, как с компонентами речевого общения. Рецептивно-продуктивные и продуктивные упражнения выполняют речевую задачу, формируют навыки в условиях, подобных речевым. Помимо этого в процессе выполнения упражнений учащиеся не только знакомятся с новой информацией, но и актуализируют свои знания, полученные ранее.

Отсюда мы можем сказать, что наш комплекс упражнений может  иметь место в процессе изучения английского языка.

 

 

Педагогические условия  реализации проекта «жанрово-ориентированные  упражнений как средство формирования дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи»

Тема эксперимента: жанрово-ориентированные упражнения как средство формирования дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи.

Исполнитель: Авдюков А.;

Руководитель: Булдакова Л.А., преподаватель английского языка.

Идея эксперимента: Использовать комплекс жанрово-ориентированных упражнений на уроках английского языка в 9 классах и доказать, что он эффективно способствует формирования дискурсивной компетенции учащихся в области письменной речи.

Информация о работе Жанрово-ориентированные упражнения как средство формирования дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи н