Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:06, курсовая работа
ПРОТОРЕНЕССА́НС (от греч. protos — "первый"; франц. Renaissance — "возрождение") — исторический период в развитии средневекового искусства Италии XIII—XIV вв., предшествующий эпохе Итальянского Возрождения второй половины XV — начала XVI в. Этот период характеризуется антикизирующими тенденциями, т. е. стремлением художников использовать традиции античного искусства.1
Становление и развитие художественной культуры Возрождения — процесс длительный и неравномерный. Хронологические рамки Итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII в. по первую половину XVI в. включительно. За это время искусство Итальянского Возрождения прошло несколько этапов своего развития. Среди искусствоведов принято эти этапы называть по названию столетий. Так, XIII век именуется дучеито (букв, двести), XIV — треченто (триста), XV — кватроченто (четыреста), XVI век — чинквиченто (пятьсот).
…………………………………………………………………………….……… 3
1 Проторенессанс…………………….…………………………………………….3
2 Терминология и влияние………………………………………………….………3
3 История…………………………………………………………….……………….6
4 Архитектура……………………………………………….……………………….8
5 Скульптура…………………………………….…………………………….……10
6 Живопись………………………………………………………………………….13
…………………………………………………………………………………….…25
Библиографический список…………………………………………….….………26
Если для 13 в. ведущим видом изобразительного искусства в Италии была скульптура, то в 14 столетии она уступила свое место живописи во главе с Джотто, одним из крупнейших реформаторов в истории европейского искусства.
Живопись.
Живопись 13 и 14 вв. развивалась в отдельных местных школах, из которых наибольшее значение имели художественные школы Флоренции и Сиены.
Среди многочисленных
флорентийских мастеров дученто
был особенно известен Чимабуэ —
создатель ряда монументальных произведений.
Религиозная живопись Чимабуэ в
силу своей консервативности и приемов,
связанных с византийскими
Различие
в интерпретации религиозного образа,
который для раннего
Старая историческая
традиция приписывала эту роль Чимабуэ,
но, разумеется, не его консервативное
искусство могло вскормить
Некоторые искусствоведы полагают, что живописец Ченни ди Пеппо, известный в городе под именем Чимабуэ, был знаком с отцом Джотто и, наблюдая у подростка интерес к рисованию, действительно уговорил кузнеца отдать сына ему в ученики.
Неизвестно, как долго обучался будущий художник в мастерской Чимабуэ и что он перенял от своего наставника, но в сохранившихся работах Ченни ди Пеппо помимо следования принципам византийской иконографии можно увидеть робкие попытки показать внутреннюю жизнь человека и стремление создать впечатление реальности изображаемого.
Существует легенда, что однажды Чимабуэ, вернувшись в мастерскую, на носу одного из персонажей своего неоконченного произведения увидел муху и хотел ее согнать. Только муха оказалась нарисованной - это была шутка юного Джотто. Подмастерье мог писать предметы настолько реалистично, что даже его учитель верил в их существование.15
И хотя
византийская традиция была
Та роль, которая
в скульптуре принадлежит Пикколо
Пизано, в проторенессансной живописи
выпала на долю Пьетро Каваллини, римского
живописца и мозаичиста (ок. 1260—ок.
1330). Он-то и был идейным предшественником
и, по всей вероятности, учителем Джотто.
Преимуществом Каваллини было то,
что в противоположность
В этом произведении
Каваллини выступил уже как законченный
мастер. В сценах «Рождение Марии»
и «Успение Марии» архитектура заднего
плана напоминает античные строения,
фигуры пластически ощутимы, более
убедительно, чем у его предшественников,
расположены в пространстве. Использование
мозаичной техники с ее условностью
и ограниченными возможностями
не помешало Каваллини создать чисто
живописные образы, навеянные позднеантичными
росписями и памятниками
Во фресках
«Страшный суд», сохранившихся лишь
фрагментарно, написанных ок. 1293 г. в
церкви Санта Чечилия ин Трастевере
в Риме, Каваллини пошел еще
дальше. Они выделяются своим новым
подходом к форме, основанным не на
линейном принципе, а на чрезвычайно
сильной светотеневой моделировке,
которая, по словам Гиберти, придавала
форме «величайший рельеф». Эта
живописная лепка особенно чувствуется
в благородном лике Христа и в
фигурах апостолов, одеяния которых
переданы в красивых фиолетово-розовых,
оливково-зеленых, небесно-голубых
тонах. Однако образам Каваллини
еще не свойственна та степень
жизненности и
В искусстве
Джотто был заключен мир новых
открытий, новых потому, что им впервые
и в полной мере утверждалась ценность
реальной человеческой жизни, которая
отразилась в живых и наглядно
трактованных человеческих образах, противостоящих
по своему характеру религиозно-
Действенная и живая сила джоттовского искусства сохранилась и до наших дней. Рожденное в трудной и сложной борьбе с феодальным мировоззрением и принципами средневековой художественной культуры, оно заключало в себе ряд новых и смелых реформ, несмотря на то, что, подобно Данте, Джотто не выходил из круга традиционных, освященных веками религиозно-библейских тем. По существу, именно этим художником были заложены основы для последующего развития реалистического искусства. Огромное значение Джотто осознавалось не только его современниками, но и великими итальянскими мастерами 15 и 16 столетий.
Каковы же
были эти реформы? Решающим моментом
в его творчестве было новое, объективное
отношение к действительности, не
подчиненное религиозно-
Введение в живопись того времени пластического объема, начало чему положил Каваллини, также было важным фактором, открывавшим новые пути для художников.
Основная
роль в творчестве Джотто принадлежит
человеку. Создавая еще типический,
а не индивидуальный его образ, он
насыщает его высоким моральным
содержанием. Все эти черты нашли
яркое выражение в творениях
Джотто, и особенно в его знаменитых
фресках в Падуе, а также в
более поздних работах
Джотто ди
Бондоне (1266/76—1337) родился во Флоренции
и переехал в Рим в конце 13 в.,
но из его работ этого периода
известна лишь мозаика «Чудо на Генисаретском
озере» («Навичелла») в соборе св. Петра
в Риме. Около 1305 г. Джотто едет в
Падую, где пишет свои наиболее прославленные
фрески в Капелле дель Арена, принесшие
ему славу и утвердившие за
ним положение крупнейшего
Городская культура
Флоренции развивалась в
Прежде чем
перейти к знаменитому
Икона Джотто (дерево, 3,27 X 2,03) почти того же размера, как иконы Чимабуэ и Дуччо, что характерно для памятников подобного рода, относящихся к эпохе дученто, но все же она несколько меньше их, шире, приземистее и пространственнее в своем построении. Богоматерь изображена не строго в центре, а несколько смещена в сторону, что придает всей композиции большую ритмическую свободу. Уже этим Джотто внес изменение в традиционную для византийских икон строго симметричную схему расположения фигур. К трону, на котором восседает мадонна, изображенному в виде целого архитектурного сооружения, твердо стоящего на земле, ведут разноцветные ступени. Стрельчатая дуга арки охватывает фигуру богоматери, как бы замыкая ее в отдельное пространство, независимое от окружения ангелов и святых. Вместе с тем она придает ей весомость и объемность, так как контуры плаща мадонны ритмично повторяются в ясных очертаниях арки. Икона Джотто легко обозрима, и глаз зрителя не теряется в сложных линейных изгибах, уводящих его от реального и объемного восприятия формы, благодаря тому что тени подчеркивают каждую вогнутость, а свет создает выпуклость частей; поэтому мы ощущаем объемность человеческой фигуры независимо от того, задрапирована она или нет. В «Мадонне» Джотто все приобретает конструктивный смысл, потому что каждая линия выполняет определенное назначение, моделируя и очерчивая голову, торс, бедро, ногу, ступню, и ее направленность и напряжение всегда определяются движением фигуры. Поэтому так естественна и жизненна поза младенца, сидящего на ее коленях. Лицо Марии, несколько удлиненное, с узким, характерным для Джотто разрезом глаз. также передано не в отвлеченной византийской манере, а с большей правдивостью. На полной шее у места ее сгиба обозначены две складки, сквозь слегка раскрытые губы виднеется белая полоска зубов. Покорные и преданные взгляды ангелов тоже выражают определенный идейный замысел Джотто, который в застывшую и канонизированную схему внес, пусть еще в наивной и несовершенной форме, черты личных человеческих чувств. Фиолетово-серые и светло-зеленые хитоны ангелов, сливаясь с золотом фона и красными с голубым тонами одеяний Марии и младенца, создают праздничный и звучный аккорд, сильно отличающийся по своей мажорной тональности от более сдержанных пурпурно-фиолетовых и коричневых тонов иконы Чимабуэ. В этой радостной колористической гамме, в новом, более жизненном воплощении религиозных образов улавливаются признаки зарождающегося жизненно правдивого мироощущения, закладываются основы нового художественного мировоззрения.
Около 1305 г. Джотто создал свой фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуе. Эти росписи заняли центральное место не только в его творчестве, но и явились огромным вкладом в историю итальянского искусства. Капелла дель Арена, названная так потому, что на ее месте находилась когда-то арена римского цирка, принадлежала банкиру Энрико Скровеньи, который заказал Джотто расписать ее фресками. Небольшое здание, перекрытое внутри сводом, имело справа пять окон с широкими простенками; противоположная большая стена не имела проемов и архитектурных украшений, благодаря чему вся ее плоскость могла быть использована под росписи. Фрески были расположены в три ряда. Внизу на живописно имитированном цоколе из розовых с серым квадров размещены четырнадцать аллегорических фигур пороков и добродетелей. На входной стене расположена огромная роспись «Страшный суд», против нее — «Благовещение».
В расположении
фресок, соответствовавшем направлению
часовой стрелки, господствовали архитектурная
расчлененность и спокойная