Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

клей, ножницы, лоскутки ткани, кружев, рифленый картон.

Принцип построения витрины  – от большого пятна к мелким деталям, группировка

предметов, сочетание предметов  разной величины (показать схему композиции).

-Важно задумать общее  построение и искать выразительные  средства (цвет,

ритм), а не скучное перечисление товара.

Начинаем работу:

1)      Очертить  прямоугольник витрины;

2)      Сделать  эскиз витрины. Надо чтобы по  витрине сразу можно было узнать,

что представляется в магазине. Уделите внимание на гармоничное сочетание

цвета, чтобы не было пестроты. Можно ограничить число цветов до 3 или 2.

3)      Вырезать;

4)      Компоновка:

-Попробуйте вырезанные  детали подвигать на листе,  что-то увеличить или

уменьшить. И только решив  общую композицию, можно все приклеить.

3.      Самостоятельная  творческая деятельность.

4.      Анализ  работ. Итоги.

                                   Занятие №5.                                  

Тема: Работа с бумагой. Аппликация. «Ковер осенних листьев». (Коллективная

работа).

Цель: Научить составлять композицию, учитывая композиционные и цветовые

особенности.

Задачи:

-познакомить с понятием  ритм, движение;

-научить выражать состояние  природы в композиции с учетом  цветовых сочетаний,

ритме, движения;

-воспитать цветовидение, эстетический вкус;

Теоретические сведения: цветовой фон, нюанс, контраст, движение, ритм.

Ход:

1.      Вводная  беседа:

-Какие краски у осени?

-Какого цвета небо?

-Какого цвета трава?

-Какого цвета листья  у деревьев?

-Попробуем изобразить  листопад, наклеивая листочки на  цветной фон (даются

шаблоны, а при желании  дети изготавливают детали сами);

2.      Составление  плана работы:

-заготовим много листочков  разного размера и цвета, как  будто это листья с

разных деревьев;

-Вспомни, как опадают  листья в спокойный, безветренный  день;

-А как они кружатся  в вихре? (внимание на ритм и  движение. Словесное описание);

-Сначала разложи все  листочки так как нравится, и только потом приклеивают их

по одному;

-Может быть тебе захочется изобразить яркие и контрастные листья, цвета, а

можно подобрать композицию в одном тоне, используя только оттенки, нюансы

одного цвета;

-Не забудьте подобрать  подходящую бумагу для фона;

-Что она будет изображать: ясное или хмурое небо, а может  землю?

-Дайте название своему  творению.

3.  Самостоятельная творческая  деятельность.

4. Анализ работ. Итоги.

-составление коллективной  композиции из всех работ класса (словесное

оценивание, описание).

Занятие №6

Тема: Работа с тканью и  бумагой. Коллаж из ткани.

Цель: Научить создавать  композиции из ткани из холодных и  теплых цветов.

Задачи:

-познакомить с разновидностями  тканей;

-показать закономерности  создания гармоничных цветовых композиции;

-развивать цветовидение,  умение передавать замысел композиции  через ее

цветовое решение;

-воспитывать аккуратность, любовь к природе.

Теоретические сведения: коллаж, светлота, цвет тона, гармония цветов,

родственные цвета, контрастные  цвета фактуре (гладкие, шероховатые).

Ход:

1.      Вводная  беседа (о ткани):

Ткань – интересный материал для коллажа. Взгляни на свои лоскутки. Среди них

есть блестящие и матовые, гладкие и шероховатые, плотные и совсем прозрачные.

А цвета! Обрати внимание на кусочки старенькой выцветшей ткани: какие у них

тонкие переходы цвета, какие  оттенки. Этим материалом можно передать многое –

игру света и тени, цвета  и линии, все то, чем мы любуемся в природе.

Такое изображение называется коллажем. Коллаж в отличии от аппликации хорошо

передает оттенки цвета.

2.      Тренировочные  упражнения:

1)      Упражнения  по подбору гармоничных тонов сочетаний лоскутков. Учитель

предлагает детям сложить  в единое целое полотно все  имеющиеся у них лоскутки

(вывод: полотно получилось  пестрым, но невыразительным)

-Существуют определенные  закономерности цветовых сочетаний,  знание которых

поможет в дальнейшем создавать  интересные коллажи;

-Составим коллаж из  родственных теплых цветов (красный,  малиновый, оранжевый);

-Из родственных холодных  цветов (зеленый, синий, голубой,  фиолетовый);

Теперь составьте цветовые композиции  из 3-4 цветов различных  по светлоте

лоскутков (темный, светлый и средний между ними).

Пусть они будут близкими по цвету (темно-синими, сиреневыми, светло-голубыми).

-Теперь к ним можно  добавить яркий кусочек (малиновый,  ярко-розовый).;

-А можно разнообразить  коллаж путем введения в нее  двух лоскутков из набивных

тканей, включающих уже взятые ранее цвета, но при этом один из лоскутков

должен быть с мелким, а  другой – с кружной орнаментацией.

2)      Упражнение  на составление контрастных сочетаний:

-Создавая цветовую гамму  из контрастных цветов (красный  и зеленый) нужно

стараться, чтобы они были близкой или одинаковой светлоты. Чтобы смягчить

противопоставление двух основных цветов можно один из цветов (допустим,

зеленый) представить помимо ярко-зеленого, несколькими более сложными

оттенками – болотным, оливковым, цветом листьев розы и так далее.

-В цветовые композиции, построенные на контрастах хорошо  добавить черный цвет

– Он усиливает звучание других цветов, делая композицию более  выразительной.

-Особое внимание надо  обратить на использование ярких  цветов. Следует

помнить, что они приковывают  внимание зрителя, служат акцентом композиции,

заставляя остальные цвета  играть роль фона. Но их взаимодействие тем сильнее,

чем меньше занимаемая площадь. Пример: положить красный цвет на сине-

фиолетовый – «горит». В композиции, построенной на контрастах, нужно сразу

решить, какого цвета в  целом будет коллаж. Если зеленого то этот цвет должен

доминировать по площади.

-При составлении композиции  следует помнить, что один и  тот же цвет по

разному выглядит в разном окружении:

Например: если положить серый  лоскуток на красный фон, он кажется  зеленым, то

есть примет цвет, контрастный  цвету фона.

3.      Выполнение  творческой работы:

Советы: Коллаж наклеивают на картонную основу клеем ПВА.

-Продумать порядок приклеивания  деталей. Сначала приклеивают  то, что на

картинке находится дальше, что загораживается (это небо, земля, море или

общий фон).

-Затем на эти лоскутки  наклеивают остальные элементы.

4.      Анализ  работ. Итоги.

                                   Занятие №7                                  

Тема: Работа с тканью. Комплект для кухни. Прихватка и грелка для чайника.

Цель: Научить создавать  вещи в едином стиле.

Задачи:

-познакомить с понятием  стиль, стилевое единство;

-Научить выражать настроение  вещи;

-развивать умение применять  основное правило дизайна «красота + польза» в

изделии;

-воспитывать хозяйственность,  практичность, аккуратность.

Теоретические сведения: стиль, стилевое единство, припуск, настроение вещи.

Ход:

1.      Вводная  беседа:

-Обрати внимание в доме  ни одна вещь не существует  сама по себе, в отрыве от

других; вещи связаны общим  настроением, как бы дополняют друг друга. В таких

случаях говорят, что они имеют единый стиль. Попробуем придать немного

своеобразия своему дому, начнем с кухни. Посмотри на комплект прихвата и

грелки (образцы). Эти вещи сразу настраивают на добродушный  и веселый лад –

ведь улыбка никогда не помешает. Выполнить такие вещи нам  уже по силам, но

они потребуют не мало труда и терпения.

2.      Составление  плана «прихватка для горячей  посуды»

-Тебе приходилось пользоваться  прихваткой?

-Для чего она?

-Рассмотри образец и  попытайся рассказать как устроена прихватка?

-Какой она должна быть  толщины?

-Сколько в ней деталей?

-Какие лучше взять материалы?

Порядок работы:

1)      Изготовление  выкройки из бумаги:

-Подумай чем удобна такая простая форма прихватки? (прямоугольник);

-А размеры? (160*160);

-Почему, например, неподходящим  будут 80*80 мм или 350*350 мм?

                                   Занятие №8                                  

Тема: Работа с тканью. Грелка на чайнике(продолжение).

Цель: научить создавать  вещи в едином стиле.

Задачи:

-научить выражать настроение  вещи через общие стилевые  особенности;

-развивать умение определять  конструкторский замысел вещи;

-воспитывать хозяйственность,  практичность, аккуратность.

Теоретические сведения: стиль, стилевое единство, настроение вещи.

Ход:

1.      Вводная  беседа:

-если тебе удалось справиться  с прихваткой, то грелку для  чайника ты тоже

сумеешь сделать;

-эта работа не очень  трудная, но более длительная. Так что наберись терпения,

и у тебя получится отличный комплект, который будет радовать всех, приходящих

в твой дом.

2.      Анализ  изделия. Составление плана работы:

1)      рассматривание  образцов, определение конструкции  изделия:

-Грелка состоит из внешнего  и внутреннего колпаков, только  между ними еще

вставляется утепляющая прокладка, чтобы грелка дольше держала тепло.

-Какие нам понадобятся  материалы?

2)      Изготовление  выкроек:

-Внешняя деталь:125*200

-Внутренняя деталь: 123*195

Выполни эту работу сам  не по чертежам. Вероятно, ты сможешь  ответить на

вопрос, почему выкройки внешней  и внутренней деталей различаются  по величине.

3)      Разметка  на ткани:

-Внешнюю и внутреннюю  деталь размечают с припусками 10 мм;

-Прокладку размечают по  выкройке внешней детали, но без  припусков;

4)      Вырежем  детали в соответствии с разметкой;

5)      Соберем  изделие.

Порядок сборки:

-Сметаем и сошьем внешний  колпак, а затем – внутренний;

-Какой припуск мы оставили? (10 мм).

-К обеим сторонам внутреннего  колпака приложим детали прокладки  и в

нескольких местах слегка прихватим их швом «через край»;

-Внешний колпак вывернем  налицо и вставим в него  внутренний вместе с

прокладкой, подвернем нижние края обоих колпаков внутрь и прометаем  их

вместе;

6)      Оформим  грелку

-Если прихватка оформлена  кружевом, то и грелку нужно  оформить также.

-Если прихватка маленькая  мышка, то грелка – кошка.

К грелке Лягушке-Царевне  можно сделать прихватку лягушку.

Список используемой литературы

1.Адамар Ж. Исследование  психологии процесса изобретения  в области

математики. М. : Мысль, 1970.

2.Активизация творческой  деятельности детей младшего  школьного возраста (сб.

статей) .-Свердловск, 1983.

3.Башаева Т.В. Развитие  восприятия у детей. Форма,  цвет, звук.-Ярославль:

Академия развития, 1997.

4.Богатеева З.А. Чудесные  поделки из бумаги.-М.:Просвещение, 1992.

5.Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической  запущенности

школьников (сб. научных трудов).-Свердловск, 1988.

6.Гагарин Б.Г. Конструирование  из бумаги.- Ташкент,1988.

7.Геронимус Т.М. Урок  труда (комплект для начальной  школы).-М.:Просвещение,

1997.

8.Григорович Л. Формирование  элементов творческого системного  мышления на

начальном этапе становления личности.// Школа.97.2.//

9.Головина Т.Н. Изобразительная  деятельность учащихся вспомогательной  школы.

- М. : Просвещение, 1974.

10.Горина Г.С. Народные  традиции в моделировании одежды.-М. : Просвещение,1974.

11.Давидчук А.Н. Развитие  у дошкольников конструктивного  творчества.-

М.:Педагогика,1976.

12.Дьяченко О.М. Пути  активизации дошкольников //Вопросы  психологии.87.1//

13.Дочки-матери. Проза, стихи,  публицистика.(сост. Никулина М.П.).Свердловск:

средне-уральское книжное  издательство,1986.

14.Ефремова Л.М. И модно  и красиво. //Эстетика поведения//.-М.:Искусство,1985.

15.Евдокимова Л.Н. Эстетико-педагогические  условия развития творческого

мышления младших школьников (диссертация).-Екатеринбург,1998.

16.Зеленина Е.Л. Играем,познаем,рисуем.-М.:Просвещение,1996.

17.Иллюстрированная энциклопедия  моды (пер. И.М. Ильинской и

Л.А. Лосевой).-Прага:Артия,1987.

18.Игнатьев Е.И. Воображение  и его развитие в творческой  деятельности.-

М.:Просвещение,1985.

19.Изобразительное искусство  и художественный труд(сост. Неменский Б.М.).-

М.:Просвещение,1991.

20.Калмыкова З.И. Продуктивное  мышление как основа обучаемости.-

М.:Педагогика,1981.

21.Казакевич В.М. Учебные  комплекты "Хозяин дома" //Школа  и производство.96.6//

22.Карнавал.(сост. Р.Гибсон).-М.:"Росшэн",1995.

23.Каган М.С. Человеческая  деятельность (опыт системного анализа).-М.:

политическая литература,1974.

24.Калмыкова З.И. Особенности  продуктивного мышления //Вопросы  психологии.78.3//

25.Конышева Н.М. Секреты  мастеров.-М.:LINKA-PRESS,1997.

26.Конышева Н.М. Наш рукотворный  мир.-М.:LINKA-PRESS,1997.

27.Конышева Н.М. Чудесная  мастерская.-М.:LINKA-PRESS,1997.

28.Конран Т. Современный  дом:искусство дизайна.-М.:"Меджибок" и "Русские

словари"

29.Конышева Н.М. Художественный  труд(программа дизайнообразования)

//Начальная школа.98.10//

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления