Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:06, курсовая работа
ПРОТОРЕНЕССА́НС (от греч. protos — "первый"; франц. Renaissance — "возрождение") — исторический период в развитии средневекового искусства Италии XIII—XIV вв., предшествующий эпохе Итальянского Возрождения второй половины XV — начала XVI в. Этот период характеризуется антикизирующими тенденциями, т. е. стремлением художников использовать традиции античного искусства.1
Становление и развитие художественной культуры Возрождения — процесс длительный и неравномерный. Хронологические рамки Итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII в. по первую половину XVI в. включительно. За это время искусство Итальянского Возрождения прошло несколько этапов своего развития. Среди искусствоведов принято эти этапы называть по названию столетий. Так, XIII век именуется дучеито (букв, двести), XIV — треченто (триста), XV — кватроченто (четыреста), XVI век — чинквиченто (пятьсот).
…………………………………………………………………………….……… 3
1 Проторенессанс…………………….…………………………………………….3
2 Терминология и влияние………………………………………………….………3
3 История…………………………………………………………….……………….6
4 Архитектура……………………………………………….……………………….8
5 Скульптура…………………………………….…………………………….……10
6 Живопись………………………………………………………………………….13
…………………………………………………………………………………….…25
Библиографический список…………………………………………….….………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Филиал в г. Новороссийске
Допустить к защите
«_______»______________2013 г.
Научный руководитель –
И.Г. Кованова _____________
Искусство проторенессанса
Работу выполнил: _____________
Филиал ФГБОУ ВПО «Куб ГУ» в г. Новороссийске
СОДЕРЖАНИЕ
…………………………………………………………………………….
1 Проторенессанс…………………….…………………
2 Терминология и влияние……………………
3 История……………………………………………………………
4 Архитектура……………………………………………….
5 Скульптура…………………………………….……………
6 Живопись…………………………………………………………
………………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….….………
ПРОТОРЕНЕССА́НС (от греч. protos — "первый"; франц. Renaissance — "возрождение") — исторический период в развитии средневекового искусства Италии XIII—XIV вв., предшествующий эпохе Итальянского Возрождения второй половины XV — начала XVI в. Этот период характеризуется антикизирующими тенденциями, т. е. стремлением художников использовать традиции античного искусства.1
Становление и развитие художественной
культуры Возрождения — процесс
длительный и неравномерный. Хронологические
рамки Итальянского Возрождения
охватывают время со второй половины
XIII в. по первую половину XVI в. включительно.
За это время искусство
Первые ростки нового мировоззрения и сдвиги в художественном творчестве появились в конце XIII в., а в начале XIV в. им на смену пришла волна готического искусства. Эти явления стали своего рода «предвозрождением» и получили название Проторенессанса.2
Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).
Социальными предпосылками в 1200-е
(дученто) явились развитие ремесел
и торговли, экономические реформы
в свободных итальянских
Появление признаков Проторенессанса
некоторые исследователи
Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио.
Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано.
Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини (Рим); Джотто (Флоренция).3
Терминология и влияние.
Этап "предвозрождения" наблюдался в искусстве разных стран (см. Каролингское Возрождение; Македонское Возрождение; оттоновское возрождение; "русский ренессанс"; штауфеновский ренессанс), однако только в итальянском искусстве он имел далеко идущие последствия.
Термин "проторенессанс" ввел швейцарский историк Я. Буркхардт (1818—1897) в книге "Культура Возрождения в Италии" («Die Kultur der Renaissance in Italien", 1860). Нидерландский ученый Й. Хёйзинга в книге "Осень средневековья", опубликованной в 1919 г. (см. средневековое искусство), отказался признать специфику культуры Возрождения и, следовательно, проторенессанса, рассматривая эти периоды как этап развития средневековых идей. В 1957 г. Э. Панофский (см. иконология) опубликовал книгу "Ренессанс и „ренессансы“ в искусстве Запада", в которой развил идею о том, что "ренессанс" (в кавычках и со строчной буквы) — это явление, которое повторяется в культурах разных стран и различных эпох. Суть этого явления состоит в попытках соединения идеализма с натурализмом. Такое соединение осуществилось в искусстве античной классики века Перикла (V в. до н. э.), отчасти в раннехристианском искусстве (II—V вв. н. э.), затем в искусстве франков эпохи Каролингов (VIII—IX вв.), а потом в XIIв. во Франции. Античная традиция, по мнению Панофского, никогда не умирала, а только время от времени уходила в тень. Эта традиция является главной отличительной чертой западноевропейской культуры. Однако только в Италии на рубеже XV—XVI вв. вследствие особо благоприятных условий возник собственно Ренессанс (с прописной буквы).
Согласно концепции русского ученого И. Н. Голенищева-Кутузова, западноевропейский проторенессанс XII—XIII вв. начался в Греции с Македонского Возрождения IX—XI вв.: "Ранее, чем где-либо в Европе, на Балканах, в творчестве замечательных сербско-македонских художников XII—XIII вв. появились первые признаки ренессансного движения... Не художники Италии повлияли на сербско-македонскую живопись этого времени, а, наоборот, балканская, а через ее посредство византийская живопись оказала влияние на итальянское искусство XIII века, сыграв важную роль в развитии в нем предренессансных тенденций"4.
Иконы и фрески
сербско-моравской школы
Второе течение представлено скульптурой и книжной миниатюрой парижской школы около 1240 г., искусством провинций Сен-Дени, Иль-де-Франс, Шампани, школы Николаса из Вердена, скульптурой Шартра и Реймса. В то время стенная роспись "эмансипируется от книжной иллюстрации", появляется "фигурная и повествовательная живопись на стекле"6.
Мастера проторенессанса
стремились возродить качества монументальности,
свойственные античному искусству.
С середины XI в. начинает развиваться
почти забытое искусство
Решительные перемены совершаются в конце XII в., т. е. в то время, когда готический стиль достигает зрелости и его произведения могли на равных соперничать с античными. Так, "большие головы" интерьера и западного портала собора в Реймсе, созданные в середине XIII в. в самом сердце Франции (т. е. вне связи с антикизирующими тенденциями XI—XII вв. на юге страны и в Южной Италии), представляют собой монументализацию античных гемм и монет с их рельефными изображениями. Они еще не являются классической скульптурой, форма которой характеризуется единством осязательных и зрительных качеств. Но в готическом стиле был сделан важный шаг в направлении автономности скульптурного объема и свободы пластики складок одежд. Именно поэтому многие готические статуи Реймса так напоминают античные. Отделившись от пилона или пучка колонн интерьера готического храма, статуя перед стеной или в нише вступала в иное соотношение с архитектурой. Поэтому "высокая готика" (название стиля) есть, в сущности, проторенессанс (название периода) и является своеобразным средневековым Классицизмом.
Из византийского
искусства мастера стали
Характерный
пример представляет творчество скульптора
Никколо Пизано (ок. 1220 — 1280), который
был родом из Апулии (его второе
имя Никколо д’Апулия). В рельефах
кафедры Баптистерия в Пизе (1260)
Никколо Пизано обратился непосредственно
к позднеримскому наследию, заимствовав
отдельные фигуры и приемы трактовки
складок одежд с рельефов римских
саркофагов, находившихся рядом, в пизанском
Кампосанто (см. рис. 290—295). Такое обращение
назад, минуя несколько столетий
Средневековья, характерно для переломных
эпох развития искусства. Однако Н. Пизано
не удалось достигнуть гармоничного
соединения форм античной классики и
готического стиля. Обращение к
прошлому оказывается недостаточным,
если оно ограничивается внешними приемами,
простой стилизацией. Пизано в своем
уникальном опыте пренебрег сложностью
античного наследия, так же как
и актуальным содержанием средневекового
искусства. Именно поэтому опыт Пизано
более не повторялся, он остался
в истории искусства без
Конные статуи XII—XIII вв. более не повторялись вплоть до эпохи Возрождения. Во второй половине XIV в. антикизирующие тенденции казались архаичными, слишком "натуралистичными для тосканцев и слишком идеалистичными для североитальянцев". Итальянская живопись "поддалась соблазну" стиля интернациональной готики, она "отреклась от своего классического наследия" и оказалась под влиянием стиля, вызванного к жизни "по ту сторону Альп"8.
Предтечей нового
искусства (итал. vita nuova — "новая жизнь")
было суждено стать не Пизано-отцу,
а Джотто ди Бондоне (1266—1337), флорентийцу,
другу и единомышленнику Данте
Алигьери. Дж. Боккаччьо в "Декамероне"
назвал Джотто "лучшим живописцем в
мире", который "возродил искусство".
В своей живописи Джотто ориентировался
не на традиции иконописцев итало-критской
школы, ярким представителем которой
был Чимабуэ (1240—1302), а на достижения
современной ему скульптуры. Флорентиец,
изменивший свои взгляды на искусство,
как и Пизано-отец, он полагался
не на плоскостной узор линий, а на
осязательную ценность скульптурного
объема. Отсюда проистекают сильные
и слабые стороны его росписей
в Капелле дель Арена в Падуе
(1305—1306). Изобразительное пространство
(см. пространственные системы изображения)
во фресках Джотто незначительно, мастер
его углубляет лишь настолько, чтобы
разместить там фигуры, подчас игнорируя
даже их пространственные отношения. Русский
религиозный философ П. А. Флоренский
назвал "джоттизм" ересью, "францисканством"
в искусстве, возникшим на фоне символизма
религиозной живописи того времени:
"Джотто смотрит в иную сторону...
Его веселый и счастливый гений...
был склонен к по-