Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:06, курсовая работа
ПРОТОРЕНЕССА́НС (от греч. protos — "первый"; франц. Renaissance — "возрождение") — исторический период в развитии средневекового искусства Италии XIII—XIV вв., предшествующий эпохе Итальянского Возрождения второй половины XV — начала XVI в. Этот период характеризуется антикизирующими тенденциями, т. е. стремлением художников использовать традиции античного искусства.1
Становление и развитие художественной культуры Возрождения — процесс длительный и неравномерный. Хронологические рамки Итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII в. по первую половину XVI в. включительно. За это время искусство Итальянского Возрождения прошло несколько этапов своего развития. Среди искусствоведов принято эти этапы называть по названию столетий. Так, XIII век именуется дучеито (букв, двести), XIV — треченто (триста), XV — кватроченто (четыреста), XVI век — чинквиченто (пятьсот).
…………………………………………………………………………….……… 3
1 Проторенессанс…………………….…………………………………………….3
2 Терминология и влияние………………………………………………….………3
3 История…………………………………………………………….……………….6
4 Архитектура……………………………………………….……………………….8
5 Скульптура…………………………………….…………………………….……10
6 Живопись………………………………………………………………………….13
…………………………………………………………………………………….…25
Библиографический список…………………………………………….….………26
Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны, и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное», и следовал в своих изображениях природе. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера раннего и Высокого Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов.
Итальянское искусство 14 в. (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. Завоевания Джотто, подобно новаторству Никколо Пизано, не сразу пробили себе дорогу и в полной мере были восприняты лишь с начала 15 столетия. Этот факт осознавали сами художники Возрождения, и Леонардо да Винчи написал об этом точными словами, ясно оценивая расстановку художественных сил: после Джотто «искусство снова упало, так как все подражали уже сделанным картинам... вплоть до тех пор, когда флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал совершенным произведением, что те, которые вдохновлялись иным, чем природой, учительницей учителей, трудились напрасно» (Леонардо да Винчи, Избранные произведения, т. II, М.—Л., «Academia», 1935, стр. 85—86.16).
Действительно,
за исключением сиенской школы, которая
занимала видное место в живописи
треченто, изобразительное искусство
второй половины 14 в. было значительно
менее самостоятельным и
Одухотворенная
поэзия глубокого личного чувства,
любовь к природе, страстный интерес
к окружающему миру нашли свое
совершенное выражение в
Весьма значительную роль в этот период играет также пизанская школа. В 14 столетии Пиза продолжает оставаться крупным художественным центром, где работают Андреа Пизано и его сын Пино, оставивший после себя большую художественную школу, просуществовавшую вплоть до начала 15 века.
Полуфеодальная
Сиена, несмотря на то, что она была
значительным промышленным центром, отличалась
в своем социально-
Основателем
сиенской школы живописи был Дуччо
ди Буонинсенья (ок. 1255— 1319), один из наиболее
консервативных мастеров как по своим
общественным взглядам, так и по
художественным позициям среди современных
ему живописцев. Старший современник
Джотто, он прошел равнодушно мимо всей
новизны его художественных реформ,
так как всецело был предан
византийскому искусству с его
плоскостностью, декоративностью, линеарностью,
яркой красочностью, отвлеченными золотыми
фонами. Документы сохранили
В «Мадонне Ручеллаи»
Дуччо не чувствуется той плоскостности,
как у Чимабуэ. Узорный легкий
трон изображен с иллюзией глубины;
правда, он дан в обратной перспективе.
Ангелы переданы в более объемной
манере, контуры фигуры мадонны плавны
и ритмичны. 3олотые края ее одежды,
прихотливо извиваясь, создают изящный
линейный орнамент. Однако образ мадонны
Дуччо так же отвлеченен и «церковен»,
как у Чимабуэ, в нем не ощущается
той человечности и жизненности,
которая чувствуется в «
Самым знаменитым
произведением Дуччо была его
«Маэста», или «Величество»,— огромный
двусторонний алтарный образ, написанный
в 1308—1311 гг., с изображением мадонны
— покровительницы города Сиены
— с младенцем и ангелами, которое
занимало всю центральную часть
лицевой стороны этой иконы. Пределлы
и верхнюю часть, а также всю
оборотную сторону Дуччо
В отличие от сурового в своей лаконичности и выразительности образного языка Джотто Дуччо обладает умением вести занимательный лирический рассказ, который, в противоположность распространенным в то время запутанным религиозным аллегориям, передан очень наглядно, просто и ясно. Повествуя о жизни и страданиях Христа в многофигурных сценах оборотной стороны иконы, Дуччо пытается вводить в них реалистические и даже жанровые моменты, но не доводит их до конца, подчиняя все декоративному началу. Перспектива, как правило, везде отсутствует, фигуры лишены пластической ощутимости, нетвердо стоят на ногах, не обладают весомостью, в силу чего эти сцены не создают реального и жизненного впечатления. Икона Дуччо, несмотря на то, что она является одним из выдающихся памятников, показывает вместе с тем, насколько неравномерно распространялись завоевания прогрессивного искусства в Италии 14 века.
Самым выдающимся
и одаренным последователем Дуччо
был Симоне Мартини (ок. 1285—1344). Современник
и друг Петрарки, Симоне Мартини
кроме Сиены работал в Ассизи,
в Авиньоне и Неаполе. К 1315 г. относится
его известная фреска «Маэста», во
многом аналогичная по композиции с
иконой Дуччо, но написанная не для
церкви, а для зала Большого совета
Палаццо Пубблико. Уже одним этим
она приобретала более светский
и парадный характер; в смысле своей
композиции она также отличалась
большей пространственностью и
свободой, которые, однако, прихотливым
образом сочетались в произведениях
Симоне с плоскостным декоративным
началом. В этой фреске все фигуры,
начиная с мадонны, отмечены чертами
готического изящества и
Причудливая
смесь северноготических
«Благовещение»
(Уффици) , написанное в 1333 г.,—
одна из самых лучших работ
художника. Бесплотная фигура
мадонны, задрапированная в
Прелесть его женских образов была близка по своему духу к поэзии Петрарки, и не случайно именно Симоне Мартини поэт поручил выполнить портрет своей бессмертной возлюбленной Лауры. Для сиенцев Симоне Мартини был самым любимым художником, унаследовавшим от Дуччо лучшее, что он имел, но раскрепостившим вместе с тем сиенскую живопись от гнета византийских традиций и придавшим ей светский оттенок, красоту, декоративную выразительность — качества, которые должны были нравиться его современникам.
Симоне Мартини работал также в Ассизи, где участвовал в росписях нижней церкви Сан Франческо. Из сохранившихся его ассизских фресок очень красив фрагмент с изображением музыкантов из композиции «Посвящение св. Мартина в рыцари».
Искусство Симоне
Мартини послужило образцом для
многочисленных подражаний, получив
известность в других городах
Италии и странах средневековой
Европы, однако в формировании искусства
Возрождения оно сыграло
Из сиенских
живописцев первой половины 14 в. следует
выделить братьев Пьетро и Амброджо
Лоренцетти, чье творчество представляло
собой демократическую линию
в сиенской живописи. Старшему из них,
Пьетро (упоминается в 1320—1348 гг.), принадлежат
изображения мадонн и алтарные иконы,
в которых уже не сохраняется
ничего византийского, а его образы,
напротив, отражают скорее влияние
скульптора Джованни Пизано. Он не порывает
с традициями сиенской живописи, но
вносит в нее ряд реалистических
черт, придавая своим образам жизненность
и драматическую
Среди его многочисленных работ особенно замечательны грандиозные фрески, написанные им совместно с братом между 1337 и 1339 гг. на стенах сиенской ратуши, которая являлась своего рода средоточием интереснейших и разных по своему характеру памятников сиенской живописи 14 столетия. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Злого правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени, и не всегда поддается разгадке. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. В «Добром правлении» выделяется фигура Мира в лавровом венке, знаменующая собой благосостояние государства . Городская площадь с народом, купцами, лавками и особенно сельский пейзаж с правой стороны, где изображены крестьяне, собирающие жатву, являются, по существу, первыми городскими и сельскими пейзажами в итальянском искусстве, хотя в них еще много условных и наивно трактованных подробностей . Несмотря на довольно плохую сохранность, эти фрески дают нам представление о новых художественных замыслах сиенских мастеров, порывающих со средневековыми традициями.