Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:31, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения. Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей. Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные пути и направления повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников;
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Воспитание патриотизма у детей как педагогическая проблема.….…..6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания……………..6
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика патриотизма младших школьников. Способы диагностики воспитанности патриотизма младших школьников………………………………………………..……..……12
1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников………….……………………………………………….…………..18
Выводы по первой главе……………………………..………………………..22
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма младших школьников…………...…………………………………………………………24
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников……………………………………………………………………...34
2.3. Краеведческий музей как форма воспитания патриотизма младших школьников………………………………………………………………….…...39
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………..55
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Направление подготовки - Педагогическое образование
Профиль Дошкольное образование
| ||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||
| ||
ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ | ||
| ||
Научный руководитель: |
||
Уфа 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика
патриотизма младших школьников. Способы
диагностики воспитанности патриотизма
младших школьников………………………………………………..
1.3. Краеведение как средство воспитания
патриотизма младших школьников………….………………………………………
Выводы по первой главе……………………………..………………………..
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма
младших школьников…………...…………………………………
2.2. Содержание и формы краеведческой работы
младших школьников……………………………………………………
2.3. Краеведческий музей как форма
воспитания патриотизма
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Историческая ситуация 90-ых годов в России коренным образом изменила ход общественного развития страны. В период преобразований в обществе началась ломка прежних ценностей и поиск новых нравственных ориентиров. Это обусловило появление новых продекларированных в государстве идеалов, вошедших в противоречия с традиционным содержанием воспитания. Последовавшее изменение психолого-педагогического мышления к гуманистическим теориям развития личности актуализировало проблему определения содержания воспитания в целом и патриотического воспитания в частности в русле реструктуризации идеалов отечественной науки, ведущей роли духовных ценностей в становлении человека и его взаимодействия с обществом.
Рост информированности молодого поколения, процессы демократизации и создание многопартийной системы, преобладание у определенной части молодежи приоритета массовых ценностей и «поп-культуры» актуализировало необходимость усиления патриотического воспитания.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования в 90-е годы получили свое отражение и закрепление в нормативно-правовых актах федерального уровня – Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года, обозначивших аспект нового видения проблемы воспитания патриотизма, духовности, гражданственности, толерантности, любви к природе, семье и т.д.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов, религиозных конфессий определено содержание, основные направления (духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое), пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности». Но при этом следует отметить, что содержание данной Программы в большей мере было ориентированно на военно-патриотическое и спортивно-патриотическое воспитание граждан, и характеристику особенностей организации данных процессов в общеобразовательной школе.
Актуальность данной работы подтверждается также несоответствием имеющихся теоретических исследований патриотического воспитания современным условиям развития России. Обширный опыт, накопленный в советский период по данному направлению воспитательной работы требует философско-педагогического переосмысления с гуманистических позиций. Идеи В.Г.Белинского, Н.А.Бердяева, Н.А.Добролюбова, И.А.Ильина, А.Н.Радищева, С.М.Соловьева, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского и других мыслителей о сущности патриотического воспитания как становлении готовности к сознательному служению Родине в советский период были утрачены или адаптированы к задаче формирования социалистического патриотического воспитания: безальтернативного принятия идеала советской Родины и ненависти к ее врагам.
В отечественной педагогике патриотическое воспитание подрастающего поколения разрабатывалось на основе трудов Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других. Они заложили фундамент теории и практики основ патриотического воспитания учащихся, раскрыли сущность понятия «социалистический патриотизм» и особенности его формирования.
Изучение литературы постсоветского периода по проблеме патриотического воспитания молодежи показало, что этот процесс раскрывается в работах А.Н.Вырщикова, С.Е.Матушкина, Н.Д.Никандрова и др.; в совокупности с гражданским воспитанием - К.Ш.Ахиярова, А.В.Беляева, А.В.Подгорнова и др.; военно-патриотическим - П.Б.Белых, В.И.Лутовинова, Н.В.Мазыкина и др.; историко-патриотическим - Л.В.Корякин-Черняка и др.; национально-патриотическим - М.А.Дегтярева, М.В.Зима и др.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения.
Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения.
Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов.
Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей.
Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью.
В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
литературу по проблеме
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.
База исследования: МОУ СОШ №3 г.Нефтекамска, Республики Башкортостан.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (78 наименований), приложений. Общий объем работы 54 машинописных листа.
Понятие «патриотическое воспитание» связано с пониманием сущности «патриотизма, патриот и качество личности», с формированием личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего, умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради ее процветания.
Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Патриотизм – это высокое чувство любви к Отчизне, присущее большинству людей, живущих на своей родной земле, глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга, ответственности за все происходящее в стране, за её будущее [17, с.107].
Патриотизм – это совокупность (сплав) идей, убеждений, чувств и действий, направленных на постоянное развитие, процветание своей Родины, обеспечение духовно-нравственной, экономической, военной, экологической и иной безопасности личности, общества, государства, на целенаправленную активную деятельность по разумному удовлетворению духовных и материальных потребностей каждого гражданина, живущего и действующего в своем Отечестве. Патриотизм – это движение, зовущее вперед, фактор духовности, способствующий сохранению всего положительного, что накопили человечество, конкретный народ, общество и государство, в котором живет и действует личность, это форма её существования.
Качество личности – это обобщенные свойства личности, включающие следующие структуры: биологически обусловленная подструктура (темперамент - сила, подвижность, уравновешенность; патологические изменения); индивидуальные способности (эмоции - возбудимость, устойчивость, стеничность; внимательность, память, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, воля - самообладание, настойчивость, решительность, дисциплинированность), способности различных видов, направленность (трудовая, профессиональная, общая), опыт (профессиональный, культура), характер (идейность, честность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость и др.).
Реальное проявление патриотизма, непременно связано с установкой «Я должен…!» Подлинный патриотизм – это не лозунги, не красивые призывные речи и слова, а реальная действительность человека, действия и поступки, которые проявляются в устойчивом отношении его к своему прошлому, настоящему и будущему, к судьбе и делам Родины, российскому Отечеству, к своим конституционным правам и обязанностям, к профессии, к окружающим людям, к самому себе.
История и практика доказали, что патриотами не рождаются, ими становятся. Он становится им под влиянием и воздействием среды обитания, жизненных условий, характера деятельности и воспитания. Осознание себя патриотом проходит сложный путь взаимосвязи общественного и индивидуального сознания, формирования и развития патриотических убеждений, чувств, интеллектуальных, волевых навыков, умений, действий, высоконравственных привычек поведения. Все это, осуществляется через систему взаимодействий, опосредованных влияний, непосредственных целенаправленных воздействий [34, с.111].
На основе понимания сущности патриотизма и ведётся патриотическое воспитание, базирующееся на принципе историзма, опыте и практике жизни народов, государств, на передовых идеях и воспитательных технологиях.
На современном уровне развития теории и практики сущностная сторона патриотического воспитания граждан Российской Федерации может рассматриваться в нескольких аспектах и направлениях.
Во-первых, патриотическое воспитание - это сложное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с его социализацией, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, ценить культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. В данном случае речь идет о патриотическом воспитании в самом широком смысле этого слова.
Во-вторых, патриотическое воспитание следует рассматривать как один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя возрождения и процветания России, защиты ее интересов. Известно, что на личность, на общество в целом влияет много различных факторов: макросреда со своей господствующей идеологией, политикой, экономикой, правом, моралью, различными социальными институтами; микросреда – семья, школа, трудовой коллектив и т.д.; природная среда, в которой живет человек; характер трудовой и профессиональной деятельности; процесс целенаправленного воспитательного влияния на личность и коллектив (группу) людей. Все указанные факторы находятся в тесном взаимодействии, вместе с тем каждый из них обладает относительной самостоятельностью и оказывает различное влияние на формирование и развитие патриотических убеждений, чувств, действий конкретного человека и всего народа.
В-третьих, патриотическое воспитание рассматривается как комплекс (совокупность, синтез, сплав) общих и частных целей, задач, установок, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными ценностями. Само понятие «патриотизм» выступает как важнейшая ценность, которую надо каждому осмыслить, понять и принять к руководству в жизни, в профессиональной деятельности. Основные ценности патриотического воспитания представлены в качественных характеристиках патриотизма и при рассмотрении его сущности [34, с.114].
В-четвертых, патриотическое воспитание есть сложная управляемая система, включающая многообразие взаимно связанных элементов, параллельных и вертикальных, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.
Информация о работе Проблемы патриотического воспитания детей