Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:45, курсовая работа
Традиция рассказывать детям сказки сложилась так давно, что мы и не осознаём, почему мы это делаем. Мы интуитивно понимаем, что через сказку приобщаем ребёнка, нового человека, к истории нашего народа, к его богатой древней культуре, этическим нормам, морали, духовному наследию, традициям и обычаям наших предков, красоте родного языка. Всё это несомненно даёт нам сказка, поэтому ценность сказки как никогда актуальна в наши дни, в век массовой культуры, когда усиливается тенденция к упрощению языка, к стиранию национальных различий, к появлению нововведений в области культуры и искусства и, отсюда к большому сожалению, к утере наследия наших предков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сказка как жанр народного художественного творчества…….…....10
Общее представление о сказке………………………………………..….10
Происхождение слова «сказка»..……………………………………..….10
Определение сказки…………………………………..…………….….…12
Отличие сказки от других жанров……………...…………...………..….14
Научное изучение сказок……………………………………………..…..16
Собирание сказки…………………………………………………….…...16
Научное изучение сказки…………………………………..……….……18
Вариативность и распространение сказок…………………………....…21
Классификация сказок, происхождение различных видов сказок….…23
Классификация сказок……………………………………………………23
Мифологическая сказка……………………………………………......…26
Сказки о животных……………………………………………………......27
Бытовые сказки………………………………………………….……..….30
Волшебные сказки……………………………………………………..….33
Сказочная поэтика……………………………………………………..….35
Глава 2. Роль сказки в жизни ребёнка……………………………………....….38
2.1. Характерные особенности сказочного фольклора в наши дни…………..38
2.2. Использование сказочного наследия в воспитании детей………………..40
2.3. Постановка сказки «Теремок» в МБДОУ №82……………………………45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………………………..…………….49
Приложения……………………………………………………………………...50
Приложение 1. Схема «Место сказки в народном художественном творчестве»……………………………………………………………………….50
Приложение 2. Сценарий сказки «Теремок» (с видеозаписью)………………51
оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сказка как жанр народного художественного творчества…….…....10
Глава 2. Роль сказки в жизни ребёнка……………………………………....….38
2.1. Характерные особенности сказочного фольклора в наши дни…………..38
2.2. Использование сказочного
2.3. Постановка сказки «Теремок» в МБДОУ №82……………………………45
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..…………….
Приложения……………………………………………………
Приложение 1. Схема «Место сказки в народном художественном
творчестве»…………………………………………………
Приложение 2. Сценарий сказки «Теремок» (с видеозаписью)………………51
введение
Актуальность темы. Слово «сказка» знакомо нам с детства. Мы выросли на них. «Почитай мне сказку», - говорили мы. «Рассказать тебе сказку?» - слышали мы. Несомненно, сказка – это прерогатива детей, ещё не познавших законы материального мира и поэтому верящих в чудеса и волшебство. Можно с уверенностью заявить, что почти у каждого ребёнка в его детской библиотеке есть хотя бы одна книга сказок.
Традиция рассказывать детям сказки сложилась так давно, что мы и не осознаём, почему мы это делаем. Мы интуитивно понимаем, что через сказку приобщаем ребёнка, нового человека, к истории нашего народа, к его богатой древней культуре, этическим нормам, морали, духовному наследию, традициям и обычаям наших предков, красоте родного языка. Всё это несомненно даёт нам сказка, поэтому ценность сказки как никогда актуальна в наши дни, в век массовой культуры, когда усиливается тенденция к упрощению языка, к стиранию национальных различий, к появлению нововведений в области культуры и искусства и, отсюда к большому сожалению, к утере наследия наших предков.
Сказка – это плод творчества всего народа, народов, живущих на территории нашей огромной страны. Сказка является повествовательным жанром устного народного творчества, который, наряду с музыкальным, танцевальным, театральным, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, образуют народное художественное творчество (см. Приложение 1). Соответственно, сказка, как значимая часть народного творчества, изучалась и изучается фольклористикой, точнее, её отраслью, изучающей эпические произведения, - эпосоведением. Большинство представителей научных школ, изучавших народное творчество и сформировавших фольклористику из научного направления в целую науку, исследовали именно сказку.
Проблема. Сказка присутствует в нашей жизни с тех пор, как мы себя начали помнить, но мы даже не задаёмся вопросами, когда и как она возникла. Что мы не знаем такого о сказке, что изучает наука? Почему некоторые сказки схожи между собой, хотя носят разные названия? Почему сказки других народов так похожи на наши? Чем отличается сказка от сказаний, легенд или сказов? Есть ли опасность потери «сказочного» наследия, оставленного нашими предками? Возможно, кто-то задавался этими вопросами, и уверена, их стоит изучить, дабы узнать, каким образом и почему сказка ещё в далёком детстве приобщила нас к культуре нашей страны и ещё раз восхититься талантом нашего народа.
Тема данной курсовой заинтересовала меня, прежде всего и проблемой, стоящей в воспитании детей в настоящее время. Известная проблема сейчас в том, что дети не читают, не любят читать. Книги заменили телевизор и компьютер. То, что раньше мы узнавали, читая детскую литературу, современные дети узнают из телевидения, которое не всегда демонстрирует нам доброе и хорошее. Пытаясь понять детей, я вернулась воспоминаниями в своё детство и обнаружила, что первой моей книгой была именно книга сказок, и что, научившись читать, я начала читать именно сказки, а не иную литературу. Телевизор мы тогда мало смотрели. Конечно, прошлое не вернуть и невозможно ограничить доступ детей к телевизору, компьютерам в современный информационный век. И бесспорно, существуют семьи, в которых данная проблема отсутствует – в них сохранена культура чтения. Но проблема всё же актуальна.
В связи с вышеизложенным возникла ещё одна проблема: как заинтересовать современных детей в чтении сказок. Какую-то роль в этом вопросе взял на себя кинематограф и мультипликация. Но нельзя с уверенностью заявить, что ребёнок, посмотрев мультфильм или фильм, возьмёт в руки книгу и прочтёт экранизированную сказку. К тому же в основу современных фильмов и мультфильмов, в основном, берутся литературные сказки (Л. Кэрол «Алиса в стране чудес», Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» и др.). Тема же моей курсовой работы называется «народные сказки».
Цель. В своей курсовой работе я задалась целью изучить такое явление народного художественного творчества как сказка, её состояние и значение в настоящее время.
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования в моей курсовой работе является собственно сказка как жанр устного народного художественного творчества.
Предмет исследования. Сказка, как жанр богатый и разнообразный, имеет свои разновидности. В данной курсовой работе я рассматриваю русские народные сказки, которые, как творение народа, выполняют воспитательную, педагогическую, этическую, эстетическую функции, а также являются культурной ценностью.
Для исследования выбранной мною темы я использовала следующие методы:
При написании курсовой работы оказался полезным учебник «Русское устное народное творчество» авторов - Кравцов Н.И. и Лазутин С.Г. В нём кратко, но содержательно дана информация о сказке: о её собирании, изучении и описании основных разновидностей сказок. Для получения основных знаний о сказочном жанре народного художественного творчества данное издание самое подходящее.
Трудоёмки и увлекательны исследования В.Я. Проппа «Русская народная сказка» (1984) и «Морфология сказки» (1969). Интересна книга Э.В. Померанцевой «Русская народная сказка» (1963) и «Судьбы русской сказки» (1965). Во второй из них обстоятельно рассмотрен исторический путь русских народных сказок. Во многом пригодились работы В.П. Аникина. Нашла в них материал для написания курсовой работы.
Для написания второй главы использовала полезные данные с сайта www.bayushki.ru.
Словарь
Авантекст - основная форма существования фольклорного текста. Фольклорный текст никогда не имеет основного варианта, а всегда существует в виде множества равноправных вариантов текста.
Анекдо́т (фр. anecdote - байка, небылица; от греч. τὸ ἀνέκδοτоν - неопубликовано, букв. «не изданное») — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех.
Анимизм (от anima, animus — душа и дух соответственно) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Антропоморфизм - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
Архаический (от греч. archaios - древний) - 1) свойственный древности; 2) вышедший из употребления.
Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Диало́г - тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.
Жанр художественный (французское genre, от лат. genus — род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
Зооморфный - стилизованный под животное, часто определенного вида.
Иску́cство (от церк.-слав. искусьство; ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Классифика́ция - процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.
Компаративизм – это применение сравнительно-исторического метода в языкознании, литературоведении и некоторых других науках.
Миф - исторически первая форма культуры; представления древнего человека о мироздании, его происхождении; вымысел.
Морфология - структурная организация текстов определенного жанра или отдельного текста, система отношений его элементов между собой и с целостной структурой.
Мотив - это элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания, простейшая составная часть сюжета, минимально значимый компонент повествования.
Народное творчество - художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Обря́д или ритуал — совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
Поэ́зия («творчество, сотворение») - словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Поэтика (от греч. poietike — поэтическое искусство) - совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы (реже кино, театра), — его внутреннее строение, специфическая система его компонентов и их взаимосвязи.
Про́за (prosa, от prorsa — прямая, простая) - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи.
Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Репертуар - это перечень произведений, предназначенных для исполнения.
Сказка литературная - эпический жанр; ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Стилистика - наука о стилях речи, изучающая различные выразительные возможности языка - экспрессивные, оценочные, функциональные (коммуникативные, познавательные, эмоциональные).
Термин (от лат. terminus - граница, предел) - это слово или сочетание слов, предельно кратко обозначающее конкретные понятия, специфичные для определенной области науки, техники, искусства.
Тотемизм (от «от-отем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») – вера группы людей в существование тесной связи или кровного родства с определенным видом животных, реже растений, еще реже других предметов или явлений природы.
Фольклори́стика - наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведенья и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества.
Информация о работе Народные сказки в мире современного детства