Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
65
План
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Оглавление.
Введение.
Танцевальное искусство молдавского народа – одна из самых ярких страниц мировой хореографии. Жизнерадостное, солнечное, увлекающее ритмом и каскадом движений, оно всегда производит огромное впечатление на зрителей.
На оригинальность, самобытность молдавской народной хореографии я обратила внимание, когда ещё только начала знакомиться с искусством танца, а сейчас, будучи уже студенткой, с огромным интересом и удовольствием взялась за исследование молдавского хореографического творчества. И не только одно любопытство обосновывает мой выбор темы дипломной работы.
Молдавский танец любят и танцуют большое количество самодеятельных коллективов страны. Но всегда ли исполнители достоверно точно передают особую манеру молдавского народного танца? К сожалению, далеко не всегда.
Проблема в том, что не всегда правильно оценивается роль народного творчества в развитии самодеятельного искусства. Недостаточно глубоким изучением народных истоков и традиций объясняется появление в печати таких «терминов» как «Молдованяска», «Молдаванеску», «Джок». Этим же можно объяснить наличие в танцевальной литературе танца «Юла», который возник на основании случайных непроверенных материалов. Только незнанием действительности можно объяснить в песнях образ «смуглянки – молдаванки с бубном» (бубен не бытует в Молдавии). Это не что иное, как остатки неграмотного отождествления молдаван и цыган. Тем же объясняется трактовка музыки танца «Оляндра» как мазурки, хотя они имеют различную ритмическую основу. По той же причине в печати появляются эскизы костюмов, далеко уводящие от действительного представления о молдавском народе.
Поэтому, в своей дипломной работе я постаралась передать точные сведения, касающиеся всех аспектов, имеющих то или иное отношение к многообразию молдавского народного танца. Отсюда можем вывести цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Первые шесть задач находят своё решение в теоретической части.
На первый план помещены сведения об истоках хореографического искусства на территории Молдавии, ведь историческим прошлым этноса обусловлены формы и тематика танцев, бытующих в народе. Так, в процессе исследовательской работы было выяснено, что молдавский народный танец берёт начало от первобытных обрядовых плясок северофракийских племён гетов и даков, кроме того, до сих пор сохраняет черты первобытно-круговых плясов и своеобразие античной хореографии. Об этом свидетельствуют найденные в разное время вазы, настенные росписи, скульптурные рельефы, запечатлевшие пляски древних людей. На формирование молдавской народного танца оказали влияние и культуры Древней Греции и Рима. Этой стороне вопроса посвящена статья В.Ивинга «Отблески древности».
Сопоставляя молдавские танцы наших дней с танцами сопредельных народов, следует отметить, что при наличии ярко выраженных особенностей, присущих только молдавским танцам, имеется и ряд общих черт между молдавским танцевальным творчеством и славянской танцевальной культурой.
В Молдавии мы находим тесную связь между молдавскими, гагаузскими, болгарскими и чешскими танцами, которые выражаются в общности структурного решения, в преобладании круговых построений, в способах образования кругов, в сходстве перемещений объединённых построений. В них также наблюдается и общность танцевальных приёмов: шаги с выносом ноги, дорожки, прыжки, приседания, тройной шаг, удары, синкопические образования и т.д.
В процессе своего исторического развития Молдавия подвергалась влиянию соседних славянских народов. Переосмысливаясь на молдавский лад, эти танцы со временем так преобразились и прочно закрепились в сознании и жизни народа, что стали считаться среди народов, откуда они были когда-то заимствованы исконно молдавскими. К таким танцам относятся «Русаска» (по-русски), «Сырба» (по-сербски), «Гопакул» (по-украински), «Цыгеняска» (по-цыгански), «Булгэряска» (по-болгарски), «Булгаркуца» («Болгарочка») и др.
Наряду с народными на жоке могут встретиться бальные танцы, также заимствованные от других народов: полька, вальс, краковяк и другие – иногда в местном очень своеобразном исполнении.
Ярмарки, на которых собирались жители многих близлежащих сёл с разноязычным населением, способствовали процессу взаимовлияния танцевальных культур. Нередко они перерастали в большой народный праздник – жок, где шёл самый широкий обмен танцами разных сёл и национальностей.
Не прошла бесследно для танцевального искусства Молдавии длительная турецкая оккупация. С элементами, воспринятыми от восточного танца, мы встречаемся в южных районах. Это находит своё отражение в сходстве ритмов и танцевальных приёмах.
Неизменно, танцы находятся в состоянии непрерывного изменения, развития. Одновременно с этим в танцах каждого народа находят своё выражение только ему свойственные манеры и приёмы, которые проходят красной нитью через все формы его хореографии. Сюжеты самих танцев, накопленные за многие века существования молдавского этноса, их мелодии, ритмические рисунки, богатая хореографическая лексика поражают своим многообразием. Поэтому классификация молдавских танцев представляется делом чрезвычайно сложным.
Анализируя теоретический материал, касающийся данного вопроса, возникла необходимость совместить варианты классификации молдавского танца, предложенные Л.В. Ошурко, Э.А. Королёвой и А. Гуменюка. На то был ряд причин.
Существующая классификация танцев Л. Ошурко при целом ряде положительных моментов, представляется далеко не исчерпывающей, а в отдельных случаях и спорной. Разделение танцев исключительно по тематике оставило вне поля зрения целую группу обрядовых танцев. К этой группе я отнесла и многое свадебные танцы. Вряд ли составляют отдельную тематическую группу, выделяемую автором, «танцы, воспринятые от других народов». Но в то же время предложенная Л. Ошурко классификация по рисунку помогает уточнить характер, если и не всех, то, во всяком случае, большинства бессюжетных бытовых танцев.
А. Гуменюк относит и сюжетные танцы к отдельному жанру. Такое выделение представилось мне не очень уместным, ибо очень часто танцы, имеющие совершенно определённый сюжет, или, точнее, тему, исполняются как бытовые (например, «Ицеле»).
За основу была взята система разделения танцев, предложенная Э.А. Королёвой. Это, прежде всего, разделение их по жанрам на обрядовые и бытовые. Причём бытовые, в свою очередь, можно разделить на бессюжетные и сюжетные.
Но не остались без внимания и иные классификации молдавских танцев: по возрастному и композиционному, а так же территориальному (районирование и стилистические особенности) признакам.
Таим образом, мне удалось создать собственную классификацию, как мне кажется, наиболее полно отражающих всё многообразие молдавских народных танцев (приложение 1).
Итак, изучив классификацию молдавских танцев, мы видим, что в основу их сюжетов были положены трудовая деятельность народа, смысл, который молдаване придавали явлениям природы и событиям окружающего мира. Но не стоит забывать, что танец – это, прежде всего, явление социальное.
В танцах ярко отображалось, к примеру, расслоение общества на бояр и трудовой народ, а крестьян на зажиточных и безземельных. В хореографии, как молдавской, так и в какой бы то ни было другой, находят отражение важнейшие события в жизни народа, тончайшие нюансы настроений, взаимоотношения между людьми. Отсюда берёт своё начало и особая манера исполнения молдавских народных танцев. Все они исполняются стремительно, подчёркивая тем самым жизнерадостность народа. Однако эта самая молдавская подвижность сочетается со скромностью, присущей народным танцам. Исследователи молдавской народной хореографии отмечали, что какие бы ни были танцы, их исполнители никогда не впадали в дикость, всегда присутствовало чувство меры.
Если всё, о чём было упомянуто выше, обозначить словом «содержание», то теперь следует изучить «форму» молдавского танца. А «форма» в хореографии - это ни что иное, как танцевальная лексика.
Обычно каждому молдавскому танцу присущ свой основной ход или свойственные ему движения. Танцы могут быть очень сложны по элементам, самобытности приёмов. Усложняет хореографическую лексику и обилие синкопических образований, сложная ритмическая основа танцев.
К наиболее часто встречающимся движениям стоит отнести шаги с подскоком, выносом ноги, боковой ход, дорожка, притоп. Исключительной особенностью молдавских танцев являются трёхтактовые сочетания движений в комбинации с их кажущейся «ассиметрией».
Опираясь на знания, полученные при написании теоретической части, предстоит воплотить их на практике в виде хореографического концертного номера, поставленного на основе элементов молдавской народной хореографии.
Таким образом, исследовав и обобщив теоретический материал по теме молдавского народного танца, проследив историю развития молдавской народной танцевальной культуры, определив манеру исполнения, особенности хореографической лексики и жанровые особенности молдавского народного танца в совокупности, мне удастся сделать выводы о результатах анализа многообразия молдавского народного танца.
Для написания работы применительны следующие методы исследования:
Теоретические:
Изучение литературы: за основу теоретической части были взяты труды молдавских педагогов и балетмейстеров – А.А. Ошурко, Э.А. Королёвой, В. Курбета, А. Мардаря. Дополнением послужила информация, взятая из пособий по народному танцу А.А. Борзова, Т.С. Ткаченко. Были использованы произведения художественной литературы– М.М. Коцюбинского, произведения этнографического характера – Д. Кантемира, М. Лившица и Л. Чеззы, Е. Водовозовой, В. Дедлова, А. Защука, В. Мартиновского, Л.С. Берга, а так же этнографические словари.
Анализ и синтез: применялись при изучении литературы и осмыслении информации.
Сравнение: данные из литературных источников сравнивались между собой. В случае несовпадения информации ссылка делалась на молдавских авторов, так как отечественные авторы порой просто неверно формулировали свою мысль.
Классификация: из большого объёма информации по нескольким признакам были выделены основные группы танцев и на их основе составлено несколько классификаций молдавского народного танца.
К практическим методам можно отнести постановку хореографического номера как воплощение полученных при исследовании знаний на практике.
Объектом исследования в данной работе является молдавская танцевальная культура в целом, а предметом – многообразие молдавского народного танца.