Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:27, методичка
Программа по классическому танцу для хореографических отделении школ искусств, в основном, рассчитана на учащихся, освоивших программу подготовительного класса. При атом учитывается возможность обучения детей, ранее не получивших хореографической подготовки.
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
ПРОГРАММА ДЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ
Пригра.чма составлена В. П. Сердюковым. 11981 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по классическому танцу для хореографических отделении школ искусств, в основном, рассчитана на учащихся, освоивших программу подготовительного класса. При атом учитывается возможность обучения детей, ранее не получивших хореографической подготовки.
Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры. В этом - его главное воспитательное значение.
Прохождение программы должно опираться на следующие основные принципы: постепенность в развитии природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса.
Без соблюдения этих условий классический танец теряет силу воздействия как средство эстетического воспитания.
В связи с тем, что
в настоящее время опыт преподавания
классического танца в школах
искусств и музыкальных школах с
хореографическим отделением еще недостаточен,
программа носит эксперименталь
мендуется только в том случае, если возможности класса позволяют усвоить их качественно. Кроме того, педагог может по своему усмотрению перенести изучение в следующий класс или новее исключить те движения основной программы, прохождение которых окажется недоступным данному классу в связи с ограниченностью возможностей учащихся. Так, например, ряд наиболее трудных движений из программы IV класса, в случае необходимости, можно перенести в V класс. Возможны также некоторые изменения порядки прохождения материала.
Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс. При этом главная задача - поиск методов работы, которые обеспечат и сложных, специфических условиях работы хореографических отделений школ искусств высокое качество обучения.
Номера, построенные на основе классического танца и входящие в программу учебной практики, концертных выступлений и т. д. не должны превышать возможностей учащихся и программы соответствующих классов.
Программа рассчитана на пять лет: по 4,5 часа в неделю в первом классе и по 3 часа в остальных классах до конца обучения, согласно учебному плану. Индивидуальные часы, предусмотренные на предмет "Подготовка отдельных концертных номеров", можно использовать для занятий по предметам танцевального цикла (в том числе по классическому танцу).
Экзамены проводятся в первом и пятом классе.
I КЛАСС
Основной задачей первого класса является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений.
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
а) с позиции в сторону, вперед, назад;
б) demi-plies в I позиции в сторону, вперед, назад;
в) с V позиции в сторону, вперед, назад;
г) с demi-plies в V позицию в сторону, вперед, назад;
д) с опусканием пятки во II позицию и с I и V позиций;
е) с demi-plies во II позицию без перехода с опорной
ноги и в
IV позицию без перехода и с переходом с
опорной ноги - с I и V
позиций;
ж) passe par terre (проведение ноги вперед и назад
через I
позицию;.
а) с I и V позиций s сторону, вперед и назад;
б) с demi-plies в I и V позицию в сторону, вперед, назад:
в) pigues в сторону, вперед, назад.
9. Положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад
(обхват-
ное, для batteTnents frappes).
10. Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале
но
ском в пол. позднее - на 45°.
12. Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
16. Petits battements sur le
cou-de-pied (Перенос ноги
равномерный, позднее с акцентам вперед
и назад).
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
а) с I и V позиций вперед, в сторону, назад;
б) с demi-plies в I и V позициях вперед, н сторону, назад; и) с demi-plies uo II и IV позицию без переходи и с переходом с опорной ноги.
5. Battements Lend us jetes:
a> с 1 ti V позиций вперед, в сторону, назад;
о) с demi-plies в I и V позиции вперед, в сторону, назад.
Й. Grand plie в I и II позициях en face, и V позиции en face et epaulement,
9. Battements frappes u battements doubles frappes:
а) носком в лол во всех направлениях;
б) на 45'во всех направлениях.
10. Положение epaulement croise et efTace.
J J. 1 -oe, 2-ое, 3-е port de bras.
12. Малые и большие позы: croisee, efface, ecartee вперед
и
назад; I, II, III arabesgues (изучаются носком и
пол).
13. Battements tendus plies-soutenus вперед, в сторону,
назад.
Ы. Battements fondus:
а) носком в пол во всех направлениях;
б) на 45° во всех направлениях.
Allegro
0. Pas balance.
6. Pas de busgue вперед ^сценическая форма].
ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ
II КЛАСС
Основные задачи второго года обучения:
развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсис у станка и увеличения количества упражнений;
развитие устойчивости;
развитие техники исполнения упражнений и более быстром темпе.
Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счет использования поз в зкзорсисе у станка и на середине, усложнения учебных комбинаций, введения элементарного adagio.
Во втором классе начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу и ознакомление с техникой поворотов на двух ногах.
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА '
1. Battements tendus:
a.i double (с двойным опусканием пятки во II позицию); 01 pour !e pied (по усмотрению педагога); а) в маленьких и больших позах.
2. Bauemenis tendus jetes:
a) balancoir;
6i в больших и маленьких позах.
3. Rond de jambe par terre en dehors ei en dedans на demi-plies.
•!. Demi-rond et rond de jambe на 45° en dehors et en dedans на
всей стопе, позднее на полупальцах.
5. Battements fondus:
а; на полупальцах;
б: с plie-releve на всей стопе, позднее на полупальцах; в) в позах {по усмотрению педагога).
3. Petiis battements sur le cou-de-pied на полупальцах.
9. Rond de jambe en i'air en dehors et en dedans на всей стопе
и на полупальцах (изучение начинается
со сгибания и разгиба
ния ноги, открытой в сторону на 45°).
13. Battements developpes:
а) в сторону, вперед, назад;
б) passes со всех направлений.
Ы. Grand plie и IV позиции.
15. Grands battements jetes:
а) pojntes;
б) во всех позах.
а) в IV позиции;
б) с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied и на -ICi'.
18. Полуповороты на полупальцах en dehors et
en dedans u»
двух ногах (начиная с вытянутых и с demi-plies).
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Упражнения исполняются en face на всей стопе, с постепенным введением маленьких и больших поз.
1. Battements tendus:
а) в маленьких и больших позах; б! double по II позиции.
2. Battements tendus jetes:
а) в маленьких и больших позах: 61 pigues.
3. Rond de jambe par terre en dehors et en dirdnns ни demi-pUe.
■1. Demi-rond de jumbo на -15" en dehors et en dedans.
5. Battements fondus:
а) в маленьких и больших позах носком в пол и на -15";
б) с plie-releve.
13. Battements releve's tents et battements developpes en face и в позах: croisee, effacee, ecartee вперед и назад, atlitube effasee et croisee 1, 2, 3 arabesgues.
l-l. Battemenst developpes passes en face.
а) с наклоном корпуса в сторону;
б) с наклоном и перегибом корпуса, с ногой,
вытянутой на но
сок вперед и назад.
17. 4 и 5 port de bras в V позиции.
1S. Поза IV arabesgue носком в пол.
1У. Temps lie par terre avoc port de bras (с перегибом корпуса назад и в сторону).
20. Releves на полупальцы:
а) в позиции croisee et efface.
б) работающая нога в положении sur le cou-de-pied
или под
нята в любом направлении на 45°.
Allegro