Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа
На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам проблема формирования у учащихся умений письменной речи занимает особое место. В течение достаточно длительного периода развития методики как науки в ней не уделялось должного внимания обучению письменной речи. Письменная речь, прежде всего на уровне записи, рассматривалась как средство обучения другим видам речевой деятельности или как один из приемов активизации учебного процесса.
Пояснительная записка 3
Технология проектирования комплекса «жанрово-ориентированных упражнений, направленных на формирование дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи уроках английского языка» 22
Педагогические условия реализации проекта «жанрово-ориентированные упражнений как средство формирования дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи» 33
Список литературы 45
Принцип коммуникативности предполагает понимание цели обучения как формирования у учащихся способности и желания участвовать в общении на иностранном языке. Данная способность называется коммуникативной компетентностью и рассматривается как совокупность входящих в нее (суб-)компетенций. Формирование дискурсивной компетенции, таким образом, является одной из частных целей обучения иностранному языку, определяющей отбор содержания обучения и специфику его организации. Данный принцип требует организации учебного процесса как практики в общении, что отражено в принципе речевой направленности.
Согласно данному принципу, «приоритет отдается упражнениям условно-речевого и речевого характера». В нашем случае это означает, что комплекс упражнений, входящий в методику по формированию дискурсивной компетенции в процессе обучения письменной речи, должен включать преимущественно упражнения в самой письменной речевой деятельности, с разной степенью условности предлагаемых заданий и возможным присутствием репродуктивных элементов.
Лексический и грамматический материал, представленный в текстах и упражнениях, не вызывает больших трудностей у детей; упражнения по этапам расположены в порядке "от простого к сложному";
Кроме перечисленных выше принципов в основе проектирования предлагаемого нами комплекса упражнений лежит единство используемых методов и форм организации познавательной деятельности подростков, что в большей степени способствует успешности апробирования комплекса.
Весь комплекс состоит из 37 упражнений. Предлагаемые в комплексе тексты соответствуют по степени сложности их языковому и речевому опыту в родном и иностранном языке. Тексты содержат до 10 - 12 незнакомых слов. Также при подборе текстов мы учли главное требование - иноязычные тексты будут восприниматься учащимися как "носитель" не только лингвистической (языковой), но и содержательной информации.
В упражнениях подобраны тексты разного характера. Выбор и содержание текстов и упражнений соответствует уровню подготовки и интересам учащихся.
В результате отбора в содержание обучения были включены следующие типы текстов:
Большинство упражнений направлены на анализ текста, либо на овладение учащимися лексическими единицами, характерными для данного типа текста, а также союзами, обеспечивающими связность текста на разных уровнях. Упражнения, в основе которых лежит анализ текста, могут быть следующими:
В комплексе присутствует также упражнения (в основном подстановочного характера) на формирование лексических и грамматических навыков, умений построения текста.
Упражнения касающиеся обучения написанию писем, включают работу над письмами неофициального стиля.
Большинство упражнений, включает текст; задание по написанию собственного текста; стимул и опоры для высказывания; упражнения, направленные на овладение учащимися умениями по написанию текста определенного типа.
Кроме того, тексты и упражнения позволяют развивать у учащихся языковую догадку, совершенствовать речевые и языковые умения и навыки у учащихся.
Все упражнения, входящие в комплекс, представляют собой совокупность на основе общности цели, темы, результатов, единства используемых материалов и форм. Упражнения, входящие в комплекс, четко структурированы по 3-м видам (рецептивные – рецептивно-продуктивные - продуктивные) и не только заключают в себе изучение материала, но и предшествуют ему, т.е. выступают в качестве средства усвоения знаний.
В разработанный нами комплекс вошли следующие группы упражнений по развитию умений всех компонентов дискурсивной компетенции:
1. Упражнения, направленные на формирование умений
стратегического компонента дискурсивной компетенции:
2. Упражнения,
направленные на формирование умений
тактического
компонента дискурсивной компетенции:
3. Упражнения,
направленные на формирование умений
жанрового
компонента дискурсивной компетенции:
4. Упражнения,
направленные на формирование умений
текстового
компонента дискурсивной компетенции:
Выполнение упражнений включает следующие этапы работы с ними:
Стоит отметить, что данный комплекс упражнений предполагает использование различных приемов работы на уроке: прием работы со словарем, прием семантизации, прием осложненного списывания и т.д.
Итак, можно сделать вывод о том, что наш комплекс упражнений является оптимальным, т.к. соответствует всем критериям и параметрам. С помощью рецептивных упражнений усваиваются форма и значение лексических единиц, а также действия с ними, как с компонентами речевого общения. Рецептивно-продуктивные и продуктивные упражнения выполняют речевую задачу, формируют навыки в условиях, подобных речевым. Помимо этого в процессе выполнения упражнений учащиеся не только знакомятся с новой информацией, но и актуализируют свои знания, полученные ранее.
Отсюда мы можем сказать, что наш комплекс упражнений может иметь место в процессе изучения английского языка.
Тема эксперимента: жанрово-ориентированные упражнения как средство формирования дискурсивной компетенции учащихся 9 классов при обучении письменной речи.
Исполнитель: Авдюков А.;
Руководитель: Булдакова Л.А., преподаватель английского языка.
Идея эксперимента: Использовать комплекс жанрово-ориентированных упражнений на уроках английского языка в 9 классах и доказать, что он эффективно способствует формирования дискурсивной компетенции учащихся в области письменной речи.