Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:46, курс лекций
Лекція 2. Сучасна сім’я та особливості взаємодії з педагогом щодо морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
(4 години)
Сучасна українська сім’я, її типи та функції.
Особливості взаємодії сім’ї та педагога з питань морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
Специфіка ставлення батьків до педагога.
Сімейні конфлікти. Їх типи, причини виникнення та шляхи попередження.
Роль сімейних традицій у морально-духовному вихованні дошкільників.
Умови морального розвитку дитини дошкільного віку в сім’ї.
Плакат - один из основных жанров Ар Нуво.
Гоген Бернар делали резные предметы мебели; Тулуз-Лотрек Бердсли и Муха исполняли превосходные иллюстрации; Редон Дени Вюйяр расписывали салоны и комнаты. Многие ху- дожники создавали веера и зонтики.
Чисто стилистически Ар Нуво оказало влияние и на постимпрессионистов (Сера и Синьяк) а также на группу XX (ван де Велде ван Рейселберге) Понт-Авенскую школу клуазонизм группу "Наби" (Серюзье Боннар М. Дени и их сотоварищей по академии Жюлиана).
Общество "Роза и Крест" основанное в 1891 Пеладаном пригласило на свой первый Салон Кнопффа Валлотона Ходлера Торопа и др. - представителей самых разных течений европейского символизма. Климт в свою очередь никогда не выделял живопись из ее архитектурного контекста (мозаики в столовой дворца Стокле в Брюсселе 1905-1909).
Африканский
Кратко об Африканском стиле
Время создания не определено.
Характерные черты стиля:
Маски, гротескные и реалистичные
Характерные цвета:
Коричневые, слоновая кость
Характерные линии:
Изогнутые
Характерные формы:
Вытянутый эллипсоид, цилиндр, шар
Характерные элементы интерьера:
Маски, копья, щиты
Характерные конструкции:
Цилиндрические стены
Характерные окна:
Нет
Характерные двери:
Нет
Подробно об Африканском стиле
Африканский стиль - (см. Африка) - искусство этого континента включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. В силу особых географических, климатических и исторических условий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным.
Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки; она также относится к каноническому типу искусства (см. египетское искусство). Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В X в. до н.э иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, ок. 815 г. они основали Карфаген. На Западе Африка граничила с Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), считавшимися краем Земли.
В VII в. н. э. северная часть Африки захвачена арабами (см. арабское искусство), восточная была провинцией (экзархатом) Византийской империи.
В традиционном искусстве народов Африканского континента главное место занимает скульптура. В большинстве случаев она, как и ритуальные маски, делалась из дерева, поэтому самые древние образцы не сохранились. Тем, что известны - не более двухсот лет. Но их стиль, как и в любом примитивном народном творчестве, почти без изменений сохранил архаические черты, и поэтому бывает затруднительно определить, в какое время выполнено то или иное произведение.
В XIV в. до н. э. древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, испытали влияние египетского искусства, в дальнейшем развивались в контактах с цивилизацией Египта, затем христианской культурой Византии, позднее - Ислама (см. мусульманское искусство). Греки назвали жителей этой страны эфиопами (греч. aithiopes - "черные лица"). Часть Эфиопии входила в состав Верхнего Египта, а государство Аксум (от греч. axulos -"бедный лесом") - с выходом к побережью Красного моря - поддерживало контакты с греко-римским миром, в IV в. его жители приняли христианство (под влиянием александрийской школы - в монофизитской форме).
В центральных районах Африканского континента, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда с плясками и заклинаниями. Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавливались долго и тщательно, безжалостно уничтожались (см. бифункциональность; прикладное искусство). Формы африканских ритуальных масок разнообразны - от крайне натуралистичных до фантастических, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями, или геометризованных вплоть до совершенно абстрактного объема. Оригинальны устрашающие маски с вставными зубами, рогами, обтянутые кожей животных и с длинными волосами. Отдельные маски необычайно выразительны из-за гротескных пропорций и преувеличенных деталей - огромные глаза, длинные носы или уши, подчеркнутая текстура, орнаментика. Все это - ничто иное, как приемы, стилизации, осмысленные европейцами лишь в искусстве XX столетия.
Африканский скульптор легко и естественно (поскольку он не связан эстетической теорией) подчеркивает то, что ему кажется особенно интересным и важным, приемом увеличения - изобразительной гиперболой. Вероятно, этим же целям служит и геометризация, являющаяся в данном случае не только результатом длительной эволюции, абстрагирования природных форм, но и сознательным изобразительным приемом. Оригинальны по композиции деревянные кресла с опорами в виде стилизованных человеческих фигур. Они восходят к древнему обычаю, когда вождь племени восседал на спинах своих рабов. Здесь мы видим самобытное применение художественного тропа - композиционного приема метонимии.
Самая древняя школа африканской скульптуры относится к культуре Нок, по названию селения в Нигерии, ее расцвет датируется V в. до н. э.- II в. н. э. Для школы Нок характерно сочетание предельно геометризованных объемов масок, голов вплоть до цилиндра, шара или конуса, с натурализмом отдельных деталей. В скульптуре Cao (VIII-XIX вв.), по имени народности, селившейся близ озера Чад, соединялись антропоморфные и зооморфные черты. Культуру Сао иногда называют "глиняной", поскольку многие скульптуры выполнялись из обожженной глины.
Классика африканской скульптуры - шедевры из г. Ифе в Юго-Западной Нигерии, исполненные в XII-XIV вв., - большие бронзовые и терракотовые головы, которые часто сравнивают с античными. Действительно, завершенность стиля, совершенство формы, тонкость моделировки, пластичность непроизвольно вызывают ассоциации с этрусским и эллинистическим искусством.
Одной из самых известных для европейцев стала африканская скульптура мастеров селения Бенин в Южной Нигерии. Согласно местному преданию, ее жителей обучил бронзовому литью один из мастеров Ифе. Со временем стиль Бенин, действительно имеющий много общего с произведениями Ифе, достиг расцвета в XIII-XV вв. и сохранился почти в неизменном виде. В Нигерии, получившей независимость только в 1960 г., всегда было много европейцев, охотников за золотом и слоновой костью. Поэтому интересны в скульптуре мастеров Бенин гротесковые изображения европейцев.
На территории Золотого Берега (ныне часть Ганы) в XVIII-XIX вв. в мастерских королевства Ашанти производилось множество изделий из золота местных рудников - браслетов, колец, пекторалей, корон для племенных вождей, амулетов. Отдельные вещи создавались из дерева и обивались золотой фольгой. Все они назывались "акан" - по наречию, на котором говорили местные жители. Многие из таких изделий, имевшие типично архаичный, геометризованный характер, вывозились в Англию и Португалию. Усилиями немецких этнографов большая коллекция африканской скульптуры собрана в музеях Берлина и Дрездена. Часть была приобретена Петром I в 1716 г. для Кунсткамеры в Петербурге. Яркость, необычность и выразительность стиля африканского искусства, его своеобразная классичность и, одновременно, экспрессивность, гротесковость формы, произвели огромное впечатление на европейских художников начала XX столетия.
Значительное влияние африканского искусства испытал немецкий художник-экспрессионист Э. Л. Кирхнер. Африканской пластикой, как он сам вспоминал, "заболел" П. Пикассо в свой кубистский и посткубистский периоды. Даже возникновение кубизма как художественного течения сам Пикассо и многие теоретики искусства связывали с воздействием африканских форм. Румынский скульптор К. Бранкузи, работая в Париже в начале XX в., стилизовал форму головы и фигуры человека, доводя ее почти до абстрактного объема, и достигал, тем самым, сходства с африканской скульптурой. Под влиянием Бранкузи живописец А. Модильяни стал создавать рисунки, а затем и скульптуры "кариатид" - экспрессивно удлиненных голов и женских фигур - образцы изысканнейшей формальной стилизации. Изучал африканскую скульптуру и живописец, один из основоположников фовизма, А. Дерен, в своих картинах он иногда просто цитировал приемы африканского искусства. Экзотические формы искусства Африки сыграли значительную роль в формировании стиля Ар Деко, в частности, в работах П. Легрэна, а также в творчестве А. Матисса, Р. Дюфи, А. Джакометти, X. Мура, Ж. Липшица, О. Цадкина, Б. Бюффе, Ж. Дюбюффе и художников течения ар брют. В середине XX столетия сторонники теории афро-центризма - преимущества африканской культуры над рационалистической европейской - утверждали, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, доминирующими являются непосредственные ощущения формы, цвета, ритма. Именно поэтому художественная интуиция африканцев в разных видах искусства завораживает европейцев.
Барокко
Кратко о стиле Барокко
Время создания 1650-1770 г.г.
Характерные черты:
Симметрия в стиле, простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях, большие сложности в колоннах, обильно отделанные потолки с углубленными частями.
Присутствие изящной "неустойчивой" мебели, изготовленной из дерева, поддающейся резьбе с красивым шпоном и покрытым лаком. Стены украшались зеркалами, и полностью декорировались. Отсутствие прямых линий и углов.
Вещи инкрустированы с нежно-цветистым узором. Стиль "легкомысленный" с элементами эротизма. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Интерьеры изящны, декоративны, легки.
Характерные цвета:
Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Характерные линии:
Причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Характерные формы:
Сводчатые, куполообразные и прямоугольные; башни, балконы, эркеры.
Характерные элементы интерьера:
Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Характерные конструкции:
Контрастные , напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Характерные окна:
Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Характерные двери:
Арочные проемы с колоннами; растительный декор.
Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональ- ных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
Слово «барокко» используется и как метафора в смелых историко- культурных обобщениях: «эпоха Барокко», «мир Барокко», «человек Барокко», «жизнь Барокко» (итал. La vita Barocca). В каждом историческом периоде развития искусства видят свое «барокко» -- пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства. Наконец, известны стили Необарокко, «второго барокко», «ультрабарокко». Изначально жаргонное словечко «барокко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной, искаженной формы.
Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. В среде французских ювелиров слово baroquer означает - смягчать контур, делать форму мягкой, живописной. Во французских словарях слово «барокко» появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Оно долго не могло стать названием стиля. Еще в 1904- 1905 гг. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает этого стиля и целой эпохи в развитии европейского искусства, лишь вскользь и пренебрежительно вспоминая о «суетливом иезуитском стиле» как о не имеющем никаких достоинств и являющемся «умственным заблуждением».
Первым сделал слово «барокко» типологической категорией X. Вёльфлин. В книге «Ренессанс и Барокко» (1888), написанной им в Риме, и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй - классика, третьей - барокко. В своих знаменитых «парах» формальных понятий: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, множественность и единство, ясность и неясность - первую часть Вёльфлин отнес к искусству классики, вторую - к барокко. Отсюда противопоставление Классицизма и Барокко не только как конкретно- исторических художественных стилей, но и как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов формообразования.
Выдающийся историк- философ искусства М. Дворжак, оппонент Вёльфлина, считал стиль Барокко порождением Маньеризма, но, одновременно, - более высокой ступенью «развития духа» в сравнении с Классицизмом. Немецкий историк культуры Г. Вайзе «выводил» стиль Барокко северных стран непосредственно из Готики и считал его «истинным воплощением германского духа» (Gemiit). Стиль Барокко изучал X. Зедльмайр, ученик М. Дворжака, он окончательно утвердил введенное Вёльфлином разделение стиля на «раннее барокко» XVI- XVII вв. (нем. Fruhbarock) и «позднее барокко» XVII- XVIII вв. (Spat- barock). Э. Маль, французский ученыйле- диевист, в 1920- х гг. определил Барокко как «наивысшее воплощение идей христианского искусства». Много позднее были открыты труды К. Гурлитта, который в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887) предвосхитил многие мысли X. Вёльфлина. Особенности искусства «поздней готики» (Spatgotik) Гурлитт мистически сближал с «духом барокко» (Gemut Barock). Однако классической страной Барокко все же принято считать Италию
Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалое Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв. Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» - произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля - казались недосягаемыми. В этом - суть всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями.